Будущее России не зависит от санкций. Будущее России зависит от нас В.В. Путин
Севастополь 15o

От моря Баренцева до моря Средиземного

Биография А.М. Муленко сродни судьбам многих севастопольцев. Уроженец Харьковской губернии (в годы его детства — Кировоградская область), он стал курсантом первого набора Севастопольского высшего военно-морского инженерного училища в бухте Голландия. А выпускался на флот...

Биография А.М. Муленко сродни судьбам многих севастопольцев. Уроженец Харьковской губернии (в годы его детства — Кировоградская область), он стал курсантом первого набора Севастопольского высшего военно-морского инженерного училища в бухте Голландия. А выпускался на флот уже из ВВМИУ им. Дзержинского в Ленинграде. В должности командира БЧ-5 служил на кораблях шести проектов. После увольнения в запас Анатолий Михайлович 26 лет проработал в ЦКБ «Коралл». Недавно он выпустил три книги о годах службы на Северном и Черноморском флотах «Морские эпизоды времен «холодной войны». Но нашу беседу мы начинаем с эпизодов не военного, а мирного времени. — Каждый человек несет в своей памяти воспоминания о родном предприятии. О ЦКБ "Коралл" мало писали в советское время, как и о других режимных предприятиях. Какое место в вашей жизни занимает "Коралл"?

— Это многопрофильное предприятие было единственным в СССР конструкторским бюро, выполнявшим комплексные проекты морских буровых установок и плавкранов, включая подводное обустройство, вертолетные площадки и средства навигации и связи. По проектам ЦКБ морские плавкраны и буровые установки строились в Севастополе, Астрахани, Керчи, Николаеве, Выборге. Они и поныне работают во многих странах, даже в Мексике. А буровые установки "Сиваш" и "Таврида" в течение 30 лет успешно ведут строительство газовых и нефтяных скважин на черноморском шельфе. Под Черным морем обнаружены огромные запасы газа и нефти. Сейчас в эксплуатации находится семь месторождений. По наметкам Госплана СССР, ГП "Черноморнефтегаз" должно было в 2001 году начать подачу газа на материк. Увы, уже не 2001-й, а 2011 год.

— Союз развалился, а ЦКБ сохранилось.

— К счастью, да. И сейчас предприятие успешно работает с зарубежными заказчиками. Теплятся деловые связи и с ГП "Черноморнефтегаз". Работы по модернизации буровых установок качественно выполнило ОАО "Остов", и буровики периодически приглашают директора Л.А. Соболева для выполнения определенных модернизационных и ремонтных работ. А Украина, увы, не испытывает потребности в привлечении ЦКБ для расширения парка буровой техники.

— Анатолий Михайлович, я понимаю ваши переживания, как и чувства ваших коллег по поводу утраченного прошлого. А что же побудило вас заняться написанием книг?

— Книгу я, можно сказать, написал "со злости". Если перечислять причины в хронологическом порядке, то припомню звучавшие в еще недавние времена недоброжелательные лозунги: "Севастополю флот не нужен!", "В Севастополе не могут базироваться два флота!" и тому подобные возгласы. Время внесло свои коррективы. Всех нас воспитывали на примерах отношения к Отечеству таких людей, как Александр Пушкин, Лев Толстой, Дмитрий Менделеев, адмиралы Сенявин и Ушаков. Образцами для подражания были адмиралы Кузнецов, Октябрьский. А сегодня мне встречаются моряки Черноморского флота и ВМС Украины, которые не знают, например, какой памятник стоит на Павловском мыске или что такое Малая земля. Потеря прошлого привела к тому, что флотских офицеров стали направлять на переподготовку в США. Но ведь сколько славных примеров есть в истории отечественного флота! Не говорю о широко известных, но давайте вспомним торпедированный пароход "Большевик", который с оторванным носом задним ходом пересек все Баренцево море и дошел до Архангельска. А лидер "Ташкент" с заделанными пробоинами, имея на борту раненых и эвакуированных жителей города, с полотном панорамы преодолел расстояние до Новороссийска.

— Много славных героических эпизодов было в период Великой Отечественной войны. Конечно, жаль, что молодежь мало об этом знает.

— Да и не только во время войны. В наши дни были некоторые публикации о боевой деятельности 5-й Средиземноморской эскадры ВМФ СССР. Но ни слова не было сказано о 65-м дивизионе эскадренных миноносцев, который в течение 25 лет непрерывно совместно с десантными кораблями нес боевую службу в Порт-Саиде, участвовал в слежении за натовскими кораблями в открытом море. На мой взгляд, это была тяжелая физическая и моральная нагрузка, мы ее воспринимали как необходимость. И при этом приходилось решать дипломатические вопросы. О них я поведал в рассказах "Саботаж", "Интернационализм" и "Провокация". Я полагаю, что в Египте порядка 50 тысяч моряков выполняли задачи боевой службы на кораблях не первой молодости с сокращенным штатом. Эти факты знают далеко не все, хотя многие из участников тех событий живут в Севастополе. Сослуживцы, коллеги по Военно-научному обществу посоветовали мне написать книгу. И вот она у вас в руках.

