Эту работу ТБМ по "Мертвым душам" Н. Гоголя, получившую недавно Премию Автономной Республики Крым, нет нужды представлять севастопольским театралам. Так же, как многим из них, и Наталью Старосельскую, чье слово имеет особый вес в мире сценического искусства. Она является руководителем Всероссийского семинара театральных критиков, главным редактором журнала "Иные берега" (освещающего русскую культуру за рубежом), шеф-редактором журнала "Страстной бульвар, 10" — оба издаются Союзом театральных деятелей России. Именно этот профессиональный союз и направил Наталью Давидовну в творческую командировку в Севастополь, в молодежный театр "На Большой Морской".Этот визит, случившийся под самый занавес 23-го театрального сезона в ТБМ, стал долгожданным событием в его творческой жизни. Ведь если и наведывался в этот севастопольский театр когда-либо критик из столицы, то в такие незапамятные времена, о которых нынешняя труппа и понятия не имеет. А надо ли говорить, как важно для любого театрального коллектива услышать о себе "просвещенное", профессиональное мнение! Однако такая возможность предоставляется разве что во время фестивалей, да и тогда обсуждается лишь один из спектаклей. И это в лучшем случае. Зачастую же прямо со сцены, едва успев стереть грим, артисты садятся в автобусы, чтобы в тот же вечер отправиться домой. Как правило, у организаторов фестивалей просто не находится средств, чтобы оплатить пребывание их участников еще на какое-то время…
Так что известие о скором приезде московского критика произвело в ТБМ впечатление, едва ли сравнимое даже с эффектом знаменитой фразы из гоголевского "Ревизора"! Несколько забегая вперед, скажем, что ничего похожего на "инспекцию" в последующую неделю не наблюдалось. Мало кто сразу же не попал под обаяние личности Натальи Давидовны. Имеющая в театральных кругах репутацию критика строгого и взыскательного (и это вполне подтвердилось!), она оказалась человеком на редкость интеллигентным, общительным и доброжелательным…
Надо упомянуть, что предшествовал этому событию другой визит — худрука Людмилы Евгеньевны Оршанской на Страстной бульвар, 10 (здесь и обитает СТД России). Тогда она вместе с участниками спектакля "Кроткая" находилась в Москве, где эта постановка нашего молодежного театра по Ф. Достоевскому показывалась в рамках международного фестиваля "Славянский венец", что традиционно в начале лета проходит на сцене Московского драматического театра на Перовской. ТБМ же был приглашен на него впервые, и не случайно: год назад во время другого театрального форума, в Брянске, никому не известный коллектив из Севастополя был фактически "открыт" для российского театрального пространства, став обладателем "Гран-при" "Славянских театральных встреч" за спектакль "Чичиков". Правда, ни сама Оршанская, ни кто-либо в труппе театра не ожидал, что на их просьбу в российском СТД откликнутся так быстро.
Конечно же, не обошлось без волнений, связанных еще и с тем, что в ТБМ пожалует сама Старосельская (это было вдвойне неожиданно) — автор не только статей, но и книг о деятелях театра, таких как Георгий Товстоногов, Александр Сухово-Кобылин, Наталья Гундарева, Виктор Авилов и многих других. Ее, по определению, трудно чем-либо удивить, так как смотрит Наталья Давидовна до 200 спектаклей в год, при том, что объектом ее пристального внимания являются вовсе не одни лишь постановки в театрах Москвы и Петербурга. Лет 20 тому назад, как рассказала московская гостья уже при встрече, она поняла, что театры провинции интересуют ее куда больше, так как сегодня театральное искусство там художественно и духовно богаче, чем модернистские постановки столичной сцены.
