Валерий САРАТОВ: «Сегодня я отвечаю за политику государства в области тарифообразования»

29 сентября президент Украины подписал указ «О вопросе органа государственного регулирования в сфере коммунальных услуг». Согласно этому документу, Национальная комиссия регулирования рынка коммунальных услуг Украины переименована в Национальную комиссию, которая осуществляет государственное регулирование в сфере коммунальных услуг, с численностью работников 412 штатных единиц. Возглавляет Нацкомиссию известный севастополец Валерий Саратов. В минувшие выходные председатель комиссии ответил на вопросы журналистов Севастополя. — Валерий Владимирович, какие задачи поставил перед Национальной комиссией (с почти министерским статусом) президент страны?

— Наша комиссия является коллегиальным органом по регулированию деятельности в области теплоснабжения, централизованного водоснабжения и водоотведения. В сферу нашего влияния входят 68 предприятий (лицензиатов) по водоснабжению и водоотведению в городах с населением более 100 тысяч человек и 291 предприятие теплоэнергетики. И задача комиссии в настоящий момент состоит в установлении экономически обоснованных тарифов. Уже вторым этапом работы комиссии будет переход на модели стимулирующего тарифообразования, когда предприятиям будут доводиться требования снижения затрат по отдельным статьям и операциям за счет модернизации оборудования, ремонта сетей, улучшения организационно-управленческих функций.

Задачи перед комиссией стоят сложные, и, самое главное, они действительно затрагивают интересы каждого жителя Украины. Фактически реформирование жилищно-коммунального хозяйства в Украине так и не началось. Над проблемой работали министерства, менялись премьер-министры, но реформы не произошло, потому что под нее должен был быть подведен экономический базис. Сегодня все абсолютно заинтересованы в том, чтобы тарифы были экономически обоснованными: и жители страны, и государство.

— Сколько среднестатистическая семья украинцев платит за "коммуналку" в 2011 году?

— Сегодня семья в Украине платит за коммунальные услуги по итогам первого квартала года 11,7% от среднего дохода (в городах — 14,2%, на селе — 9,2%). И это говорит о том, что у нас остался очень маленький зазор для того, чтобы повышать тарифы. Я считаю, что, учитывая потребительскую корзину, коммунальные платежи должны составлять где-то 15%. Но не выше. У нас слишком высока в потребительской корзине доля расходов на продовольствие.

В Польше, например, семья тратит на коммунальные услуги 20% доходов, и ни в одной стране мира серьезно уменьшить эту цифру не удается. Я взял исторические факты: 1913 год, Киев. Доцент Киевского университета жил на Брест-Литовском проспекте в профессорском доме, имел оклад 165 рублей. Так вот, 45 рублей он платил за коммунальные услуги. Так уж вышло, что человечество приблизительно такую часть своих доходов всегда тратило на комфортность жизни.

Поэтому нам нужно провести все экономические расчеты, чтобы государство четко понимало, какую политику можно проводить по отношению к каждой семье, чтобы люди могли платить, и этот платеж сопровождался качественной услугой.

— В чем вы видите главный вектор своей работы?

— Нужно проанализировать каждую часть себестоимости услуги в тарифе и доказать каждому жителю страны, что затраты, которые показывает предприятие, соответствуют действительности.

Вот пример: два соседних областных города в центре Украины. В одном тариф на воду на 70% выше, чем во втором. Обоснуйте! У одного города действительно больше денег уходит на электроэнергию, потому что они добывают воду из скважины, но ведь второй город берет воду из Днепра и использует больше реагентов. И эти цифры друг друга компенсируют. Тогда в чем дело? И вот так каждая позиция по себестоимости будет изучаться.

В Украине есть такое понятие, как маловодные регионы, в которых составляющая по электроэнергии в стоимости воды равна 60%. Соответственно, я бы считал справедливым думать о каком-то режиме компенсации. Кстати, в число регионов, у которых повышенная составляющая по электроэнергии, попадает и Севастополь из-за особенностей рельефа.

