Международный инвестиционный форум в Севастополе: ожидания, реальность и некоторые мысли вслух

16-17 сентября наш город спустя семь лет вновь проводит инвестиционный форум. По этому поводу есть разные мнения: кто-то горячо поддерживает «новую-старую» инициативу, кто-то критикует. Объективно разобраться в ситуации на страницах «Славы Севастополя» пробует один из организаторов форума — директор ОО «Фонд «Севастополь» Михаил ЮРЛОВ.

КОРРУПЦИЯ ПОГУБИЛА "ИНДЕКС ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ"

Пессимисты обрушивают на оппонентов жесткие аргументы об общеукраинской ситуации, которая с точки зрения инвестиционной привлекательности далека от идеала. Для примера цитируются высказывания руководителей авторитетных международных финансовых структур. На совещании иностранных и отечественных инвесторов с участием президента Украины В.Ф. Януковича в июне 2011 г. президент Европейского банка реконструкции и развития Т. Миров заявил: "К сожалению, индекс инвестиционной привлекательности Украины за текущий год упал… Борьба с этой проблемой будет непростой". А вот мнение президента Европейской бизнес-ассоциации Т. Фиалы: "Всеохватывающая коррупция, личные интересы парализуют ваши инициативы и не дают бизнесу работать, инвестировать и создавать рабочие места". Есть и более нелестные оценки ситуации в стране, причем не только международных институций, но и отечественных…

Севастополь — часть Украины. Вспоминая классика: "Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя", критики инвестфорума утверждают, что наш город не слишком отличается от других украинских территорий и его инвестиционная перспектива очень ограничена. При этом вновь находятся аргументы в публичных высказываниях известных местных политиков, чиновников и бизнесменов. Вот совсем недавнее заявление депутата Верховного Совета Украины П.В. Лебедева: "Приток инвестиций в Севастополь тормозит различные коррупционные схемы". Не так давно председатель СГГА В.Г. Яцуба придал огласке отчет КРУ о проведенной масштабной проверке, которой были вскрыты вопиющие нарушения в городских землеотводах, а земля для инвестора — первостепенный вопрос. Небезынтересный анализ есть и на персональном сайте заместителя председателя СГГА по экономике В.И. Арабаджи. Говоря в целом об Украине, Владимир Ильич приводит следующие цифры о месте Украины в международных рейтингах: рейтинг ведения бизнеса — 141-е место из 183; рейтинг конкурентоспособности — 54-е место из 56; коррупционный индекс — 146-е место из 180; индекс экономической свободы — 162-е место из 179 (данные на 2010 г.).

В разделе "Актуальный комментарий" его же сайта можно прочесть, что "земля — самый значимый, а потому самый коррумпированный и крайне неэффективно используемый актив города". Очевидно, такая оценка вряд ли добавит оптимизма инвесторам. При этом приводимые аргументы не надерганы из "желтой прессы", это — достаточно объективные выводы.

КУДА ИДЕМ, ИЛИ БЕЗ СТРАТЕГИИ НЕТ ТАКТИКИ

Если честно, то действительно лучше обозначить реальное положение и стремиться исправить негативные явления. Впрочем, коррупция — не единственное, с чем придется бороться. Есть и другие факторы, не учитывать которые нельзя. Первостепенный — отсутствие четкой стратегии развития Севастополя.

Несмотря на ряд важных документов, принятых горсоветом, до сих пор нет единого понимания, чем будет наш город через 5, 10, 25 и далее лет. При внимательном прочтении утвержденной год назад "Стратегии развития Севастополя на 2010-2020 гг." за отдельными темами ("Строительство", "Промышленность", "Морехозяйственный комплекс" и т.п.) все же невозможно понять, к чему город стремится в ближайшую десятилетку.

