Начальник ГАИ Севастополя уверен: большинству водителей нечего скрывать и бояться!

С середины октября в Украине действуют новые Правила дорожного движения. Теперь для управления мопедом или скутером надо иметь права категории А1 и быть в мотошлеме (штраф — 600 грн); гаишнику можно лишь показывать права, а не передавать их ему в руки; на чужой машине разрешается ездить без доверенности, а лишь с техпаспортом. О подробностях нововведений, о том, как теперь по новым правилам ездится водителям и работается гаишникам, о реформе МВД Украины и ГАИ в частности, а также об обстановке на дорогах нашего города мы беседовали с начальником управления ГАИ УМВД Украины в Севастополе полковником милиции И.И. БЛАЖИВСКИМ.

— Итак, в полку участников дорожного движения с правами прибыло. Расширено определение мопеда: отныне это двухколесное транспортное средство не только с двигателем объемом до 50 куб. см, но и с электродвигателем мощностью до 4 кВт. Водитель мопеда, как и водитель мотоцикла, обязан ездить в застегнутом шлеме. Но некоторые протестуют. Вы с этим сталкивались, Иван Ильич?

— Приходилось уже. Но эти правила — однозначно к лучшему. Потому что теперь водителям мопедов и скутеров нужно обзавестись правами. То есть, например, 14-летние подростки уже не смогут сесть за руль, им нужно дождаться 16 лет и обучиться вождению. Теперь будем жестче разбираться с юными нарушителями, чтобы им неповадно было.

— Отныне водитель должен предъявлять права и техпаспорт, а не передавать их инспектору ГАИ, как требовалось ранее?

— Да, при проверке документов водитель имеет право их только предъявлять. Однако, согласно КУоАП, есть некоторые нарушения, находящиеся в юрисдикции суда, за которые предусмотрено лишение права управления. При таких нарушениях инспектор ДПС в соответствии со ст. 2651 КУоАП временно изымает водительское удостоверение до решения суда. В таких случаях водитель обязан передать водительское удостоверение инспектору ГАИ, который в свою очередь делает соответствующую отметку в протоколе и выдает водителю временное разрешение на право управления.

— Наши читатели интересуются: нужно ли еще крепить талон техосмотра на лобовом стекле и за его отсутствие еще штрафуют?

— Крепить талон ТО уже не нужно. Технический осмотр транспортных средств отменен. Но есть категории автотранспорта, для которых прохождение техосмотра остается необходимым. По-прежнему обязаны проходить техосмотр пассажироперевозчики, те, кто занимается перевозкой опасных грузов, и владельцы транспортных средств, кто за счет своего автомобиля получает доход. Все эти категории должны получать протокол технического контроля на диагностической станции.

— Можно ли отправлять в архив (на память) талон, который прилагался к правам?

— Да, его еще с 16 апреля этого года отменили.

— Нужна ли доверенность на вождение автомобиля или достаточно лишь прав и техпаспорта?

— Доверенность отменена. При вождении достаточно иметь при себе лишь права, техпаспорт и страховку на транспортное средство.

— Сколько у нас в городе сертифицированных диагностических станций, которым могут доверять страховщики?

— Всего в Севастополе пять станций, которые имеют лицензии. Но перед тем как начать проходить ТО, вы должны убедиться, имеет ли данная диагностическая станция право и возможность диагностировать ваше транспортное средство.

— А какие еще новшества ПДД на дорогах?

— Существенно упрощаются действия водителей в случае легких ДТП при условии наличия страховки, отсутствия травмированных, пьяных за рулем и составлении совместного сообщения об аварии по образцу Моторного транспортного страхового бюро Украины. Все это действует при условии составления европротокола.

Среди нововведений — необходимость сбрасывать скорость до 40 км/час возле неподвижного транспортного средства на обочине с включенным проблесковым маячком синего цвета. Также повышается до 21 года возрастной ценз водителей автобусов, трамваев и троллейбусов.

