Славлю развязку, которая есть. Но больше — которая будет!

В нынешнем сентябре развязку открывали всем миром. Всем властным миром, которому небезразлично настоящее нашего города. Праздник получился резонансным. Были цветы, грамоты, ценные подарки, убедительные и содержательные речи. И только вскользь прозвучала перспектива развития дорожной сети города. Даже бравурное звучание военного оркестра и плакатный тезис о сдержанном слове не породили иллюзии о разрешении всех транспортных проблем строительством одной развязки, пусть даже ценою 111 миллионов гривен. А это означает, что впереди больше вопросов, чем было вчера.Само по себе торжество позволило открыть движение транспорта, ликвидировать те неудобства, которые испытывали водители и пассажиры в период активного строительства. Но до полной сдачи в эксплуатацию еще предстоит сделать многое. А потому и техника на этом участке работает, и люди. Нужно доделать тротуары, разметку, ливневые лотки. В конце осени будет произведена посадка деревьев и кустарника для озеленения развязки. Ее пропускная способность увеличилась в 4 раза: с 10 тысяч машин в сутки до 40. Это радует. Но пропускная способность перекрестков улиц Хрусталева — Городское шоссе и проспекта Генерала Острякова — безымянное шоссе на Максимову дачу как была по 4 тысячи машин, так и осталась.

Пришло время разгружать центр города путем строительства новой объездной дороги от 5-го километра Балаклавского шоссе до поселка Дергачи. И проект такой уже есть. В конце прошлого века власти Севастополя уже пытались своими силами его осуществить. Но местного городского бюджета не хватило. Пришлось обращаться за помощью в Киев. Возможно, что в этом или следующем году такая помощь придет со стороны Государственной службы автомобильных дорог Украины.

Если не вдаваться в подробности технического плана, то начало новой стройки совпадет с нынешним светофорным объектом у вещевого рынка. Дорога планируется второй категории с шириной проезжей части 9 метров на перегонах. В зонах автобусных остановок, разворотов и полос ускорения и съездов — до 12 метров. Рынок придется чуть потеснить в его первоначальные границы с придорожных земель. Насыпь через балку у "Зеленхоза" расширится и подрастет вверх, "оденется" в подпорные стены. При расширении и укреплении насыпи первой очереди объекта будут использованы габионные конструкции. Габионы — это проволочные сетки прямоугольной формы (размером три на метр и пять метр), в которые плотно (но без связующего раствора) уложены камни. Для наполнения габионов будет использована средняя фракция балаклавского мраморовидного известняка. Габионы при высокой устойчивости и прочности остаются "прозрачными" для воды, что позволяет избежать накопления излишней влаги в насыпи дороги. В Севастополе такие конструкции уже применялись на дороге с Байдарского перевала в сторону Южного берега для ликвидации последствия оползня, под путепроводом через реку Бельбек у села Фруктового для предотвращения размывания берегов. Термин "габион" происходит от французских и итальянских слов, обозначающих большую металлическую клетку. Впервые такие конструкции использовались для защиты позиций артиллерийских батарей.

Далее дорога, не сворачивая влево по существующей трассе, прямиком пойдет в балку между поселком "Максимова дача" и хутором Лукомского. Через балку будет переброшен трехсекционный мост (путепровод) длиной 70 метров. Построить его "Севдорстрой" сможет силами своего мостостроительного участка. Такая возможность проверена на пущенной в сентябре нынешнего года развязке. Мост строили без привлечения иногородних субподрядчиков. Далее строители пойдут мимо воинской части, по границе виноградников и дачного поселка до автодороги Севастополь — Ялта и врежутся в нее транспортным кольцом в километре от вершины Сапун-горы у дорожного знака "Населенный пункт "Севастополь". Второе дорожное кольцо будет на улице Генерала Мельника, у магазина "Новая линия". Отсюда открывается путь до улиц Горпищенко и Генерала Жидилова, к верховью Советской балки, в Инкерман, на Бахчисарай и Симферополь.

Старый проект конца прошлого века претерпел очень серьезные изменения по многим причинам. Современный проект новой объездной дороги разработан в 2011 году в специализированном Киевском проектном институте. Сейчас он проходит корректировку, согласования, и окончательный вариант его будет утвержден в ближайшее время. Общая протяженность дороги — 5,2 километра. Но до окончания работы над проектом говорить о конкретных реперах на местности рано. Сметная стоимость проекта в масштабе цен 2011 года — более 160 миллионов гривен. Строительство разбито на три этапа. Первый — от проспекта Генерала Острякова до путепровода, второй — сам путепровод, третий — после путепровода до улицы Генерала Мельника. Сроки строительства напрямую зависят от уровня бюджетного финансирования из Киева. Теоретически построить дорогу можно за год, а можно растянуть удовольствие и на 5-6 лет. "Важность нового участка объездной дороги трудно переоценить", — считает начальник службы автомобильных дорог в Севастополе Валерий Томчук.

Дорога свяжет Гагаринский и Нахимовский районы, позволит значительную часть транспорта из Ленинского в Нахимовский район вывести в обход центра. При появлении этой альтернативной линии межрайонного сообщения можно будет начинать заниматься реконструкцией мостов у железнодорожного вокзала.

Даже к гадалке ходить не нужно: завтра появится вполне справедливый тезис о том, что новейшая из новейших развязок, если она и будет построена, не решит проблем, а добавит. Да! А кто бы сомневался? Таков путь прогресса. Пуск дороги через Максимову дачу пригрузит упомянутые выше перекрестки. А что делать? Мы обречены пошагово решать проблемы транспортных развязок. А можем и не решать! Запретим въезд в город всем автомобилям больше "Москвича". И ни одного нардеповского джипа не впустим? Но это перспектива другого города…

Другие статьи этого номера