Доводов за электронный способ сдачи отчетности гораздо больше, чем против!

Современные технологии взаимодействия с госорганами получают все большее развитие. В целях повышения качества и темпов обслуживания плательщиков налоговая служба сформировала систему электронного документооборота.
О преимуществах такого способа взаимодействия рассказывает начальник управления информатизации процессов налогообложения ГНА в Севастополе С.И. КОСМАЧЕВА. — Светлана Ильинична, а обязательно ли сдавать отчетность в электронном виде или можно это делать по старинке — в бумажном варианте?

— В ситуации с представлением налоговой отчетности в электронном виде известное выражение "Время — деньги" работает на все 100 процентов. Тем более что современные условия ведения бизнеса диктуют необходимость экономить время. Сдача отчетности через Интернет — обоюдовыгодное решение как для плательщика, так и для налоговой службы. С каждым годом количество налогоплательщиков растет. Их необходимо обслуживать, и обслуживать качественно, на высоком профессиональном уровне. И именно электронный документооборот позволит изыскать дополнительные возможности, чтобы кардинально улучшить это взаимодействие. А чем дольше отчитывающиеся будут "прижимать к сердцу" бумажную декларацию, тем меньше времени будет у них для решения своих бизнес-задач. Кроме того, участие плательщика налогов в системе электронного документооборота позволяет ему быть в курсе всех новейших изменений, исключает механические "описки" и позволяет отправлять отчетность в любое время суток.

А в самое ближайшее время заработают новые сервисы от налоговой службы. Планируется внедрение так называемого виртуального кабинета плательщика налогов. Это уже не просто подача отчетности в электронном виде, а возможность зайти через официальный сайт в свой электронный кабинет для того, чтобы проверить состояние своих лицевых счетов по налогам и сборам, сформировать платежные документы и выполнить свои налоговые обязательства. К слову сказать, такую форму общения уже применяют Великобритания, Ирландия и Россия. К примеру, во Франции каждый гражданин может и декларацию об имущественном состоянии подать в режиме онлайн.

Конечно, решение, как подавать отчетность, налогоплательщик принимает сам. Однако в определенных законодательством случаях представить отчетность можно исключительно в электронном виде. Например, предприятия, законодательно отнесенные к категории крупных и средних, могут отчитываться только средствами электронной связи.

Думаю, что доводов за применение электронного способа сдачи отчетности гораздо больше, чем против. Еще 20 лет назад мы не могли себе представить, что более 50% граждан нашей страны будут иметь свой адрес электронной почты или мобильный телефон. Думаю, что тот, кто попробовал сдавать отчетность в электронном виде, уже не вернется к бумажному варианту.

— Что нужно, чтобы представлять отчетность в электронном виде?

— Для этого можно обратиться к любому представителю (дилеру) сертифицированного центра для получения электронной цифровой подписи (ЭЦП). Координаты сертификационных центров и их официальных представителей в Севастополе можно узнать на официальном сайте налоговой службы Украины или сайте нашей ГНА в разделе "Электронная отчетность". Помимо электронной цифровой подписи, данные дилеры установят на компьютер бухгалтера специальную компьютерную программу, через которую и будут подаваться декларации. В настоящее время формировать налоговую отчетность можно прямо в большинстве программ компьютерного учета, которые широко применяются в бухгалтерской среде. При подаче декларации с помощью ЭЦП позволяет налоговым органам не только идентифицировать подписавшееся лицо, но и установить, что информация в электронном документе не была искажена. Хочу напомнить, что электронная цифровая подпись нужна и тем налогоплательщикам, которые обязаны регистрировать налоговые накладные в Едином реестре налоговых накладных.

С 1 января 2012 г. в соответствии с действующим налоговым законодательством плательщики налога на добавленную стоимость продавцы должны регистрировать в Едином реестре налоговую накладную, сумма НДС в которой составляет более 10000 грн. Согласитесь, это не очень большие обороты, и можно предположить, что в число плательщиков, которые обязаны регистрировать налоговые накладные в Едином реестре, попадет значительное число севастопольских субъектов хозяйствования. Я настоятельно рекомендую им озаботиться получением электронной цифровой подписи заранее, чтобы с 1 января у них была возможность воспользоваться этой подписью и не создавать трудностей себе и своим контрагентам.

— А много ли предприятий и предпринимателей уже решились сдавать отчетность в электронном виде?

— По состоянию на 1 октября 2011 года отчетность в электронном виде подают уже 7902 плательщика — 74% от общего числа юрлиц. Только с начала года их количество увеличилось на 31%. Так что хочу пожелать нашим уважаемым налогоплательщикам скорейшей "интернетизации" налоговой отчетности. Не бойтесь нового: электронные сервисы значительно облегчат процесс сдачи отчетности, а специалисты налоговой ответят на все вопросы и помогут сделать этот процесс максимально комфортным.

Другие статьи этого номера