Дружба: кинотеатр или храм?!

На страницах нашей газеты была опубликована статья «Кому достанется «Дружба». Публикация вызвала довольно широкий резонанс. Причем откликнулись не только представители католической общины.
Мнения людей, без правок и комментариев, мы предлагаем вниманию наших уважаемых читателей. Первой право донести свою точку зрения редакция предоставляет Ирине Шухтуевой.

ОТДАЙТЕ БОГУ БОГОВО

"Начну с благодарности редакции газеты "Слава Севастополя" за то, что она вынесла этот вопрос из кулуарного на общегородское обсуждение в СМИ.

Да. Именно тринадцать лет назад католическая община обратилась к городскому совету с просьбой вернуть ей здание католического храма, в котором разместился кинотеатр "Дружба". Тринадцать лет назад это еще был детский кинотеатр. Сейчас же здание по ул. Шмидта, 1 (второе название которой указано как "Католическая") уже почти два года находится в аварийном состоянии и киносеансы там не проводятся. Единственное учреждение, которое работает в пристройке, — это услуги ксерокопирования. Также по рейтингу севастопольских архитекторов на сегодняшний день бывшее здание костела входит в десятку самых уродливых зданий Севастополя. Единственное, что напоминает о его принадлежности к культуре, — это доска, удостоверяющая, что оно является памятником архитектуры, и готические контуры стен, перенесших бомбежки Второй мировой войны. В таком состоянии городской совет содержит учреждения культуры. То есть для того, чтобы говорить о возрождении этого здания, вначале оно должно стать пригодным для проведения каких-либо мероприятий. К слову сказать, его аварийное состояние спровоцировала построенная на сбитом портике крыша.

Сегодня католическая община имеет на руках заверенные копии фотографий здания (фотографии здания католического храма в Севастополе) и выкопировки БТИ 1958 года (чертежи здания костела Св. Климента в 1958 году), где четко показано, где были пробоины, по каким линиям надо сбить крышу и портик и куда достроить стеклянный фасад. Стоит сказать, что в приказе четко прописывалось уничтожение культовых частей здания. Вот только не поднялась рука у строителей на алтарную часть, которая целиком сохранилась, закрытая киноэкраном. Сейчас, если войти внутрь здания, которое даже не было перепланировано, можно увидеть лепнину и свод, когда-то украшавшие алтарь прекрасного храма.

Все эти факты подтверждены документально. И то, что приходится сейчас делать католической общине, — это предъявлять факты, которые тщательно скрывали или преднамеренно подтасовывали представители городского совета, чтобы любым способом обойти закон о возвращении религиозным общинам церковного имущества, который, кстати, был принят в 1991 году — на 6 лет ранее закона о сохранении учреждений культуры. Именно поэтому так доброжелательно оставляют свои подписи севастопольцы в поддержку католической общины. Они прекрасно понимают, что "инвесторы", у которых хватит бесстыдства вновь продолжить осквернение храма, никогда не восстановят его как памятник архитектуры. А католическая община готова восстановить его за свои средства, без вливаний из городского бюджета. И к тому же установить орган, который смогут прийти и послушать все жители Севастополя, как это происходит в католическом храме Ялты.

Чуть больше 10 тысяч подписей собрано инициативной группой в поддержку возвращения здания католического храма общине. Из них около 8000 принадлежат жителям Севастополя, независимо от их вероисповедания.

Если говорить о православных жителях города, то для них, как и для всех христиан, более достойно служить Истине. Это открыто и подтвердил глава нашего города Владимир Яцуба на празднике cвятого равноапостольного князя Владимира, сказав, что нуждается в помощи духовного наставника, "чтобы нести мысль о том, что сила в правде".

А уж он-то очень хорошо знает историю с католическим храмом в Днепропетровске, который был дважды продан и возвращения которого верующие добивались много лет. И ни один инвестор не брался его отремонтировать по-настоящему, зная, что у дверей стоит с молитвой католическая община. Так что отдайте Богу Богово, а не стройте и свое будущее, и будущее горожан на лжи.

Ибо, как сказал Эммануил Кант, "говорящий ложь забывает о своем человеческом достоинстве и в конечном итоге совершенно его уничтожает".

С уважением И. Шухтуева, главный редактор интернет-портала "Католический Крым".

* * *

"КАКОЙ МЕРОЙ МЕРЯЕТЕ, ТОЙ И ВАМ ОТМЕРЯНО БУДЕТ"

"Я — не католик, но отношусь с большим уважением к католической церкви, поскольку знаю о ней из первых рук, а не из учебника по истории средних веков для общеобразовательной школы и "Настольной книги атеиста".

Почему поддерживаю передачу здания кинотеатра "Дружба" севастопольской общине римско-католической церкви? Прежде всего потому, что это принципиальный вопрос об утверждении принципа справедливости в принятии решений депутатами городского совета, вопрос о критерии отношения избранной людьми городской власти к этим самым людям. Совесть, честность, справедливость или "БЕСпредел", когда "по барабану" всё, кроме власти заради "бабла"?

По большому счёту, проблема с передачей здания храма, приспособленного под кинотеатр, — это не проблема католиков, это проблема прежде всего некатоликов, в первую очередь православных христиан, вызов их совести, вере, честности, чувству справедливости, да и просто элементарной человеческой порядочности.

