Будущее России не зависит от санкций. Будущее России зависит от нас В.В. Путин
Севастополь 12o

"Севморзавод": глубины и мели

Два дня, 29 и 30 июля, длился рабочий визит Николая Азарова в Севастополь. В нашей газете был опубликован подробный отчет о посещении главой правительства Украины первой городской больницы имени Н.И. Пирогова. На "Севморзаводе" Николая...

Два дня, 29 и 30 июля, длился рабочий визит Николая Азарова в Севастополь. В нашей газете был опубликован подробный отчет о посещении главой правительства Украины первой городской больницы имени Н.И. Пирогова. На "Севморзаводе" Николая Яновича прежде всего интересовали вопросы строительства плавкрана проекта 50370М по заказу города Запорожья, где намерены дополнительной переправой соединить левый и правый берега Днепра, перспективы размещения заказов Черноморского флота Российской Федерации на ведущем в нашем городе предприятии и, наконец, возможность строительства севморзаводчанами катеров для пассажирских перевозок по нашим водным маршрутам. Три проблемы. Читатель волен составлять свой список с учетом их значимости. Но все они очень важны, все первые, так как напрямую касаются, если не всех, то очень и очень многих севастопольцев.

ПОД НОМЕРОМ 50370М

Запорожье раскинулся на двух берегах самой полноводной реки Украины. Плотина легендарного Днепрогэса в течение последних двух-трех десятилетий явно пасует перед возросшим потоком транспорта. И в течение этого длительного периода руководство казацкой столицы добивается в Киеве строительства нового моста.

Прежде на него не находили денег. Нынешнему правительству страны удалось изыскать необходимые средства. Но приключилась новая заминка, на сей раз с выбором оптимальной технологии ведения основных работ. Очень скоро мэрия Запорожья и специализированное предприятие "Мостобуд" склонились не к строительству на берегу дорогих временных вспомогательных сооружений, а к использованию мощнейшего плавкрана.

Запорожцы, как говорится, за советом к ворожке не ходили. Конечно, решили они, создать его могут в Севастополе, на "Севморзаводе". Ведь с 1961 года строительство морских подъемных механизмов для всего бывшего Советского Союза и для зарубежья стало основным направлением деятельности его коллектива. В послевоенные годы передано заказчикам около 190 плавучих подъемных кранов. Грузоподъемность самых мощных машин довели до 1600 тонн.

На Днепре хватило бы силы металлических мускулов поменьше — на 1200 тонн. Но это не облегчало задачу конструкторов ОАО "ЦКБ "Коралл" и корабелов. Ведь подъемный механизм предстояло запустить в действие не на морской волне, а на речной водной глади. Там свои особенности.

В последние дни апреля сего года состоялся пуск на воду второго из трех понтонов плавучего крана проекта 50370М. Это было настоящее торжество, которого долго ждали. Поэтому там, где надо, горели красками гирлянды из воздушных шаров, играл военный оркестр, на импровизированную трибуну пригласили почетных гостей. Некоторые из них приехали из Запорожья, Киева, других крупных украинских городов. Произносились речи. На стальном боку понтона оставила пенистый след по традиции разбитая бутылка шампанского. Состоялась пресс-конференция, на которой большая часть вопросов поступила прибывшему в наш город Петру Порошенко — почетному президенту "Проминвеста", основному инвестору предприятия.

Верно говорили о плавкране проекта 50370 М. Он не только сильный, но и способен пройти через все шлюзы на Днепре, что в перспективе позволит его задействовать на возведении мостов в Киеве, в Кременчуге, других приднепровских городах, наконец, в Керченском проливе, когда это потребуется. Помнится, в своей речи Петр Алексеевич подчеркнул, что плавучий кран проекта 50370 М вдвое дешевле зарубежных аналогов. Вполне возможно, что им заинтересуется и зарубежный покупатель.

На митинге справедливо говорилось и о том, что в странах СНГ впервые создается сооружение, с помощью которого можно обеспечивать постройку крупных мостов.

Спущенный на воду второй понтон отбуксировали к причалу. В тот апрельский день участники митинга стали свидетелями волнующих операций по закладке последнего, третьего по счету, понтона. Мы покидали "Севморзавод" с полной уверенностью, что дальше дело пойдет без сучка и задоринки. Как же иначе?

Сегодня как не вспомнить слова, произнесенные на импровизированной трибуне Юрием Цыганком — председателем правления ПАО "Мостобуд" — основного заказчика работ в Севастополе. Он, в частности, сказал: "Никто не верил, что плавкран будет достроен, рассматривались варианты переноса строительства на другие заводы". Как в мутную днепровскую воду глядел Юрий Цыганок. Он, видимо, поверил, что постройка подъемного механизма уже на таком этапе, что вряд ли возможен какой-либо кульбит. Ан нет.