Да и ставился ли вообще кем-то всерьез этот вопрос за последнее время? Если задуматься, то единственным, кто вообще занимался определением стратегии развития Севастополя, была и пока остаётся только… императрица Екатерина II, предначертавшая в XVIII веке, что Севастополь — военно-морской форпост России на её южных рубежах! Именно эта доминанта прошла через всю историю города вплоть до 1991 г. И этому было подчинено всё — от возникновения Морского завода до создания крупнейших предприятий ВПК СССР, научных заведений, военстроя, не говоря уже о самом флоте, который в лучшие годы насчитывал в своем составе и авианосцы, и ракетные крейсера с ядерным вооружением, и мощнейшую авиацию… Что же после 1991 года? Да, Севастополь стал единственной в мире главной базой сразу двух военных флотов разных государств. А что ещё? Какова новая стратегия развития, ведь если в 91-м году количество боевых кораблей составляло почти 900 единиц, то в настоящее время на оба флота эта цифра — около 80! Подводных лодок было до 70, сейчас — одна российская и одна украинская "Запорожье". С точки зрения городской экономики, которая жила на 90% от заказов ВПК, кардинальное сокращение флота, его вспомогательных служб и крупных предприятий привело фактически к коллапсу экономической системы города. И это — серьезнейшая проблема! Нет особого смысла углубляться в цифры, приведу лишь широко известные факты: на Морзаводе работали 16 тыс. человек, сейчас — чуть более 300. По сути, уже нет ранее мощнейших предприятий приборостроения, фактическим банкротом стало строительное управление ЧФ. Исчезла "Атлантика". Сверхсекретный завод по ремонту подлодок в Балаклаве для начала был разграблен (как и многие другие военные объекты и промпредприятия), а потом превращен в "Музей "холодной войны"… Самым большим по численности предприятием города сейчас является "Севгорводоканал", там работающих даже больше, чем в порту!

Скажите, кто-то задумывался, как после 91-го должен развиваться бывший южный форпост крупнейшей империи? Фрагментарные предложения, которые время от времени поступают от инициативных групп (то развитие туризма, то строительство контейнерного терминала и т.п.), еще ни разу не ответили на вопрос: "Что же в настоящее время представляет собой Севастополь и в чем его будущее?".

События августа 2008 года и боевой поход российских кораблей к берегам Грузии вдруг обострили, казалось бы, уже позабытую актуальность военно-морской темы. Но это был конфликт с грузинским флотом, который и назвать-то флотом было сложно. Чтобы противостоять флотам НАТО, да даже туркам, которые, по признанию самих россиян, в 3-4 раза превосходят по мощи ЧФ, Севастополь нужно снова превращать в "форпост". Возможно ли это? Вряд ли. Тогда — что? И это — главный вопрос для инвесторов, какими бы они ни были — государственными, частными, отечественными, международными. Пока нет ответа на стратегический вопрос, тактические решения будут даваться с трудом.

ТАМ, ГДЕ ВСЕ ПОНЯТНО…

Для сравнения — Сингапур или эмиратовский Дубай. Ну с Дубаем все просто: взяли арабы и превратили его в крупнейший торговый центр Аравии. Не буду сейчас вдаваться в детали (роль, как ни странно, играли и играют не только и не столько нефтедоллары), однако факт остается фактом: любому инвестору ясно, чего от Дубая ждать. Поэтому там, где тысячелетиями, кроме песка и жуткой жары, больше ничего не было (и так — вплоть до 70-х годов ХХ в.), сейчас — улицы пятизвездочных отелей, фантастически огромный аэропорт с лучшей в мире авиакомпанией, собственная свободная экономическая зона с великолепным, вырытым прямо на берегу пустыни мощным морским портом и миллиардными оборотами, с фонтанами, которых больше, чем в Санкт-Петербурге, с искусственным горнолыжным спуском и массой других сказочных чудес. Повторю: потому что инвесторам все понятно!

