«Этническую нетерпимость детям и молодежи передают взрослые, причем число ксенофобов растёт в зависимости от уровня социальной напряжённости в обществе…»

Севастополь можно считать интернациональным городом. Помимо представителей бывших советских республик, здесь можно встретить выходцев из Кореи, Африки, Китая. Как правило, севастопольцы относятся к окружающим их людям толерантно. Но время от времени, в основном среди молодежи, все же наблюдаются всплески агрессии по отношению к «другим», вследствие чего первыми страдают городские памятники. Почему это происходит? В чем причина подобной неприязни? Об этом наш разговор с кандидатом психологических наук, доцентом кафедры прикладной психологии Севастопольского городского гуманитарного университета Татьяной БЕССОНОВОЙ.- О том, что современное человеческое общество состоит из людей различных рас, народов, племён, детям рассказывают в школе, — говорит Татьяна Ивановна. — Но все же большую часть информации они получают из интернет-источников, которые, к сожалению, не добавляют оптимизма преодолению дискриминации, расизма, ксенофобии и защите прав человека. Отсутствие нравственной цензуры позволяет печатать сомнительные манифесты, декларации, планы преступлений. И жертвами этого становятся в реальности ни в чём неповинные люди, чаще дети и молодёжь. Информация о насилии, конфликтах, конфронтации, терроризме потоком льется на детские головы, нанося вред их психике.

В последнее время проблема межчеловеческих отношений вышла на первый план исследований, в том числе психологических. Было установлено, что одним из основных источников расизма и одной из форм дискриминации являются ксенофобия и связанная с нею интолерантность, психологическая функция которых — защита от "других". В современной психологии альтернатива "мы — они" рассматривается на основе концепта социальной идентичности, которая состоит из представлений, эмоций, мотивов, знаний, ценностей, стереотипов, поведенческих схем, норм и стандартов, а также бессознательных образований. Это концентрированный сгусток опыта и ныне живущих поколений, и всего человечества, преломленный сквозь призму собственного существования в группе. Индивид, обладающий гиперидентичностью, воспринимает мир как угрожающий и готов к обороне. Главную угрозу своей идентичности он видит в чужаках — тех, кто обладает другой идентичностью. В случае формирования сознания по типу гиперидентичности человек уже точно знает, от кого ему надо защищать себя и свою группу. Этот путь ведет к развитию ксенофобии как социально опасного психологического феномена.

Эти идеи негативно влияют на личность ребёнка. Чувство страха, лежащее в основе ксенофобии, уже само по себе разрушительно для личности несовершеннолетнего, а неприязнь, которую оно порождает по отношению к "другим", имеет тенденцию к распространению на представителей других групп. Это отчётливо сегодня прослеживается среди представителей подростковых субкультур, молодёжных национальных групп. Так, хотя по результатам исследования количество школьников старших классов в городе Севастополе, позитивно настроенных на межэтническое взаимодействие, постоянно растёт (за последние пять лет увеличилось с 70 до 85%), а в студенческой среде гуманитарного вуза этот процент составляет 95%, тем не менее в этих группах присутствует элемент настроений амбивалентности. То есть даже с позитивными установками при наличии определённых ситуаций возможны и негативные установки. Этим объясняются факты вандализма и жестокости интолерантных этнофобов, которые, к сожалению, имеют место в нашем городе. И формируются эти группы с участием молодёжи.

Разумеется, здесь присутствует влияние социально значимых взрослых, которые передают детям и молодёжи этническую нетерпимость и превосходство своего народа над другими, готовность любыми способами отстаивать свои права. Причем, как свидетельствует опыт, число ксенофобов растёт в зависимости от уровня социальной напряжённости в обществе.

— В чем это выражается?

— Ксенофобия — это уровень страха или ненависти человека, эмоциональные чувства, состояния, выражающиеся в отношении к другому. Ксенофобы — это люди, которые не любят всех чужестранцев, их "инаковость". В современном обществе ксенофобия распространяется на очень широкий круг объектов, в соответствии с которыми выделяют следующие ее виды: расовые и этнические фобии (этнофобии), определяющие предубеждение и дискриминацию по отношению к лицам другой расы или этнической группы (например, белый и черный расизм, антисемитизм, синофобия — фобия по отношению к китайцам и др.); религиозные фобии, определяющие страх и предубеждение по отношению к приверженцам различных религиозных ориентаций (например, исламофобия, фобии по отношению к представителям различных религиозных культов); фобии по отношению к группам, отличающимся по социальным, культурным, материальным и физическим признакам: например социальные фобии (мигрантофобия, гандикапизм — предубеждение против лиц с физическими недостатками; эйджизм — дискриминация, вызванная возрастом человека, и т.д.).

