Биография А.М. Муленко сродни судьбам многих севастопольцев. Уроженец Харьковской губернии (в годы его детства — Кировоградская область), он стал курсантом первого набора Севастопольского высшего военно-морского инженерного училища в бухте Голландия. А выпускался на флот уже из ВВМИУ им. Дзержинского в Ленинграде. В должности командира БЧ-5 служил на кораблях шести проектов. После увольнения в запас Анатолий Михайлович 26 лет проработал в ЦКБ «Коралл». Недавно он выпустил три книги о годах службы на Северном и Черноморском флотах «Морские эпизоды времен «холодной войны». Но нашу беседу мы начинаем с эпизодов не военного, а мирного времени. — Каждый человек несет в своей памяти воспоминания о родном предприятии. О ЦКБ "Коралл" мало писали в советское время, как и о других режимных предприятиях. Какое место в вашей жизни занимает "Коралл"?
— Это многопрофильное предприятие было единственным в СССР конструкторским бюро, выполнявшим комплексные проекты морских буровых установок и плавкранов, включая подводное обустройство, вертолетные площадки и средства навигации и связи. По проектам ЦКБ морские плавкраны и буровые установки строились в Севастополе, Астрахани, Керчи, Николаеве, Выборге. Они и поныне работают во многих странах, даже в Мексике. А буровые установки "Сиваш" и "Таврида" в течение 30 лет успешно ведут строительство газовых и нефтяных скважин на черноморском шельфе. Под Черным морем обнаружены огромные запасы газа и нефти. Сейчас в эксплуатации находится семь месторождений. По наметкам Госплана СССР, ГП "Черноморнефтегаз" должно было в 2001 году начать подачу газа на материк. Увы, уже не 2001-й, а 2011 год.
— Союз развалился, а ЦКБ сохранилось.
— К счастью, да. И сейчас предприятие успешно работает с зарубежными заказчиками. Теплятся деловые связи и с ГП "Черноморнефтегаз". Работы по модернизации буровых установок качественно выполнило ОАО "Остов", и буровики периодически приглашают директора Л.А. Соболева для выполнения определенных модернизационных и ремонтных работ. А Украина, увы, не испытывает потребности в привлечении ЦКБ для расширения парка буровой техники.
— Анатолий Михайлович, я понимаю ваши переживания, как и чувства ваших коллег по поводу утраченного прошлого. А что же побудило вас заняться написанием книг?
— Книгу я, можно сказать, написал "со злости". Если перечислять причины в хронологическом порядке, то припомню звучавшие в еще недавние времена недоброжелательные лозунги: "Севастополю флот не нужен!", "В Севастополе не могут базироваться два флота!" и тому подобные возгласы. Время внесло свои коррективы. Всех нас воспитывали на примерах отношения к Отечеству таких людей, как Александр Пушкин, Лев Толстой, Дмитрий Менделеев, адмиралы Сенявин и Ушаков. Образцами для подражания были адмиралы Кузнецов, Октябрьский. А сегодня мне встречаются моряки Черноморского флота и ВМС Украины, которые не знают, например, какой памятник стоит на Павловском мыске или что такое Малая земля. Потеря прошлого привела к тому, что флотских офицеров стали направлять на переподготовку в США. Но ведь сколько славных примеров есть в истории отечественного флота! Не говорю о широко известных, но давайте вспомним торпедированный пароход "Большевик", который с оторванным носом задним ходом пересек все Баренцево море и дошел до Архангельска. А лидер "Ташкент" с заделанными пробоинами, имея на борту раненых и эвакуированных жителей города, с полотном панорамы преодолел расстояние до Новороссийска.
— Много славных героических эпизодов было в период Великой Отечественной войны. Конечно, жаль, что молодежь мало об этом знает.
— Да и не только во время войны. В наши дни были некоторые публикации о боевой деятельности 5-й Средиземноморской эскадры ВМФ СССР. Но ни слова не было сказано о 65-м дивизионе эскадренных миноносцев, который в течение 25 лет непрерывно совместно с десантными кораблями нес боевую службу в Порт-Саиде, участвовал в слежении за натовскими кораблями в открытом море. На мой взгляд, это была тяжелая физическая и моральная нагрузка, мы ее воспринимали как необходимость. И при этом приходилось решать дипломатические вопросы. О них я поведал в рассказах "Саботаж", "Интернационализм" и "Провокация". Я полагаю, что в Египте порядка 50 тысяч моряков выполняли задачи боевой службы на кораблях не первой молодости с сокращенным штатом. Эти факты знают далеко не все, хотя многие из участников тех событий живут в Севастополе. Сослуживцы, коллеги по Военно-научному обществу посоветовали мне написать книгу. И вот она у вас в руках.
— Причем не одна книга, а целых три части: "Баренцево море", "Средиземноморье", "Флотские будни". Как говорят, аппетит приходит во время еды?
— Можно сказать и так. Начал я писать, помнится, в 2005 году. Время уходит, и все меньше остается участников и очевидцев. Кто, если не мы, ветераны, может об этом рассказать? На первом этапе я решил охватить период с 1957-го по 1980 год, причем осветить только те события, в которых сам участвовал во время службы на Северном и Черноморском флотах. Вот только два малоизвестных примера. На Северном флоте, в порту Лиинахамари (это в 7 км. от финской границы), по пять-шесть раз в сутки происходило нарушение воздушной и морской границы — шла "холодная война". Об этом я рассказал в первой главе книги. Во второй — о событиях в Средиземном море, в котором хозяйничал 6-й флот США до той поры, пока не была создана Средиземноморская эскадра нашего ВМФ.
— И все-таки это очень специфические сведения, которые интересны и важны в первую очередь для участников этих событий.
— В блокадном Ленинграде, кажется, в 1942 году, поэтесса Ольга Берггольц произнесла мобилизующую фразу: "Никто не забыт и ничто не забыто". Не должен быть забыт тяжелый труд матросов, старшин и офицеров при выполнении боевых задач в длительных, по шесть-восемь месяцев, походах. О них, а также о судоремонтниках 13-го судоремонтного завода ЧФ, балаклавского СРЗ "Металлист" и "Севморзавода", которые восстанавливали боеготовность кораблей, о моряках вспомогательного флота я и рассказал в своей книге. С особой теплотой вспоминаю отношение к обязанностям севастопольских и запорожских моряков запаса, призванных на переподготовку и принявших участие в расконсервации корабля и вводе его в боевое ядро во время обострения международной обстановки. Вместе с нами работала и мобилизационная бригада рабочих СРЗ-13. Мы ввели корабль в строй в сокращенные сроки. Это был первый случай применения в ВМФ сетевого планирования. Хорошо бы найти этих моряков. Прошу их позвонить мне по телефону 050-360-52-11.
— Книги "Морские эпизоды времен "холодной войны" щедро насыщены фотографиями. Лица людей, остановленные мгновения, безусловно, притягивают внимание читателей.
— Практически все снимки опубликованы впервые. И взяты они из личных семейных альбомов. Я благодарю своих однокашников и сослуживцев, не претендую на всеобщее одобрение, но уверен, что такую книгу может написать каждый офицер, прослуживший на флоте.