С Сингапуром было иначе, но, по сути, все также начиналось почти "с нуля". В момент обретения независимости в 1959 году Сингапур — маленькая бедная страна, которой приходилось импортировать даже пресную воду и строительный песок. Бывшая британская военно-морская база после ухода англичан оказалась один на один со своими проблемами… Удивительная история! За 30 лет из провинциального городишки Сингапур стал крупнейшим мировым центром! Стратегия правительства строилась, ни много ни мало, на превращении Сингапура в финансовый и торговый центр Юго-Восточной Азии, а также на привлечении иностранных инвесторов. "Мы приветствовали каждого инвестора… Мы просто из шкуры вон лезли, чтобы помочь ему начать производство", — писал Ли Куан Ю, первый премьер-министр Республики Сингапур. Кстати, коррупция там в начале создания "экономического чуда" тоже зашкаливала. Борьба с ней была беспощадной и в то же время умной. Были упрощены процедуры принятия решений, удалена всякая двусмысленность в законах, изданы ясные и простые правила, отменены десятки "необходимых" разрешений и лицензий. При этом резко подняты зарплаты судей, на судейские должности были привлечены лучшие частные адвокаты (зарплата сингапурского судьи достигла нескольких сот тысяч долларов в год; в 90-е годы — свыше 1 млн долл.). Почти полностью заменён личный состав полиции. Госслужащим, занимающим ответственные посты, были подняты зарплаты до уровня, характерного для топ-менеджеров частных корпораций. Был создан независимый орган с целью борьбы с коррупцией в высших эшелонах власти (прошли расследования даже против близких родственников Ли Куан Ю). В итоге Сингапур стал одним из наименее коррумпированных государств мира. Принцип верховенства закона и равенство всех перед законом, включая высших чиновников и их родственников, стали нормой жизни.

"КОНФЛИКТНЫЙ" СЕВАСТОПОЛЬ

Извините, я отклонился от нашей реальности. Но почему бы не помечтать? Итак, что нам мешает повторить Сингапур или Дубай? В любом случае у нас точно есть изначальные преимущества: и отличная бухта, и отличный климат, и квалифицированные кадры. И аэропорт, и порт, и железная дорога, и научные заведения, и образовательные центры! Более того, Севастополь известен во всем мире! В Лондоне, Париже, в итальянских, американских и даже австралийских городах можно найти наши родные севастопольские топонимы. Назову только то, что знаменитый Лувр расположен рядом с Севастопольским бульваром, а сам бульвар простирается вдоль четырех(!) районов французской столицы! Нам не надо особо рассказывать британцам или немцам, что такое Севастополь.

Хотя в отношении известности города нужна оговорка. В последнее время многие зарубежные, да и отечественные СМИ, не-однократно пытались придать "новую известность" городу, выдавая Севастополь за "горячую точку": то "проблемы" ЧФ-ВМСУ, то "сепаратизм", то… Именно "конфликтогенности" уделяется наибольшее внимание созданной в 2010 году на средства одной из стран ЕС программой "Крымский политический диалог", участники которой уже дважды проводили заседания в брюссельском Центре европейских политических исследований. Автор этой статьи был участником нескольких сессий "Диалога" и задал организаторам очень конкретные вопросы. В частности, неужели так называемые крымские и севастопольские "конфликты" идут в сравнение с сотнями сожженных автомобилей в Париже, беспорядками в Лондоне, нерешенными в течение десятилетий проблемами Северной Ирландии, действиями террористов, уничтожающих крупнейшие здания в центре Нью-Йорка и в смертельном пике крушащих Пентагон? Четких ответов от организаторов я не получил… Вопрос: зачем эта тема вообще?