И особенно число таких предубеждений расширяется в кризисных социальных ситуациях, когда ксенофобия приобретает массовый характер…

— …И в этот процесс активно вовлекаются дети. В каком возрасте закладываются основы ксенофобического мышления?

— Всё больше учёных, ссылаясь на собственные исследования, подчёркивают важность дошкольного возраста в жизни ребёнка. Процесс познания мира включает обязательные категории "мы" и "они", и только родительская среда включает эти объекты в мир ребёнка, окрашивая их позитивно или негативно. Это динамическая характеристика, которая быстро меняется вместе с развитием личности ребёнка и семейным социумом. Взрослые вносят в детское сознание законы страха, которые постепенно деформируют восприятие реальности ребёнком. Психопатологическое состояние общества и социальная паранойя отдельных семей очевидны, но неподвластны нашему коллективному влиянию. Детские страхи задерживают развитие ребёнка, определяют его неконструктивную позицию в общении со сверстниками.

В младшем и среднем школьном возрасте (6-15 лет) к "своим" ребёнок относит максимальное количество объектов. Но начинает выделяться группа "они". Это период когнитивной структурированности и эмоциональной определённости, то есть разделения на позитивные и негативные объекты окружающего мира.

Сознание старшеклассников в понятиях "мы" и "они" очень категорично и элитарно, оно отличается максимализмом и включает систему самостоятельного поиска "своих" и "чужих". Формирование эмоционального пика зависит от социально значимых взрослых, сверстников, влиятельных источников. Старшие подростки легко попадают во власть ксенофобических установок.

— И каким образом можно повлиять на эту ситуацию?

— Ксенофобические установки под влиянием психологических технологий имеют наибольший потенциал позитивного изменения. Это ставит определённые задачи для влияния семьи, школы и общества.

Сегодня в нашем городе в системе образования есть чёткая программа деятельности по данной проблеме. Она была сформулирована на заседании "круглого стола" в мае 2011 года в городском управлении образования и науки.

Правоохранительные органы и управление юстиции взяли на себя обязательства снабдить учреждения образования необходимой нормативно-правовой базой для решения поставленных проблем.

В самой же системе образования под патронатом СГГУ совместно с социальными службами города будет реализовано несколько образовательных проектов: дистанционная школа для родителей с обязательным модулем толерантной этики, методические материалы о гуманитарных технологиях для педагогических кадров и учащихся (тренинги толерантности, памятки по формированию толерантной личности и др.), социальный волонтёрский проект студенческого шефства над подростками социально уязвимых групп "Жить и общаться в мире с собой и другими".

Практика показывает, что профилактику ксенофобии следует начинать на ранних этапах развития ребёнка, активно влияя на мнение взрослых в этом вопросе. Для детей среднего и старшего возраста в школе должны быть разработаны специальные гуманитарные программы по преодолению ксенофобии и насилия в нашем обществе, развитию толерантности. Дети должны на сознательном уровне уважать, принимать и правильно понимать богатое многообразие культур нашего мира, норм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности.

Обучение взрослых должно идти по итогам ошибок человечества, а дети должны впитывать только конструктивные методы и приёмы. Ссылки на примеры деструктивности должны отсутствовать, по крайней мере, до тех пор, пока мы не сформируем толерантную личность. В школах обязательными могут стать не только интеллектуальные занятия, эмоционально насыщенные встречи, но и постоянная "толерантная" атрибутика (например продукты творчества детей разных национальностей). Постоянное участие в акциях "Милосердие" развивает у детей способность к эмпатии, сопереживанию, сочувствию. Элементы толерантности, такие как доверие, чувство собственного достоинства, самопознание, выстраиваются в контексте отношений "я" и "другие" на встречах равных представителей. Форумы согласия, организованные взрослыми, должны стать частью общения взрослого мира.

Чем более интеллектуальными в плане культурного многообразия будут наши дети, тем легче нам будет справиться с многочисленными вызовами современного мира.

Другие статьи этого номера