Согласно изменениям, в ПДД Украины вводится европейская категоризация транспортных средств, а также ряд других изменений. Согласно документу, к категории А1 относятся мопеды, мотороллеры и другие двухколесные транспортные средства с двигателем с рабочим объемом до 50 куб. см или электродвигателем мощностью до 4 кВт.

В1 — это квадро- и трициклы, мотоциклы с боковым прицепом, мотоколяски и иные трехколесные (четырехколесные) транспортные средства, разрешенная масса которых не превышает 400 кг. Право на управление мототранспортными средствами (категории А1, А) предоставляется с 16-летнего возраста; В1, В — с 18-летнего. Обучаться вождению в автошколе на мопедах можно с 14 лет, как и на мотоциклах.

— Некоторые юристы считают, что изменения в дорожных правилах повлекут новый виток коррупции. В большинстве случаев речь идет о правиле обязательного наличия прав на мопеды и скутеры. Не получится так, что у инспекторов просто появился повод к каждому придраться, взять с водителя какие-то деньги, если у того не окажется прав?

— Главное — то, что, к сожалению, многие подростки как ездили, так и будут ездить! А ведь в УМВД есть норма, согласно которой нельзя преследовать человека, который нарушил ПДД на мототранспорте. Но, даже остановив такого скутериста, с ним будет много хлопот: по закону, например, подростка сложно привлечь к административной ответственности. А сколько по селам на скутерах ездит бабушек и дедушек без прав! И ведь у них тоже надо проверять права категории А1…

Хочу отметить, что мы в ГАИ еще не можем до конца проанализировать последствия изменения в правилах — просто нет достаточной статистики, но будьте уверены, что мы будем тщательно отслеживать взяточников и наказывать виновных, а введение прав на скутеры и мопеды однозначно снизит аварийность и травматизм на дороге.

— Кстати, как сейчас обстоят дела с этими показателями в Севастополе?

— На протяжении девяти месяцев этого года наши подразделения предпринимали определенные организационно-практические шаги, направленные на снижение уровня аварийности и тяжести ее последствий. Результатом их стало снижение количества дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими на 10,3% — с 455 до 408 случаев (в целом по государству снижение составило лишь на 7,8%), а также уменьшение на 13,5% травмированных лиц в результате ДТП — с 586 до 507 (по государству динамика снижения составляет 7,9%). Вместе с тем уровень смертности в результате дорожно-транспортных происшествий, к сожалению, остался на уровне 2010 г.: с начала года под колесами погиб 31 человек.

Как позитив следует отметить, что за отчетный период допущено только одно ДТП с тяжкими последствиями (2010 г. — 2), в которых три человека погибли (2010 — 0) и один получил тяжкие телесные повреждения (2010 — 17). Распространенными видами ДТП с пострадавшими в текущем году остаются столкновения — 174 случая (42,8%) и наезды на пешеходов — 132 случая (32,4%). Высокая тяжесть последствий наблюдается в ДТП, в которых происходят наезды на пешеходов (11 случаев, 35,5%) и во время столкновения транспортных средств (12 случаев, 38,7%). В таких ДТП погибло почти 75% граждан от общего количества дорожно-транспортных происшествий с летальным исходом.

— А как идет реформа ГАИ: многих у вас сократили или перевели в другие подразделения? И для чего?

— В Украине прошла реформа по сокращению работников милиции. Это, конечно же, коснулось и Госавтоинспекции. В Севастополе, к сожалению, пришлось сократить 27,3% штатной численности.

— Спасибо за содержательную и полезную беседу!

Интервью провел Сергей КОШКИН.

КСТАТИ:

По оперативным данным, за 9 месяцев 2011 года в Севастополе аварийность уменьшилась на 13,7%, произошло 2673 ДТП (за тот же период, 2010 г. — 3099 ДТП). В целом по Украине тоже идет снижение аварийности по сравнению с прошлым годом. Всего за 9 месяцев произошло 133490 ДТП (2010 г. — 150124, снижение на 11,1%), где пострадало 26310 человек (в 2010 г. — 28571, снижение на 7,9%) и погибли 3055 человек (в 2010 г. — 3193, снижение на 4,3%).

Другие статьи этого номера