Все об экологическом налоге

В госуправление охраны окружающей природной среды в Севастополе все чаще и чаще стали обращаться граждане (физические лица) и представители юридических лиц с просьбой дать разъяснения по отдельным вопросам взимания экологического налога за размещение отходов. Есть такие вопросы и в редакционной почте «Славы». На наиболее часто встречающиеся (повторяющиеся) мы попросили ответить специалистов госуправления. — Как определяется класс опасности отходов? Существует ли перечень отходов с установленными классами опасности?

— На сегодня на государственном уровне не утвержден перечень (классификатор) отходов с установленными классами опасности, но в отдельных регионах используются локальные перечни в рамках функционирования региональных систем управления отходами. В соответствии с пунктом "в" статьи 17 закона Украины "Об отходах" субъекты хозяйственной деятельности в сфере обращения с отходами обязаны определять состав и свойства образующихся отходов, а также по согласованию со специально уполномоченными органами исполнительной власти по вопросам охраны окружающей среды — степень их опасности для окружающей природной среды и здоровья человека.

Класс опасности отходов определяется в соответствии с ГСанПиН 2.2.7.029-99 "Гигиенические требования обращения с промышленными отходами и определение их класса опасности для здоровья населения" (раздел 5), утверждается органами Минздрава по согласованию с территориальными органами.

— Кто должен быть плательщиком экологического налога за размещение бытовых отходов на полигоне в случае, когда лицом, образующим бытовые отходы, заключено соглашение на вывоз бытовых отходов с коммунальным предприятием?

— Согласно пункту "и" статьи 17 закона Украины "Об отходах", субъекты хозяйственной деятельности в сфере обращения с отходами обязаны своевременно в установленном порядке платить экологический налог, который взимается за размещение отходов. Если коммунальное предприятие, оказывающее услуги по вывозу бытовых отходов, непосредственно осуществляет размещение (в данном случае захоронение) отходов, оно является плательщиком экологического налога за размещение отходов.

В случае, когда коммунальное предприятие передает указанные отходы другой организации (например организации, эксплуатирующей полигон) для осуществления операции захоронения, эксплуатирующая организация является плательщиком экологического налога за размещение отходов.

То есть именно то предприятие, которое непосредственно осуществляет операцию размещения отходов, должно платить экологический налог за фактически размещенный (захороненный) объем отходов.

— Относятся ли места временного хранения(размещения) отходов к специально отведенным?

— Основное назначение специально отведенных мест или объектов — удаление отходов путем захоронения или обезвреживания, т.е. окончательные операции удаления. Согласно статье 21 закона Украины "Об отходах", органы местного самоуправления принимают решения об отводе земельных участков для размещения отходов и строительства объектов обращения с отходами, поскольку именно размещение отходов является наиболее опасным фактором воздействия на состояние окружающей природной среды, в частности почвы.

Места временного хранения отходов, например для временного хранения опасных отходов до передачи их на обезвреживание или утилизацию специализированным организациям, контейнеры или урны для сбора бытовых отходов, не являющихся местами их окончательного удаления, не относятся к специально отведенным местам или объектам.

— Кто и за что должен платить экологический налог за размещение отходов?

— Согласно пункту "и" статьи 17 закона Украины "Об отходах", субъекты хозяйственной деятельности в сфере обращения с отходами обязаны своевременно в установленном порядке платить экологический налог, который взимается за размещение отходов.

Пунктом 14.1.223 Налогового кодекса Украины определен термин "размещение отходов", который существенно отличается от аналогичного термина, определенного законом Украины "Об отходах". Согласно статье 5 Налогового кодекса, в случае, если понятия, термины, правила и положения других актов противоречат понятиям, терминам, правилам и положениям Налогового кодекса, для регулирования отношений налогообложения применяются терминология и положения Налогового кодекса. В этой связи для решения вопросов налогообложения госуправление охраны окружающей природной среды в Севастополе советует обращаться в Государственную налоговую службу Украины.

— Какие операции с отходами подразумеваются под термином "размещение отходов"?

— Термин "размещение отходов" определен в статье 1 закона Украины "Об отходах" как хранение и захоронение отходов в специально отведенных для этого местах или объектах.

"Размещение отходов" включает такие определенные действия из перечня операций по удалению отходов, которые регламентированы Базельской конвенцией о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением и постановлением Кабинета министров Украины от 13.07.2000 N 1120 "Об утверждении "Положения о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их утилизацией/удалением и Желтого и Зеленого перечней отходов": D1, D2, D3, D4, D5, D6,D7, D12, а именно: D1 — захоронение в земле или сброс на землю (например, на свалку и т.п.); D2 — обработка почвы (например, биохимическое разложение жидких или илистых отходов в почве и т.д.); D3 — закачка на глубину (например, впрыск отходов соответствующей консистенции в скважины, соляные купола или естественные резервуары и т.п.); D4 — сброс в поверхностные водоемы (например, сброс жидких или илистых отходов в котлованы, пруды или отстойные бассейны и т.д.); D5 — сброс на специально оборудованные свалки (например, сброс в отдельные отсеки с прокладкой и поверхностным покрытием, которые изолируют их друг от друга и окружающей среды, и т.п.); D6 — сброс в водоемы, кроме морей/океанов; D7 — сброс в моря/океаны, в том числе захоронение на морском дне; D12 — постоянное хранение (например, в специальных контейнерах в шахте и т.д.) Таким образом, к размещению отходов отнесено захоронение отходов (операции D1-D7) и хранение отходов (операция D12, которая означает постоянное, окончательное, хранение отходов, а не временное).

— Какова разница между терминами "размещение отходов" и "хранение отходов"? Относится ли к размещению отходов их временное хранение до передачи на утилизацию или удаление?

— Главные противоречия и недоразумения при оформлении разрешительных документов в сфере обращения с отходами и уплате соответствующего экологического налога связаны с неправильным пониманием терминов "размещение отходов" и "хранение отходов", которые определены в статье 1 закона Украины "Об отходах".

Термины "размещение отходов: хранение и захоронение отходов в специально отведенных для этого местах или объектах" и "хранение отходов: временное размещение отходов в специально отведенных местах или объектах (до их утилизации или удаления)" специально определены в статье 1 закона, поскольку дальнейшая судьба этих отходов существенно отличается.

Если размещенные отходы навсегда или практически на не-определенный продолжительный срок будут захоронены или займут определенное место на поверхности, то отходы, которые временно хранятся, впоследствии могут быть переданы на утилизацию и удаление, и указанные окончательные операции, возможно, будут проведены в других местах и другими субъектами хозяйствования.

Таким образом, временное хранение отходов не является размещением отходов в терминологии статьи 1 закона Украины "Об отходах".

Другие статьи этого номера