И все же руководство ТБМ не стало вносить изменения в текущий репертуар (выбирая из него самое значительное) — так картина его творческой жизни предстанет более объективной… Однако кое в чем столичному критику просто повезло: в нынешнем августе, как и в прошлом летнем сезоне, молодежный театр давал спектакли для взрослых в Матросском клубе, где смотреть их было куда комфортнее. А вот по утрам Наталье Давидовне, как "обычному" зрителю, приходилось изнывать от жары в зале-парилке на пр. Гагарина, 16. ("Условия в театре — нечеловеческие, а у всех актеров горят глаза, и это дорогого стоит!" — воскликнет она после одного из представлений).
За неполную неделю Наталье Давидовне удалось познакомиться с шестью постановками театра, предназначенными как юной, так и старшей зрительской аудитории. Этого, по ее словам, было вполне достаточно, чтобы получить представление о ТБМ как о театре больших возможностей, с прекрасно подготовленной, по-настоящему профессиональной труппой. Из всего увиденного она выделила две: "Кота в сапогах" (премьера этой сказки состоялась в нынешнем сезоне под Новый год) и "Чичикова", которому при обсуждении творческих работ коллектива уделила особое внимание.
— Подобного уровня спектакли, поверьте, и в Москве появляются не чаще, чем раз за весь сезон. Тот самый случай, когда достигнута удивительная художественная целостность сценического полотна: ни одной случайной сцены, ни одной проходной роли, все подчинено четкой, внятной режиссерской мысли!
В этой работе Людмилы Оршанской, отметила критик, поставленной по одному произведению, читается весь Гоголь со всеми своими главными темами и мотивами, зримо присутствует гоголевская мистика, чертовщина, переданная, в частности, таким введенным в ткань спектакля персонажем, как господин N, и очень точно сыгранным (И. Петров). Да и весь актерский ансамбль, по ее убеждению, безукоризнен. Павел Чичиков (Олег Флеер), любвеобильная парочка Маниловых (М. Черненко и А. Иваненко-Жучкова), Ноздрев, сшибающий с ног бешеным темпераментом (А. Безродный), Коробочка (Ж. Терлецкая), при взгляде на которую ощущаешь, "как со скрипом поворачиваются у нее в голове мозги-шестеренки". Выразительны Плюшкин и Собакевич (В. Куклин и В. Сенчиков). А уж как хороша Феодулия Собакевич (Л. Глазунова), уход которой со сцены недаром сопровождается взрывом хохота и аплодисментами!
— Отдельное спасибо за капитана Копейкина и артисту (В. Богомолов), и режиссеру. В большинстве спектаклей по "Мертвым душам", которые приходилось видеть, его историю просто вымарывали, а у вас она сделана замечательно!
Очень стильными, по мнению критика, получились сцены губернского бала (хореограф И.Плескачева). На художественный образ спектакля (то ли сон, то ли дьявольский морок, в который, оказывается, затянут Чичиков) работает его удивительная сценография (художник Т. Карасева). И костюмы действующих лиц, и нелепые, словно сшитые на скорую руку, парики — это будто оболочка человеческих фигур, внутри которых пустота, умершие души. В духе особой эстетики спектакля множество запоминающихся деталей: гигантская импровизированная доска для шашек, на которой играют бутылками из-под шампанского; сундучок, обитый подушечками, в который "закована" помещица Коробочка…
Впрочем, рецензию Натальи Старосельской и на этот, и на другие увиденные ею во время "севастопольских гастролей" спектакли вы сможете прочесть в одном из будущих номеров журнала "Иные берега". Добавим только, что в ходе обсуждения, конечно же, прозвучали и замечания, и пожелания театру. Однако добрых слов в его адрес было несравненно больше, да и сама атмосфера, царившая на этой встрече, состоявшейся, кстати, сразу после последнего в сезоне спектакля, была настолько сердечной и благожелательной, что ни у кого в душе не осталось горького осадка… И это, кстати, один из главных принципов критика Старосельской — говорить правду, не унижая.
— Я просто не имею на это права. Однако высказать то, что я действительно думаю и ощущаю, очень надеясь в глубине души, что это принесет театру пользу, считаю необходимым. Без искренности и честности наша профессия сегодня, как и всегда, просто несостоятельна.