Будущее России не зависит от санкций. Будущее России зависит от нас В.В. Путин
Севастополь 14o

Наталья Старосельская, театральный критик (Москва): "Ваш "Чичиков" — спектакль удивительный…"

Эту работу ТБМ по "Мертвым душам" Н. Гоголя, получившую недавно Премию Автономной Республики Крым, нет нужды представлять севастопольским театралам. Так же, как многим из них, и Наталью Старосельскую, чье слово имеет особый вес в...

Эту работу ТБМ по "Мертвым душам" Н. Гоголя, получившую недавно Премию Автономной Республики Крым, нет нужды представлять севастопольским театралам. Так же, как многим из них, и Наталью Старосельскую, чье слово имеет особый вес в мире сценического искусства. Она является руководителем Всероссийского семинара театральных критиков, главным редактором журнала "Иные берега" (освещающего русскую культуру за рубежом), шеф-редактором журнала "Страстной бульвар, 10" — оба издаются Союзом театральных деятелей России. Именно этот профессиональный союз и направил Наталью Давидовну в творческую командировку в Севастополь, в молодежный театр "На Большой Морской".Этот визит, случившийся под самый занавес 23-го театрального сезона в ТБМ, стал долгожданным событием в его творческой жизни. Ведь если и наведывался в этот севастопольский театр когда-либо критик из столицы, то в такие незапамятные времена, о которых нынешняя труппа и понятия не имеет. А надо ли говорить, как важно для любого театрального коллектива услышать о себе "просвещенное", профессиональное мнение! Однако такая возможность предоставляется разве что во время фестивалей, да и тогда обсуждается лишь один из спектаклей. И это в лучшем случае. Зачастую же прямо со сцены, едва успев стереть грим, артисты садятся в автобусы, чтобы в тот же вечер отправиться домой. Как правило, у организаторов фестивалей просто не находится средств, чтобы оплатить пребывание их участников еще на какое-то время…

Так что известие о скором приезде московского критика произвело в ТБМ впечатление, едва ли сравнимое даже с эффектом знаменитой фразы из гоголевского "Ревизора"! Несколько забегая вперед, скажем, что ничего похожего на "инспекцию" в последующую неделю не наблюдалось. Мало кто сразу же не попал под обаяние личности Натальи Давидовны. Имеющая в театральных кругах репутацию критика строгого и взыскательного (и это вполне подтвердилось!), она оказалась человеком на редкость интеллигентным, общительным и доброжелательным…

Надо упомянуть, что предшествовал этому событию другой визит — худрука Людмилы Евгеньевны Оршанской на Страстной бульвар, 10 (здесь и обитает СТД России). Тогда она вместе с участниками спектакля "Кроткая" находилась в Москве, где эта постановка нашего молодежного театра по Ф. Достоевскому показывалась в рамках международного фестиваля "Славянский венец", что традиционно в начале лета проходит на сцене Московского драматического театра на Перовской. ТБМ же был приглашен на него впервые, и не случайно: год назад во время другого театрального форума, в Брянске, никому не известный коллектив из Севастополя был фактически "открыт" для российского театрального пространства, став обладателем "Гран-при" "Славянских театральных встреч" за спектакль "Чичиков". Правда, ни сама Оршанская, ни кто-либо в труппе театра не ожидал, что на их просьбу в российском СТД откликнутся так быстро.

Конечно же, не обошлось без волнений, связанных еще и с тем, что в ТБМ пожалует сама Старосельская (это было вдвойне неожиданно) — автор не только статей, но и книг о деятелях театра, таких как Георгий Товстоногов, Александр Сухово-Кобылин, Наталья Гундарева, Виктор Авилов и многих других. Ее, по определению, трудно чем-либо удивить, так как смотрит Наталья Давидовна до 200 спектаклей в год, при том, что объектом ее пристального внимания являются вовсе не одни лишь постановки в театрах Москвы и Петербурга. Лет 20 тому назад, как рассказала московская гостья уже при встрече, она поняла, что театры провинции интересуют ее куда больше, так как сегодня театральное искусство там художественно и духовно богаче, чем модернистские постановки столичной сцены.

И все же руководство ТБМ не стало вносить изменения в текущий репертуар (выбирая из него самое значительное) — так картина его творческой жизни предстанет более объективной… Однако кое в чем столичному критику просто повезло: в нынешнем августе, как и в прошлом летнем сезоне, молодежный театр давал спектакли для взрослых в Матросском клубе, где смотреть их было куда комфортнее. А вот по утрам Наталье Давидовне, как "обычному" зрителю, приходилось изнывать от жары в зале-парилке на пр. Гагарина, 16. ("Условия в театре — нечеловеческие, а у всех актеров горят глаза, и это дорогого стоит!" — воскликнет она после одного из представлений).