— Причем не одна книга, а целых три части: "Баренцево море", "Средиземноморье", "Флотские будни". Как говорят, аппетит приходит во время еды?

— Можно сказать и так. Начал я писать, помнится, в 2005 году. Время уходит, и все меньше остается участников и очевидцев. Кто, если не мы, ветераны, может об этом рассказать? На первом этапе я решил охватить период с 1957-го по 1980 год, причем осветить только те события, в которых сам участвовал во время службы на Северном и Черноморском флотах. Вот только два малоизвестных примера. На Северном флоте, в порту Лиинахамари (это в 7 км. от финской границы), по пять-шесть раз в сутки происходило нарушение воздушной и морской границы — шла "холодная война". Об этом я рассказал в первой главе книги. Во второй — о событиях в Средиземном море, в котором хозяйничал 6-й флот США до той поры, пока не была создана Средиземноморская эскадра нашего ВМФ.

— И все-таки это очень специфические сведения, которые интересны и важны в первую очередь для участников этих событий.

— В блокадном Ленинграде, кажется, в 1942 году, поэтесса Ольга Берггольц произнесла мобилизующую фразу: "Никто не забыт и ничто не забыто". Не должен быть забыт тяжелый труд матросов, старшин и офицеров при выполнении боевых задач в длительных, по шесть-восемь месяцев, походах. О них, а также о судоремонтниках 13-го судоремонтного завода ЧФ, балаклавского СРЗ "Металлист" и "Севморзавода", которые восстанавливали боеготовность кораблей, о моряках вспомогательного флота я и рассказал в своей книге. С особой теплотой вспоминаю отношение к обязанностям севастопольских и запорожских моряков запаса, призванных на переподготовку и принявших участие в расконсервации корабля и вводе его в боевое ядро во время обострения международной обстановки. Вместе с нами работала и мобилизационная бригада рабочих СРЗ-13. Мы ввели корабль в строй в сокращенные сроки. Это был первый случай применения в ВМФ сетевого планирования. Хорошо бы найти этих моряков. Прошу их позвонить мне по телефону 050-360-52-11.

— Книги "Морские эпизоды времен "холодной войны" щедро насыщены фотографиями. Лица людей, остановленные мгновения, безусловно, притягивают внимание читателей.

— Практически все снимки опубликованы впервые. И взяты они из личных семейных альбомов. Я благодарю своих однокашников и сослуживцев, не претендую на всеобщее одобрение, но уверен, что такую книгу может написать каждый офицер, прослуживший на флоте.

Губернатор Севастополя Михаил Развожаев сообщил, что власти города реконструируют улицу Капитанскую в рамках создания парка Музейно-мемориального комплекса «Защитникам Севастополя 1941 – 1942 годов» на мысе Хрустальном. На работы потратят 2 млрд рублей. «При строительстве...

И.о. директора департамента образования и науки Севастополя Лариса Сулима в ходе аппаратного совещания доложила, что межведомственная комиссия проверила готовность образовательных учреждений ко Дню знаний. По ее словам, межведомственная комиссия работала в период с 1...

В тг-каналах вызвал особый резонанс видеоролик, в котором сотрудница игровой комнаты в ТЦ «Муссон» не пустила 9-летнюю девочку с аутизмом в игровую комнату. По ее словам, данная мера принята в целях безопасности девочки и...

Губернатор Севастополя в своем тг-канале поздравил севастопольцев с Днём Государственного флага Российской Федерации. «…Наш флаг — один из важнейших символов Российской государственности. Сейчас, когда русофобия в западном мире зашкаливает, наш триколор — это ещё...

В финал регионального этапа главного педагогического конкурса «Учитель года России» 2022 года вышло 86 участников. В том числе финалисткой стала учитель «ШКОЛЫ ЭКОТЕХ+» Наталья Караулова. Она педагог с 8-летним стажем. Преподаёт английский и немецкий...

По поручению губернатора Севастополя Михаила Развожаева в городе ведётся замена газового оборудования ветеранам Великой Отечественной войны. Работы выполняются в рамках оказания дополнительных мер соцподдержки ветеранов Великой Отечественной войны.  Замена оборудования ведётся за счет средств...

Все новости рубрики АРХИВ