Главное управление Госкомзема в Севастополе: закон Украины «О Государственном земельном кадастре» является одним из основных условий формирования рынка земель

7 июля Верховная Рада приняла закон «О Государственном земельном кадастре», который вместе с еще не принятым законопроектом «О рынке земель» должен стать основой для формирования рынка земель в Украине. Какие моменты в принятом законе являются ключевыми? Насколько целостной, функциональной и публичной является кадастровая система, как урегулирован вопрос обмена информацией между кадастром и реестром прав? На эти и другие вопросы нашего корреспондента ответил заместитель начальника главного управления Госкомзема в Севастополе Валентин Николаевич ДЬЯЧЕНКО.

ЧТО ТАКОЕ КАДАСТР?

— По моему мнению, с принятия закона о Государственном земельном кадастре надо было начинать земельную реформу еще в 1991 году. Соответствующее постановление парламента тогда и предусматривало его разработку. Принятие закона заняло в Украине аж 20 лет.

Вновь принятый закон определил, что "Государственный земельный кадастр — единая государственная геоинформационная система сведений о землях, расположенных в пределах границ Украины, их целевом назначении, ограничениях в их использовании, а также данные о количественной и качественной их характеристике, оценке и распределении между собственниками и пользователями".

До этого была некоторая путаница в понятиях. Например, в предыдущих попытках разработать кадастровый законопроект говорилось, что кадастр — это "государственные меры", "государственная политика" или "система кадастровых работ". Теперь определение кадастра соответствует европейскому и мировому пониманию как информационной системы, — отметил Валентин Дьяченко, — наконец название и предмет закона совпадают.

— Валентин Николаевич, какая информация будет в кадастре?

— Согласно вновь принятому закону, в Государственный земельный кадастр вносятся сведения о земельном участке, которому присваивается кадастровый номер, в том числе сведения о категории, угодьях, экономической, нормативной денежной оценке и бонитировке почв на территории Севастополя, а также сведения об ограничениях в использовании земель и кадастровом зонировании.

Государственный земельный кадастр ведется на электронных и бумажных носителях, а его картографическая основа едина для формирования и ведения градостроительного кадастра и кадастров других природных ресурсов.

— Насколько будет доступна информация, хранящаяся в кадастре?

— Законом предусмотрено, что в сети Интернет будут отображаться сведения о границах административно-территориальных единиц, кадастровые номера участков, их целевое назначение, вид функционального использования, ограничения в использовании, угодья участка (с указанием контуров зданий и сооружений, расположенных на нем), форма собственности, вид вещного права, данные количественного и качественного учета земель (площадь, границы, местоположение) и т.п. Имена владельцев участков останутся "закрытыми".

По словам Валентина Дьяченко, благодаря принятому закону с 1 января 2013 года каждый желающий сможет "с помощью обычного браузера без каких-то специальных программ зайти на официальный сайт Госземагентства Украины и увидеть базовую кадастровую информацию". "Но законом о защите персональных данных запрещено разглашение персональных данных без согласия самого лица. То есть мы сможем увидеть то информационное наполнение кадастра, которое существует на сегодня, но без персональных данных владельцев", — добавил он.

— А кто будет администратором кадастра?

— Принятый закон "О Государственном земельном кадастре" установил, что внесение сведений в Государственный земельный кадастр и предоставление сведений из него будет осуществляться государственным кадастровым регистратором, который будет работать в составе главного управления Госкомзема в Севастополе.

Важно, что государственный кадастровый регистратор сам непосредственно будет принимать документы у граждан. Эта норма имеет целью ликвидировать ту бюрократическую процедуру, которая сегодня существует при прохождении документации во властном органе. Кроме того, лицо, обращающееся в этот орган, будет четко знать, кому отдан документ. То есть иметь конкретного исполнителя. Следовательно, за выполнение работ будет с кого спросить.

Государственный кадастровый регистратор будет сам подписывать все документы, предоставляемые по кадастру, и ставить на них "мокрую" печать, указывать свою фамилию, имя и отчество, а также орган, в котором он работает.