Ситуация-то ясна: здание было построено на средства членов римско-католической церкви для себя и для последующих поколений единоверцев. Затем власть захватили те, кто отрицал право людей жить, верить, мыслить по-иному, чем они. Христиан католического исповедания, как, впрочем, и членов других церквей, кого разогнали, кого сослали, кого уничтожили. А в храме куролесили по своему разумению, глумились, достраивали-перестраивали. Во время войны здание было повреждено, но вовсе не разрушено.

Пришли новые времена, и пришли наследники тех, кто созидал для них это здание как храм.

Нужно ли восстанавливать справедливость? Нужно ли возвращать здание общине римско-католической церкви? Нужна ли нам вообще справедливость в жизни, в отношениях друг с другом, с властью, в отношении власти к людям в этом вопросе, в других вопросах? Мне нужна. "Какой мерой меряете, той и вам отмеряно будет". Поэтому я и поддерживаю передачу здания, построенного для богослужения, его истинным хозяевам. Ничего иного там быть не должно, а если будет опять что-то другое, то это будет вновь глумление, продолжение дела "тех, кто отрицал право людей жить, верить, мыслить по-иному, чем они.

Сергей Сорокин".

* * *

"НИКАКАЯ СИЛА ИХ НЕ ОДОЛЕЛА…"

"Здравствуйте, уважаемая Оксана Непомнящих! Я, прихожанка римско-католической общины Святого Климента в Севастополе Прокопова Анна Адамовна 1938 года рождения, приехала в Севастополь на его восстановление из руин в 1956 году в августе. Центральные улицы уже были восстановлены, но околицы города, конечно, нуждались в строительстве и благоустройстве. Я обратила внимание на одно здание с двумя пробоинами. Это здание, как раненая птица, как бы парило в небе и просило о помощи. И я подумала, что это какой-то храм. Но и в мыслях не было в то время, что это католический храм.

А депутат Мальцев говорит, что "Дружба" построена на народные деньги на фундаменте храма, на его развалинах. Это неправда! Даже в наше время архитектура его стен говорит о том, что в те времена неоготика в строительстве не применялась. Храм при строительстве "Дружбы" просто изуродовали. Он метра на два стал ниже, на месте звонницы, или входа в храм, построили "предбанник" — вестибюлем его трудно назвать. Этот вход в кинотеатр уже разрушается, а вот стены, построенные в 1911 году, будут стоять долго, и "никакая сила их не одолеет" — слова Иисуса Христа, сказанные апостолу Петру о церкви. Но депутат Мальцев уже подготовил проект решения об отказе быть храму, не спросив у Бога о Его решении. Депутату очень уж не хочется упустить "лакомый кусочек". Очень жаль, что коммунисты, пройдя 20 лет в "пустыне" независимости, так и не пришли к Богу… Одумайтесь, господа, правящие нами, простыми людьми, с 1995 года просящими о возвращении храма нам, предки которых дважды собирали средства на его постройку. Первый сбор средств пошел на строительство Девичьей батареи, которая сейчас находится в центре города, как и наш храм, а второй сбор средств был дан уже на его строительство в 1905 году, которое было закончено в 1911-м… Весной нашему храму исполнилось сто лет! Ни в одной газете ни слова об этом "лакомом кусочке", который стоит обшарпанный, темный, под него высыпают мусор по привычке, в темное время суток справляют нужду. Это ли не кощунство?

Когда начиналось так называемое строительство "Дружбы", то, снимая балки с крыши и все, что мешало проекту уменьшения высоты храма, упал с крана крановщик, разбился. Попала под противовес его такелажница и тоже погибла. Был дан знак! Кем? Людьми? Нет — это был знак Свыше! Но мы глухи, слепы, молчаливы. Чего еще ждать? А ведь был знак и в нынешнее время — открыта лепка алтаря! А какая это красота!

Молодому депутату мои пожелания: сначала изучить архивные документы, узнать все о храме, о том, кто отнял его у наших предков, как их преследовали за веру, как расстрелян был настоятель храма в 1936 году, куда они подевали имущество храма, вникнуть в учение Библии, и тогда будет понятно нашему молодому другу, что мы далеки от "лакомых кусочков", от центра города, от какой-то выгоды. Ибо строили храм на околице Севастополя, как и Девичью батарею, но сейчас он в центре. А хотя: был бы он в лесу, мы и там бы жили. Или в пустыне — все равно храм был бы для нас свят. То место, где он стоит, освящено, оно Свято. Мы не фанаты, мы — дети Бога…

А. Мальцев говорит о том, что здание культуры по закону не продается, и "Дружба" тоже. Но ведь продали "Родину" в Балаклаве, никому нет дела и до "Севастополя"… А это послевоенные названия кинотеатров, с любовью к Родине, Украине, дружбе. В наше время все кинотеатры и другие культурные заведения торгуют. Так что, нужно еще одно место для торговли? В "Дружбе" уже шла бойкая торговля в туалетах, а в "предбаннике" — кафе, где торговали не только чаем.

Просим всех людей доброй воли помочь католикам города Севастополя в возвращении нашего храма. Один-единственный храм не возвращают. Всем возвратили, а мы, как изгои. Мы что, чужие, пришлые и требуем чего-то не своего? Власть имущие, просим вас: "Возвратите Богу Божье". Мы всегда молимся за вас, за наш город и его жителей, за все конфессии нашего города и их прихожан.

С добрыми пожеланиями процветания, добрых дел, удачных проектов и их решения прихожанка католической церкви А.А. Прокопова".

Другие статьи этого номера