Попрактиковался? Заплати!

Начался новый учебный год, а вместе с ним появились и новые проблемы. О том, что волнует севастопольцев в сфере образования, можно судить по присланным в редакцию письмам.

ПОЙДЕТ ЛИ НА ПОЛЬЗУ ПЛАТНАЯ ПРАКТИКА УЧАЩИМСЯ ПТУ?

"В начале учебного года нас, родителей, ошарашили "приятной" новостью: в феврале нашим детям предстоит производственная практика. И, в отличие от предыдущей, на этот раз она должна быть платной. Что это значит? Учащиеся ПТУ обязаны в процессе обучения раз в год сдавать экзамен по производственной практике, защищать присвоение им какой-либо профессиональной категории. Осуществляется это так: училище заключает договор с предприятием о том, что предприятие берёт на работу практиканта и обязуется предоставить ему все условия для работы и оплатить эту работу в каком-либо размере.

В прошлом году мы были рады тому, что к соответствующему бланку договора училища с предприятием прилагалось дополнительное соглашение о том, что предприятие не имеет возможности оплатить труд учащегося по причине… (каждое предприятие писало свою). Ведь в самом деле, кто из владельцев предприятий, из директоров госучреждений или из частных предпринимателей возьмёт на работу неспециалиста, который, возможно, что-то напортачит так, что потом не разгребёшь? И кто возьмёт на себя ответственность за него, выделит ему сотрудника, который будет за ним присматривать, обучать его, да еще и заплатит практиканту, когда денег и так не хватает? Абсурд!

Это абсолютно ясно всем, кроме нашей горгосадминистрации, которая в этом году родителям учащихся ПТУ усложнила задачу. Мало того, что нам самим приходится искать места для практики, так еще необходимо решать проблему с ее оплатой. Официально эта миссия возложена на мастеров, но где мастер найдёт места для всех учащихся группы (кстати, используя на поиски исключительно личное время)? Теперь дополнительного соглашения уже не будет. Предприятия обязаны будут оплатить труд практиканта хотя бы в размере минимальной зарплаты. Вопрос: какому предприятию или организации это надо и кто в этом заинтересован? Какие соображения заставят руководителя взять на работу учащегося, если и так полно безработных квалифицированных специалистов, которые сделают работу гораздо лучше, чем практикант? Какой сотрудник захочет готовить себе замену, если каждый, боясь уходить на пенсию (на которую прожить невозможно), держится за своё место мёртвой хваткой?

Наш мастер слёзно просил никуда не писать и ни к кому не обращаться, так как это грозит ему увольнением: мол, не справился с поставленной задачей, и если училище не может найти платных мест для практики, то оно не должно существовать, так как нерентабельно. А теперь вопрос: должны ли в таком случае существовать средние общеобразовательные школы? Может, они также не нужны по причине отсутствия рентабельности?

До каких же пор мы будем терпеть необдуманные действия власть имущих? Если мы согласимся с предложенной схемой, то будет так: предприятие перечислит денежные средства в половинном размере на р/с училища (так должно быть по договору) и половину выплатит учащемуся. Чтобы такое предприятие нашлось, родители будут вынуждены сумму оплаты для училища компенсировать предприятию из своего кармана, а сам практикант, само собой, останется без оплаты, просто распишется в ведомости. Иного пути нет.

Есть ли выход из данной ситуации? Наверное, есть. Если администрация города и в целом наше правительство так заботятся о будущем наших детей, что любыми путями пытаются обеспечить им возможность обучения на производстве и оплату их труда, пусть лучше подумают о том, как заинтересовать предприятия в том, чтобы брали наших детей на практику. В противном случае вряд ли родители будут активными избирателями…"

Под этим письмом, присланным в редакцию по электронной почте, родители просили не ставить подписи, чтобы "не наказывали мастера" (контактный телефон инициативной группы у нас имеется). Возможно, они и правы. Ведь главное не в том, в каком именно ПТУ это происходит, а в ситуации в целом. И если не замалчивать проблемы, а пытаться их решать сообща, выход обязательно будет найден. Именно на это и надеется автор второго письма.

ПО СОСЕДСТВУ МЫ ЖИВЕМ…

"Наш дом угловой, граничит с участком школы N 26, — пишет 81-летняя Л. П. Панюшкина. — Мы, жители улиц Томской, 49, и Витебской, 2, устали от беспредела учеников этой школы! Третий год борюсь за чистоту улицы, которую жильцы дома убирают сами. На переменах ученики школы собираются здесь целыми группами человек по двадцать, чтобы покурить. Здесь же кушают, запивая еду из бутылок, а отходы оставляют у наших домов. На замечания не реагируют или отвечают грубостью. Вот я и решила собрать подписи жителей нашей маленькой заброшенной улицы под письмом, с которым потом обратилась к секретарю школы (регистрировать письмо она отказалась). Мне было предложено встретиться с директором в 15 часов (я была в школе утром). Но вместо директора меня приняла ее заместитель, с которой разговора не получилось. В общем, ушла из школы я с "отличным" настроением. Правда, через некоторое время ко мне домой пришла завхоз, извинилась и сообщила, что весь оставленный учениками мусор будет убирать их уборщица, а учителя по очереди будут дежурить на переменах на нашей улице. Хочется верить, что наконец-то общими усилиями порядок будет наведен…"

Мы тоже надеемся, что конфликты будут исчерпаны и оказавшиеся по разные стороны проблемы люди в итоге найдут приемлемое для всех решение. Потому что затронутые в письмах вопросы в первую очередь касаются наших детей, от которых, как известно, зависит наше общее будущее. И каким оно будет — решать нам и сейчас.

Другие статьи этого номера