Задача регулятора в лице комиссии — стоять в центре между интересами предприятий, людей и государства. Например, в Соединенных Штатах Америки регуляторы были созданы в 1903 году. И задача регулятора — включить механизм даже на уменьшение тарифов при увеличении инвестиционной составляющей. В этом плане далеко ушла Великобритания. Они умудрились за 12 лет изменить структуру тарифов. Они начинали в 1999 году реформу рынка воды, где 90% в тарифе была себестоимость затрат, а 10% — инвестиционная составляющая. Сейчас 60% — затраты, а 40% — инвестиционная составляющая. То есть регулятор каждому предприятию должен дать инвестиционную составляющую, в результате которой оно должно уменьшить часть затрат. Таким образом, можно сделать все, чтобы тарифы не росли. Например, сейчас включим жесткий режим по отношению ко всем лицензиатам, чтобы у них были счетчики по воде и теплу. Если у предприятия есть счетчики и оно покажет, что его потери выше нормативов, то мы согласимся, что ему надо добавить инвестиционную составляющую на уменьшение потерь. При этом, в моем понимании, отвечать за счетчики должны те предприятия, которые поставляют услуги. Это — не проблема человека.

— Теперь, с высоты всеукраинского опыта, вы можете судить об обеспечении счетчиками воды и тепла севастопольцев?

— В Севастополе установлено всего 10,7 % счетчиков по теплу. Это я говорю про котельные. Сколько вырабатывается тепла, энергетики считают как-то хитро: перерасчитывают газ. Но меня это не волнует, лучше скажите, сколько на выходе на счетчике. И в каждом доме должен стоять счетчик по теплу, чтобы люди не пересчитывали никакие квадратные метры, а видели, сколько дом потребил гигакалорий. Без этого экономический вопрос тарифов не решить.

С другой стороны, в Севастополе 90% населения поставило счетчики воды и, прошу прощения за это слово, "тупо" контролирует ее потребление. Сейчас могу сказать: в тариф не будут входить затраты на содержание каких-то социальных благ для предприятий. А Севастопольский водоканал содержит кемпинг. Содержите, зарабатывайте прибыль, но не за счет населения, потому что это не имеет отношения к тарифам! Но у нас народ уверенно отвечает коммунальному предприятию сокращением своих расходов. Класс! Энергоносители нужно беречь. Комфортная жизнь не должна быть расточительной.

— Станут ли результатом работы вашей комиссии общие всеукраинские тарифы?

— Такая постановка вопроса, когда тарифы должны быть примерно одинаковы во всех регионах страны, имеет право быть. У нас что, разная цена по электроэнергии для водоканалов? Или что, средняя заработная плата разная? В тех регионах, где электроэнергия дорогая и государство сможет компенсировать расходы, можно рассматривать уменьшение тарифа. Но конкретно смогу ответить на этот вопрос, когда мы закончим все расчеты.

— И, наконец, вопрос, на который ждут ответ многие горожане. На правительственном уровне вас раскритиковали за тарифную политику в городе. И вдруг такой пост!

— В Севастополе, к сожалению, тарифная политика стала ареной для политической борьбы. Могу сказать, что повышение тарифов снизило мой рейтинг как руководителя Севастопольской городской государственной администрации с 25 до 18 процентов, но я планировал восстановить его. Помните, лето прошлого года было очень жарким, и если бы мы не подняли тарифы — остались бы без воды. Потом хорошо, без сбоев прошел отопительный сезон 2010-2011 гг. Работая в городе, я не сорвал ни одного личного приема севастопольцев. (Я и сейчас крайне ответственно отношусь к своим обязанностям депутата горсовета). Заступая в должность председателя СГГА, я строил свою работу на три года — это срок, который позволяет что-то сделать. И, кстати, когда мы пришли новым составом в администрацию (тогда закончилось первое полугодие 2010 года), по рейтингу социально-экономического развития регионов Севастополь занимал, стыдно сказать, 26-е место из 27. А теперь мне не стыдно сказать, что мы передали новому составу администрации город со вторым рейтингом по Украине: это уже по итогам первого полугодия 2011 года. И это уже другая точка отсчета.

И поэтому, когда меня назначали на должность председателя Нацкомиссии, мне в заслугу были поставлены полное владение вопросами тарифов и умение отстаивать принятые решения. Сегодня я отвечаю за политику государства в области тарифообразования.

Другие статьи этого номера