Как правило, о хорошем мы узнаем на торжественных церемониях, подобных той, которая в преддверии Первомая состоялась на "Севморзаводе". Плохие же новости, в большинстве своем, приползают к нам в виде слухов. В сентябре прошлого года на "Севморзаводе" не могли нарадоваться открывшемуся финансированию строительства плавучего крана. На его прекращение не было и намека в апреле. А сегодня канал поступления денег на предприятие заблокирован — якобы из-за дороговизны проекта. По некоторым предположениям остановлен окончательно.

— Опасения такие есть, — сказал на мой диктофон и записывающие устройства троих коллег генеральный директор "Севморзавода" Константин Картошкин. — Мы только по-настоящему развернули работы. Мы рассчитывали, что завершим выполнение этого заказа.

Говорят, что в качестве альтернативы плавкрана проекта 50370М заинтересованным киевским ведомством предлагается плавкран частной фирмы. Мощность этого технического средства почти вдвое ниже предложенного севастопольцами.

— Понятно, что в любом деле выбирают тот путь, — размышлял вслух в беседе с нами Константин Эдуардович, — который кажется наиболее экономически целесообразным. Важно только правильно просчитать, чтобы ничего не потерять. (И те, кстати, затраты, которые уже ушли на проектирование крана и изготовление готовых понтонов, и расходы на замену принятой ранее схемы строительства объекта. — Авт.). Это, например, необходимость строительства дополнительных временных сооружений — пилонов — в связи с изменением грузоподъемности крана, это еще неизбежное перепроектирование, сюда же добавим перенос сдачи в эксплуатацию моста. Нельзя также сбрасывать со счетов возникающие риски судоходства во время возведения дополнительных временных сооружений. Если происходящее рассматривать в комплексе, меня одолевают сомнения в экономической целесообразности отказа от плавучего крана проекта 50370 М.

У этого проекта нелегкая судьба. Его реализация начата в 2004 году (по другим данным — в 2006-м). Работы шли рывками, как и их финансирование.

Выслушав эти аргументы и доводы, глава украинского правительства, по словам Константина Картошкина, пообещал всесторонне разобраться в ситуации, создавшейся вокруг постройки плавкрана проекта 50370 М.

— Мы рассчитываем: какое-то решение наверху примут в обозримом будущем. Тогда и поймем, как далее действовать, — заключил Константин Эдуардович.

ПРИДЕТ ЛИ КОРАБЛЬ РОССИЙСКИЙ?

В ходе короткого, но интенсивного по содержанию пребывания на "Севморзаводе" Николай Азаров вникнул в суть проблемы размещения, вернее будет сказано, неразмещения заказов Черноморского флота Российской Федерации. Константин Картошкин сообщил высокому гостю, а затем и группе журналистов, что последним в 2003 году морзаводчанами был отремонтирован крейсер "Москва". В течение последних трех лет шесть боевых и вспомогательных своих кораблей россияне предпочли обновить в Болгарии.

Ситуацию прокомментировал председатель Севастопольского городского совета Юрий Дойников:

— Сегодня есть сложности. Я не берусь освещать некоторые моменты международных отношений. Но имеются препятствия во взаиморасчетах, по предоплате, взиманию НДС. Очень хочется получить от России заказ на судоремонт, но, видимо, раньше необходимо урегулировать все организационные вопросы.

Константин Картошкин выразился определеннее:

— Если бы не сошлись в цене, то было бы понятно. Но скорее всего это — вопрос экономики. Мне очень сложно найти целесообразность ремонта корабля вдали от места постоянного базирования.

Российские заказы представляют для предприятия большой интерес, так как судоремонт — один из профилирующих видов его деятельности. Как сообщил журналистам Константин Эдуардович, премьер-министр страны поручил подготовить вопрос для освещения на заседании украинской и российской межправительственной комиссии по базированию в Украине Черноморского флота Российской Федерации.

ГАРАНТИЯ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА

Спуску на воду важного фрагмента 132-метрового гиганта с максимальной высотой подъема 1200 тонн полезного груза на 90 метров предшествовал звон разбитой бутылки шампанского три года назад. Когда в очередной раз почетные гости, журналисты будут приглашены по такому поводу? Не на спуск ли со стапелей в воду первого катера — единицы подвижного состава на внутренних городских морских линиях городского транспорта, кстати, единственных в Украине.

По крайней мере такое пожелание выразил, общаясь с журналистами, Владимир Яцуба.