За неполную неделю Наталье Давидовне удалось познакомиться с шестью постановками театра, предназначенными как юной, так и старшей зрительской аудитории. Этого, по ее словам, было вполне достаточно, чтобы получить представление о ТБМ как о театре больших возможностей, с прекрасно подготовленной, по-настоящему профессиональной труппой. Из всего увиденного она выделила две: "Кота в сапогах" (премьера этой сказки состоялась в нынешнем сезоне под Новый год) и "Чичикова", которому при обсуждении творческих работ коллектива уделила особое внимание.

— Подобного уровня спектакли, поверьте, и в Москве появляются не чаще, чем раз за весь сезон. Тот самый случай, когда достигнута удивительная художественная целостность сценического полотна: ни одной случайной сцены, ни одной проходной роли, все подчинено четкой, внятной режиссерской мысли!

В этой работе Людмилы Оршанской, отметила критик, поставленной по одному произведению, читается весь Гоголь со всеми своими главными темами и мотивами, зримо присутствует гоголевская мистика, чертовщина, переданная, в частности, таким введенным в ткань спектакля персонажем, как господин N, и очень точно сыгранным (И. Петров). Да и весь актерский ансамбль, по ее убеждению, безукоризнен. Павел Чичиков (Олег Флеер), любвеобильная парочка Маниловых (М. Черненко и А. Иваненко-Жучкова), Ноздрев, сшибающий с ног бешеным темпераментом (А. Безродный), Коробочка (Ж. Терлецкая), при взгляде на которую ощущаешь, "как со скрипом поворачиваются у нее в голове мозги-шестеренки". Выразительны Плюшкин и Собакевич (В. Куклин и В. Сенчиков). А уж как хороша Феодулия Собакевич (Л. Глазунова), уход которой со сцены недаром сопровождается взрывом хохота и аплодисментами!

— Отдельное спасибо за капитана Копейкина и артисту (В. Богомолов), и режиссеру. В большинстве спектаклей по "Мертвым душам", которые приходилось видеть, его историю просто вымарывали, а у вас она сделана замечательно!

Очень стильными, по мнению критика, получились сцены губернского бала (хореограф И.Плескачева). На художественный образ спектакля (то ли сон, то ли дьявольский морок, в который, оказывается, затянут Чичиков) работает его удивительная сценография (художник Т. Карасева). И костюмы действующих лиц, и нелепые, словно сшитые на скорую руку, парики — это будто оболочка человеческих фигур, внутри которых пустота, умершие души. В духе особой эстетики спектакля множество запоминающихся деталей: гигантская импровизированная доска для шашек, на которой играют бутылками из-под шампанского; сундучок, обитый подушечками, в который "закована" помещица Коробочка…

Впрочем, рецензию Натальи Старосельской и на этот, и на другие увиденные ею во время "севастопольских гастролей" спектакли вы сможете прочесть в одном из будущих номеров журнала "Иные берега". Добавим только, что в ходе обсуждения, конечно же, прозвучали и замечания, и пожелания театру. Однако добрых слов в его адрес было несравненно больше, да и сама атмосфера, царившая на этой встрече, состоявшейся, кстати, сразу после последнего в сезоне спектакля, была настолько сердечной и благожелательной, что ни у кого в душе не осталось горького осадка… И это, кстати, один из главных принципов критика Старосельской — говорить правду, не унижая.

— Я просто не имею на это права. Однако высказать то, что я действительно думаю и ощущаю, очень надеясь в глубине души, что это принесет театру пользу, считаю необходимым. Без искренности и честности наша профессия сегодня, как и всегда, просто несостоятельна.

Губернатор Севастополя Михаил Развожаев сообщил, что власти города реконструируют улицу Капитанскую в рамках создания парка Музейно-мемориального комплекса «Защитникам Севастополя 1941 – 1942 годов» на мысе Хрустальном. На работы потратят 2 млрд рублей. «При строительстве...

И.о. директора департамента образования и науки Севастополя Лариса Сулима в ходе аппаратного совещания доложила, что межведомственная комиссия проверила готовность образовательных учреждений ко Дню знаний. По ее словам, межведомственная комиссия работала в период с 1...

В тг-каналах вызвал особый резонанс видеоролик, в котором сотрудница игровой комнаты в ТЦ «Муссон» не пустила 9-летнюю девочку с аутизмом в игровую комнату. По ее словам, данная мера принята в целях безопасности девочки и...

Губернатор Севастополя в своем тг-канале поздравил севастопольцев с Днём Государственного флага Российской Федерации. «…Наш флаг — один из важнейших символов Российской государственности. Сейчас, когда русофобия в западном мире зашкаливает, наш триколор — это ещё...

В финал регионального этапа главного педагогического конкурса «Учитель года России» 2022 года вышло 86 участников. В том числе финалисткой стала учитель «ШКОЛЫ ЭКОТЕХ+» Наталья Караулова. Она педагог с 8-летним стажем. Преподаёт английский и немецкий...

По поручению губернатора Севастополя Михаила Развожаева в городе ведётся замена газового оборудования ветеранам Великой Отечественной войны. Работы выполняются в рамках оказания дополнительных мер соцподдержки ветеранов Великой Отечественной войны.  Замена оборудования ведётся за счет средств...

Все новости рубрики АРХИВ