Ответ, впрочем, на поверхности. Нам никак нельзя забывать, что Севастополю, помимо внутренних проблем, следует учитывать и конкурентную борьбу, в т.ч. международную. Это очевидно: ни Турция, ни Болгария, ни даже Россия не будут ставить интересы своих городов ниже, чем интересы Севастополя. Даже украинская Одесса (не в обиду друзьям-соперникам) — наш прямой конкурент, в том числе и в борьбе за инвестиции. Поэтому нужно задуматься, почему практически у всех стран Причерноморья — свои хорошо защищенные приоритеты, свои свободные зоны и т.д. Даже у грузин в Поти создана "свободная индустриальная зона", куда уже устремились миллионные инвестиции. Севастополь же пока пробуксовывает (отдельные позитивные примеры хотя и есть, но их слишком немного), а значит, начинает отставать от конкурентов.

ПРЕОДОЛЕТЬ В СЕБЕ РАБА… ЗЕМЛЕОТВОДОВ

Вопрос работы с инвесторами — не просто громкий звук. Как преодолеть желание побыстрее раздать землю "своим" и получить от этого сиюминутную выгоду? (Хотя иногда это заканчивается не так уж радужно; да и что будет, когда всю землю раздадут?). Как объяснить, что гораздо выгоднее и надежнее не сомнительными землеотводами заниматься, а обеспечить тот самый инвестиционно привлекательный климат, который позволит зарабатывать легально ничуть не меньше, чем где-то в Сингапуре, да так, что хватит и детям, и внукам, и правнукам?! Может, пойти простым и известным путем и объявить, к примеру, международный тендер на разработку концепции развития всей транспортной системы города вместе с аэропортом "Бельбек" в привязке к южнобережному туризму и круизным судозаходам? Может, вернуться к не отмененной, но вновь спущенной на тормозах идее СЭЗ?

Сегодня, когда новое городское руководство приняло решение о проведении инвестиционного форума, нужно ответить прежде всего самим себе, куда мы идем и как нам достичь стратегических целей. Тогда будет просто говорить об инвестициях.

СЕВАСТОПОЛЬ — НЕ ГОРОД-ТУПИК!

Впрочем, несмотря ни на какие негативные явления, будем оптимистами. В стране, похоже, начата реальная борьба с коррупцией. Президент Украины В.Ф. Янукович, прямо признав, что "уровень коррупции во власти стал критически высоким", однозначно подчеркнул, что сам решительно настроен на борьбу с этим явлением. По его словам, "… многие чиновники потеряли чувство меры. Сегодня более 400 чиновников высоких рангов находятся или под следствием, а некоторые прошли уже и через суд". Есть признаки того, что эта борьба будет вестись повсеместно, в том числе и в Севастополе. Думается, что оглашение работы КРУ на коллегии СГГА — первый действенный шаг. Наведут администрация и горсовет порядок с землей, договоримся с Россией об эффективном использовании пустующих арендных территорий ЧФ, сделаем процедуры прозрачными и удалим из властных структур коррупционеров — тогда наверняка можно рассчитывать на возникновение совершенно новых условий престижной, комфортной и высокоприбыльной жизни! В конце концов, чем мы хуже арабов или малазийцев?

Есть ли к нам интерес в настоящее время? Безусловно! Он всегда был и всегда будет: Севастополь не город-тупик (увы, так его называл один из предыдущих градоначальников), Севастополь — центр всего Черноморского бассейна, центр экономического сотрудничества, пересечение важнейших транспортных магистралей и культур. Назову только тех, кто уже подтвердил свое участие в инвестиционном форуме: Сбербанк России, ВТБ, Европейский банк реконструкции и развития, Агентство США по международному развитию USAID, делегация ЕС в Украине, посольства Аргентины, Израиля и Индонезии, компании ABB, Arzinger, "Смарт-холдинг", Farman & Partners (Париж), британская "Би-би-си" и другие…

Завершить же разговор хочется словами нардепа Павла Лебедева, который уже сам вложил свыше 150 млн долл. в наш город: инвестиционный форум для Севастополя "… знаковое событие. Чем больше иностранцев будет сюда приезжать, видеть глазами, трогать руками, тем быстрее забудется, что Севастополь был когда-то закрытым городом".

Добавлю: не только иностранцев, но и отечественных инвесторов.

Другие статьи этого номера