— Я пригласил премьер-министра Украины в Севастополь и по этому поводу, — заявил глава городской государственной администрации. — Конечно, катера надо строить на "Севморзаводе" — украинском предприятии. Хотя бы для начала один катер. Честно, мечтаю вместе с вами спустить этот катер на воду.

Получит ли "Севморзавод" заказ на изготовление десятка пассажирских катеров для родного города-героя, спросили Николая Яновича.

— Я знаю проблему речных трамваев, — по-киевски ответил Николай Янович. — Они старые. Если о десяти говорить, то надо все считать. Все посчитаем, прикинем. Но то, что катера надо менять, — это точно, хотя бы парочку их. Пару я гарантирую.

В настоящее время ежегодно морзаводчане пускают в дело в пределах двух тысяч тонн стали. На один катер ее потребуется от 40 до 170 тонн. Такой заказ к масштабным трудно отнести, считает Константин Картошкин. Но он почетный. Коллектив готов участвовать и побеждать в возможных тендерах….

ВСЕ ВЫШЕ И ВЫШЕ

Когда в руках Петра Порошенко оказался контрольный пакет акций "Севморзавода", летом 2009 года на должность его генерального директора пришел Константин Картошкин. Константин Эдуардович — выпускник Киевского политеха по специальности "инженер электронной техники". В 2000 году он прошел переподготовку в Международной школе бизнеса по специальности "экономист". На то время от флагмана промышленности Севастополя мало что осталось. Треть его коллектива тогда составляли работники охраны. Специалистов-судоремонтников насчитывалось всего пять человек. Всем выплачивали две трети должностных окладов.

Но в город пришли все-таки крупные инвестиции. За короткое время трудовой коллектив пополнила сотня человек. В настоящее время его состав приближается к четырем сотням специалистов различного профиля. Средняя зарплата подбирается к трем тысячам гривен. Объем валового производства в прошлом году по отношению к 2009-му утроился, а выработка продукции на одного рабочего возросла в шесть раз.

Как типичный технарь, Константин Эдуардович избегает общения с представителями прессы. И все же в предпоследний день прошлого года согласился на телеинтервью. В нем он выразил убеждение в том, что показатели 2010 года "Севморзаводом" в 2011 году будут превзойдены вдвое, а то и втрое. По итогам первой половины текущего года объем производства продукции составил 18,8 миллиона гривен — в 2,4 раза больше, чем за такой же период прошлого года. Объем реализации продукции превысил 20 миллионов гривен.

2011 год — знаковый в личной биографии Константина Эдуардовича: год его 40-летия.

Нам он сказал, что в развитии предприятия удается держать хороший темп.

— Каждый год мы увеличиваем объемы производства продукции в разы, — сообщил генеральный. — Сколько это будет продолжаться, покажет время.

Оно, к сожалению, не всегда предсказуемо, по крайней мере, в отношении "Севморзавода". Все же в упомянутом телеинтервью Константином Картошкиным было заявлено, что перед ним выдвинуто требование поднимать уровень предприятия до такой отметки, чтобы собственнику, потенциальным партнерам было интересно с ним работать.

Губернатор Севастополя Михаил Развожаев сообщил, что власти города реконструируют улицу Капитанскую в рамках создания парка Музейно-мемориального комплекса «Защитникам Севастополя 1941 – 1942 годов» на мысе Хрустальном. На работы потратят 2 млрд рублей. «При строительстве...

И.о. директора департамента образования и науки Севастополя Лариса Сулима в ходе аппаратного совещания доложила, что межведомственная комиссия проверила готовность образовательных учреждений ко Дню знаний. По ее словам, межведомственная комиссия работала в период с 1...

В тг-каналах вызвал особый резонанс видеоролик, в котором сотрудница игровой комнаты в ТЦ «Муссон» не пустила 9-летнюю девочку с аутизмом в игровую комнату. По ее словам, данная мера принята в целях безопасности девочки и...

Губернатор Севастополя в своем тг-канале поздравил севастопольцев с Днём Государственного флага Российской Федерации. «…Наш флаг — один из важнейших символов Российской государственности. Сейчас, когда русофобия в западном мире зашкаливает, наш триколор — это ещё...

В финал регионального этапа главного педагогического конкурса «Учитель года России» 2022 года вышло 86 участников. В том числе финалисткой стала учитель «ШКОЛЫ ЭКОТЕХ+» Наталья Караулова. Она педагог с 8-летним стажем. Преподаёт английский и немецкий...

По поручению губернатора Севастополя Михаила Развожаева в городе ведётся замена газового оборудования ветеранам Великой Отечественной войны. Работы выполняются в рамках оказания дополнительных мер соцподдержки ветеранов Великой Отечественной войны.  Замена оборудования ведётся за счет средств...

Все новости рубрики АРХИВ