Закон четко обозначил полномочия по ведению кадастра, считает Валентин Дьяченко. "Предприятие, которое будет определено отдельным постановлением Кабинета министров Украины, будет чисто техническим администратором. То есть отвечать за каналы связи, системы защиты, техническую поддержку программного продукта. А полномочия по внесению в Государственный земельный кадастр, предоставление сведений о земле, выписок, справок из Государственного земельного кадастра о земельном участке, осуществление их государственной регистрации, ограничений в их использовании в соответствии с законом возложены на главное управление Госкомзема в Севастополе. По моему убеждению, такая система станет более понятной", — сказал чиновник.

ЧТО БУДЕТ С ГОСАКТАМИ?

В соответствии с законом с 1 января 2013 года государственные акты на право собственности на земельный участок выдаваться не будут, но ранее выданные государственные акты будут действительны. В подтверждение государственной регистрации земельного участка заявителю будет бесплатно выдаваться выписка из Государственного земельного кадастра о земельном участке. Однако стоит напомнить, что с 1 января 2012 года вступает в силу закон Украины "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их отягощений". Согласно ему, право собственности на земельный участок в установленных настоящим законом случаях будет подтверждать свидетельство о праве собственности на недвижимость (сейчас это право удостоверяет госакт). Кабмину предстоит принять еще ряд постановлений, которые урегулируют обмен информацией между двумя системами.

"С 2013 года госакты постепенно будут заменять на свидетельства о праве собственности, — пояснил Валентин Дьяченко. — Замена будет происходить в случаях, предусмотренных статьей 18 закона Украины "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их отягощений". В частности, там говорится о случаях, когда: недвижимость (в нашем случае — земельные участки) вносится в уставный фонд юридического лица или выводится из него; физические лица и юридические лица, вышедшие из состава учредителей (участников) юридического лица по решению органа, уполномоченного на это учредительными документами, получают в собственность объект недвижимого имущества, переданный им, и тому подобное. Если лицо таких операций не проводит, государственный акт может оставаться у него на руках неограниченное время как действующий документ".

Впрочем, эксперты отмечают: тем, кто еще до сих пор не имеет государственного акта, не стоит ждать, пока за них кто-то оформит право собственности на землю. "Сегодня без государственного акта вы не можете продать, подарить, завещать свою землю", — напомнил Валентин Дьяченко.

— Валентин Николаевич, с какого времени начнет полноценно работать система кадастра по вновь принятому закону?

— Законом предусмотрено, что уже с 1 января 2012 г. кадастр должен работать.

На данный момент в главном управлении Госкомзема в Севастополе уже создано ядро будущего земельного кадастра с минимально необходимым набором функционала. Речь идет о проработке документации, ее проверке, присвоении участку кадастрового номера, нанесении параметров участка на дежурный кадастровый план, подготовке правоустанавливающих документов, наконец, их регистрации в системе. По словам Валентина Дьяченко, создание полнофункциональной системы (с приложениями о качестве земельных участков, их денежной оценке и т.д.) планируется завершить в июне 2012 года.

— Какие дополнительные составляющие необходимы для запуска свободного рынка земель?

— Только на уровне Кабмина нужно принять 11 нормативных актов. Так, в законе не прописаны нормы контроля за регистраторами, не определена стоимость услуг.

Принятие закона "О Государственном земельном кадастре" — условие необходимое, но не единственное для запуска рынка земель сельскохозяйственного назначения. Кадастр гарантирует право собственности на земельный участок и делает саму систему земельных отношений прозрачной.

По мнению Валентина Дьяченко, вслед за законом "О Государственном земельном кадастре" до завершения действия моратория на продажу сельскохозяйственных земель нужно урегулировать все правовые вопросы по инвентаризации земель. Эта законодательная база должна составить единый содержательный "комплект", поскольку данные инвентаризации являются основным сегментом данных Государственного земельного кадастра. Валентин Дьяченко подчеркнул: как земельный кадастр не может эффективно функционировать без действующей системы инвентаризации земель, так и инвентаризация не имеет смысла без эффективно действующей системы земельного кадастра. Без этих шагов проводить системное реформирование земельных отношений невозможно. Принятие же закона "О Государственном земельном кадастре" — это большой шаг в будущее, поскольку Украина до сих пор оставалась едва ли не единственной страной, где закон о кадастре принят не был.

Другие статьи этого номера