Транспортная отрасль — одна из важнейших экономических составляющих городского хозяйства. Именно поэтому власти Севастополя уделяют особое внимание ее развитию. Среди множества актуальных тем, связанных со стабильностью работы пассажирского транспорта, в течение многих лет наиболее острым остается вопрос, в компромиссном решении которого заинтересованы все: власть, перевозчики и пассажиры. Это вопрос стоимости проезда. К сожалению, пока не существует универсальной формулы, при которой все остались бы довольны. Но… главное то, что в этом направлении есть конструктивный диалог, понимание взаимозависимости всех сторон и постоянный поиск компромиссных решений.
О формировании тарифов, о взаимодействии бизнеса и власти, о возможных способах оптимального решения одного из самых важных вопросов пассажирского транспорта мы беседуем с руководителем одного из самых передовых предприятий Севастополя и Крыма — ЧП «Цыбулькин», заслуженным работником транспортной отрасли Украины Василием Цыбулькиным. — Василий Федорович, недавно глава Севастопольского отделения Антимонопольного комитета Украины Дмитрий Шамрей заявил, что если в ходе проверок будет установлено необоснованное повышение тарифов на общественном транспорте, то АМК будет настаивать на их снижении. Каково ваше мнение по этому поводу?
— Абсолютно поддерживаю желание АМК определить обоснованные, справедливые тарифы на общественном транспорте. К примеру, наши предприятия, ЧП "Цыбулькин" и ЧП "Севтранстрест", уже неоднократно проверяли различные контролирующие органы и нарушений в ходе поверок не установлено. При расчетах тарифов мы используем официальную методику, утвержденную Министерством транспорта и связи Украины.
Однако хочу заметить, что пассажирский транспорт Севастополя уже много лет работает не по обоснованным тарифам, а по компромиссному соглашению между властью города и перевозчиками. В соответствии с официальной методикой Минтранса, обоснованные тарифы гораздо выше тех, по которым сегодня работают перевозчики. И я уже приводил примеры, когда года два назад расчетная себестоимость проезда составляла 4,95 грн, а мы, в соответствии с компромиссным соглашением с властями города, до недавнего времени возили пассажиров по 2-2,5 грн.
И даже в одной из статей "Славы Севастополя" мы открыто показывали, из каких основных составляющих определяется себестоимость (с публикацией реальных цен на комплектующие изделия, ГСМ, стоимости обслуживания, амортизационных и налоговых отчислений, и т.д.). С того времени значительно подорожали топливо, детали и механизмы, изменились правила налогообложения, отчислений в Пенсионный и другие фонды. На данное время реальная себестоимость проезда составляет: автобусы средней вместимости (типа "Эталон") — 5,9-6,48 грн (в зависимости от марки); малой вместимости ("топики") — 7,78-7,9 грн.
Поверьте, мы сегодня уже включили все механизмы экономии для обеспечения лояльной величины стоимости проезда при сохранении высокого уровня безопасной эксплуатации общественного транспорта. Далее можно экономить только за счет снижения безопасности движения: вместо двух положенных по нормативам ТО проводить одно, закупать "левые", низкого качества, комплектующие изделия или резину б/у и т.д. Лично я не готов рисковать жизнью пассажиров и моих водителей из-за удешевления проезда на каких-то 50 копеек.
Кроме того, хочу отметить и еще одну важную статью расходов предприятия — кредиты на обновление автопарка. Несколько лет назад мы приняли общегородскую программу "Транспорт", где говорится о том, что возраст автопарка предприятия не должен превышать 10 лет. Мы строго соблюдаем эти правила. Но… с каждым годом обновление подвижного состава нам дается все сложнее и сложнее ввиду непомерных процентных ставок по банковским кредитам. Если 4-5 лет назад предприятие в год могло позволить себе приобрести до 5 автобусов из личных средств и до 10-15 — за счет кредитов, то сегодня мы работаем только по кредиту и берем всего 5-6 автобусов.
— И все же возможно ли снижение стоимости проезда и, если да, то при каких условиях?
— Недавно на этот вопрос достаточно лаконично ответил глава города Владимир Яцуба. Он сказал, что при совокупности всех составляющих реальное снижение стоимости проезда — мало вероятно. Он же и отметил, что сегодня ведется плотная работа с транспортной ассоциацией по поиску компромиссных вариантов и согласованности решений между властью и перевозчиками при формировании стоимости проезда в будущем.
— Но АМК уверен, что найдет компромиссный способ снижения стоимости проезда в общественном транспорте.
— Если АМК предложит реальную схему экономии, то мы будем только "за". Однако здесь не все так просто и дело далеко не в том, кто как посчитал и обосновал тарифы. Если говорить о справедливости тарифов или цен, то, думаю, нужно начинать не с поставщиков конечного продукта (розницы), каким и является общественный транспорт, а с оптовиков — нефтетрейдеров. Сегодня они имеют сверхприбыли в сотни миллионов долларов, пользуясь тем, что производители конечного продукта вынуждены соглашаться на их цены из-за необходимости сохранения производства. И это не только в транспортной сфере.
К примеру, когда дорожает хлеб или молоко, то все обвиняют хлебо- и молокозаводы, и никто не говорит о том, что зернотрейдеры (оптовики) повысили цены на сырье. В реальности механизм формирования розничной цены следующий: к примеру, оптовики поднимают цены на 20%, при этом производители смогут их поднять максимум на 10-15% из-за низкой покупательной способности населения. Таким образом, с каждым последующим увеличением оптовых цен доля прибыли производителя значительно уменьшается. А значит, уменьшается качество производимого продукта, уменьшается количество приобретенных новых автобусов и т.д.
Один или два года назад в АМК с оптимизмом выдвигали идею организации льготных цен (талонов) на ГСМ для общественного транспорта. И даже озвучивалась приблизительная стоимость топлива в пределах 6 грн с копейками. В то же время мы неоднократно предлагали властям провести переговоры с нефтетрейдерами об организации нескольких спецАЗС для обслуживания общественного транспорта, где топливо продавалось бы по более низким ценам. К сожалению, все так и повисло в воздухе. А между тем ГСМ — это достаточно весомый аргумент для снижения стоимости проезда.
Заметьте, учитывая сложное экономическое положение в государстве, я сегодня уже не говорю о таком механизме поддержки транспортников и регулирования стоимости проезда, как дотирование льготных перевозок. Хотя и этот вопрос достаточно "больной". Кому-то на 16 машин в год выделяется 300 тысяч грн дотаций (можно ездить по 1,5 -2 грн), а кому-то — ноль.
— Василий Федорович, недавно АМК предложил установку на транспорте электронных регистраторов пассажиропотока. Как вы к этому относитесь?
— Мы всегда поддерживаем передовые идеи и начинания. Если это поможет в установлении справедливой стоимости проезда и, тем более, ее снижении, то мы обеими руками "за". Однако я убежден в несоразмерности затрат на установку счетчиков с реальным эффектом экономии. Впрочем, мы всегда открыты и доступны. Я считаю, что для всеобщего успеха в отношениях власти и бизнеса должны быть диалог, взаимопонимание и взаимовыручка. По моему глубокому убеждению, в этих вопросах Севастополь развивается как наиболее благоприятный регион в масштабах всей Украины.