НеУставные отношения отменяются!

В повестку дня октябрьской сессии городского совета внесен вопрос «О проекте «Устава территориальной громады города Севастополя».

Решение "О проекте "Устава территориальной громады города Севастополя", как, собственно, и сам фолиант "Устава", на рассмотрение сессии внес инициатор принятия Севастополем данного документа и один из его разработчиков — депутат Дмитрий Белик.

Напомним: работу над "Уставом" соратники Дмитрия Белика начали еще в 2009 году. В октябре 2010-го депутат даже предпринял попытку представить разработанный документ на суд общественности, но коллеги по депкорпусу прошлого созыва отказались включать авторский проект решения в повестку работы сессии: на носу были выборы, и работа над "Уставом" не входила в предвыборные планы большинства присутствующих в сессионном зале. Ровно год спустя Дмитрию Белику удалось убедить новых коллег в необходимости "Устава" для Севастополя. Причем утверждать документ на октябрьской сессии в планы совета не входит. Проект решения предполагает: публикацию документа на сайте Севастопольского городского совета и в других средствах массовой информации для его обсуждения; аккумулирование предложений общественности по проекту "Устава"; а также его отправку в главное управление юстиции Севастополя на антикоррупционную экспертизу.

"Фактически, — говорит Дмитрий Белик, — нам необходимо запустить процедуру обсуждения "Устава". Мы предоставим общественности "рыбу", которую можно "фаршировать" мнением севастопольцев. В любом формате, но "Устав" нужно принимать". Свою убежденность в том, что городу "Устав" необходим, депутат строит на севастопольских особенностях осуществления местного самоуправления и, конечно, на отсутствии Закона о статусе Севастополя.

"Начнем с того, что такие должностные лица территориальной громады, как председатель и заместитель председателя Севастопольского городского совета, в законодательстве Украины не прописаны, то есть они, по существу, нелегитимны, как и исполнительный аппарат городского совета! Во всех городах Украины законом и Конституцией предусмотрены избираемый громадой городской голова и избираемый депутатами секретарь городского совета, коих у нас нет, а также исполнительный комитет и другие исполнительные органы городского совета (а не исполнительный аппарат городского совета). Использование нашим городским советом структуры, предусмотренной законом для областных советов, является нашей доморощенной инициативой, не подкрепленной пока никаким нормативным актом, — говорит Дмитрий Белик. — "Устав" станет единственным нормативным актом, который до принятия Закона о городе Севастополе хоть как-то узаконит существующую структуру местного самоуправления в Севастополе, поскольку он должен пройти государственную регистрацию в органах юстиции Украины".

Поэтому проектом "Устава" зафиксировано как административно-территориальное устройство Севастополя, так и система местного самоуправления. В документе поставлена точка и в области земельных отношений: до разграничения земель государственной и коммунальной собственности полномочия относительно распоряжения землями осуществляет Севастопольский городской совет. Прописаны городская символика, формы непосредственного самоуправления (разделы с положениями "Об общих собраниях горожан", "О местных инициативах", "Об общественных слушаниях"), материально-финансовая основа местного самоуправления, ответственность, подотчетность и подконтрольность органов местного самоуправления и так далее.

При этом, по сравнению с проектом годовой давности, в нынешнем сглажены все "острые углы": нет нормы об исполкоме горсовета (есть исполнительные органы); не предполагается кардинальных изменений во властной структуре города; исключено "Положение об уполномоченном по правам человека", который должен был осуществлять контроль за соблюдением конституционных прав, свобод и законных интересов членов территориальной громады Севастополя в сфере местного самоуправления — выборная должность. Уполномоченный предполагался избираться членами территориальной громады прямым тайным голосованием сроком на 5 лет, фактически — мэр города!

С другой стороны, нормы, прописанные в проекте "Устава", — далеко не догма. Лояльность характера данного документа объясняется тем, что его разработчики никому не хотели навязывать свою волю. В случае принятия сессией решения "О проекте "Устава…" его текст станет доступен для изучения всеми севастопольцами и, соответственно, для внесения горожанами любых поправок, исключая антиконституционные. Провести общественное обсуждение проекта "Устава" Дмитрий Белик предполагает в течение трех месяцев, чтобы с нового года доработанный громадой и специалистами документ был утвержден сессией городского совета.

Проект подготовлен с учетом опыта уже действующих уставов таких городов Украины, как Донецк, Евпатория, Ялта. И, по мнению депутата, после принятия документ должен получить высшую юридическую силу, превосходящую в городе решения городского совета, по сути, став Конституцией Севастополя.

Ирина КАРАТАЕВА.

В тему

"Закон Украины "О местном самоуправлении в Украине" предусматривает возможность принятия территориальной громадой административно-территориальной единицы своего устава.

…Устав — единственный нормативный акт, который связывает территориальную громаду с органами самоуправления, которые она формирует. Устав определяет механизмы влияния на органы местного самоуправления и создает правовую возможность территориальной громады влиять на управленческие решения. Устав определяет права, обязанности и ответственность органов местного самоуправления, их должностных лиц перед территориальной громадой; поэтому органы местного самоуправления исполняют не только волю государства, но и волю территориальной громады.

Устав — единственный нормативный акт, который до принятия закона Украины "О городе-герое Севастополе" может учитывать существующие коллизии административно-территориальной единицы "город Севастополь". Устав позволит определить перечень вопросов, которые территориальные громады административно-территориальных единиц, входящих в состав Севастополя, могут решать самостоятельно, а какие только совместно.

Уставом территориальной громады определяется: порядок проведения общего собрания граждан по месту жительства, порядок обнародования решений советов, принятых по вопросам, внесенным путем местной инициативы, порядок формирования и организация деятельности советов, порядок организации общественных слушаний.

Устав позволит определить механизм взаимодействия территориальных громад, входящих в состав Севастополя, по совместному решению общих вопросов. Представленный проект устава основан на Конституции Украины и законе Украины "О местном самоуправлении в Украине" и может действовать до принятия Закона Украины о городе Севастополе, после чего может быть принят в новой редакции".

Из "Пояснительной записки к проекту решения Севастопольского городского совета "О проекте "Устава территориальной громады города Севастополя".

Другие статьи этого номера