Городское управление образования, пожалуй, стало единственным структурным подразделением Севастопольской горгосадминистрации, перенесшим за последний год столько встрясок, потрясений и даже родительских скандалов. На этой неделе свою первую «стодневку» за рабочим столом встретила начальник управления образования и науки Севастопольской городской государственной администрации Ирина Заец. О своем отношении к оптимизации, учительскому труду и свободному времени севастопольских школьников Ирина Заец рассказывает читателям «Славы Севастополя». — Ирина Михайловна, за эти 100 дней в должности какой участок работы оказался самым сложным?
— Наверное, самым сложным было знакомство абсолютно со всеми учреждениями образования. Это — высшие учебные заведения, ПТУ, школы и детсады, интернаты, детские дома и внешкольные учреждения. Хозяйство очень большое, и я хотела в большей мере познакомиться с каждым учреждением, районными отделами, особенно внимательно посмотрела нашу сельскую зону. И, конечно, свою работу начала с ознакомления с бюджетом, чтобы понять, по какому принципу финансируется сегодня образование в городе.
Самые главные проблемы, которые мне предстоит решить, первая — это нехватка мест в дошкольных учреждениях. Вторая — поднятие престижа учителя. Есть такой момент. Не буду скрывать, что все-таки за этот год было несколько перегибов. Например, были сокращены ставки внешкольной, кружковой работы в школах. Но мы же не могли оставить без кружковой работы школу N 14, где прекрасная театральная студия! Мы не могли оставить без образцовых и народных коллективов 22-ю школу. Поэтому мы все поправили, а людям пришлось фактически восстанавливаться на работу. Я вернула не только эти дополнительные ставки. До моего назначения на должность учителя украинского языка в детских садах были все сокращены. А ведь это большая кропотливая работа по изучению государственного языка, начиная с дошкольных учреждений.
— Ваши предшественники таким образом за сокращение бюджетных трат боролись?
— Да, так боролись за выполнение ненужных команд, забывая об учителях и детях. Я считаю, что понятие "оптимизация" не подходит для сферы образования. Нехорошее слово. И это не только мое мнение. Мы говорили об этом на съезде работников образования: оптимизацию не любят как форму разрушения. Нельзя оптимизировать ни образование, ни здравоохранение. На детях и здоровье нельзя "делать" оптимизацию. И когда финансовое управление предлагает нам "оптимизацию" (увеличить количество детей в школьных классах до 27), я выступаю категорически против! Максимальная наполняемость — 26 человек. Все! Потому что с первого класса в этом году начато преподавание иностранного языка, со второго — пойдет урок информатики. Нельзя научить таким предметам при большом количестве учеников. Даже 13 человек (по группам) — это уже много по сравнению с европейскими классами. Согласна, с точки зрения экономного расходования бюджетных средств, может, укрупнение классов — это и правильно, но нужно ко всему подходить разумно.
— А надежда на родительские кошельки с точки зрения содержания школ и питания детей — это, по вашему мнению, правильный подход к системе образования?
— В бюджете 2011 года нет ни одной копейки на текущее содержании детей в учреждениях. Нет денег ни на моющие средства, нет ни копейки на банку краски или лист бумаги, на ремонт выходящего из строя оборудования, особенно в детских садах. На питание детей начальной школы выделено по три гривны — это противоречит закону. Все было возложено на родителей. И потому возникают эти ненужные разговоры о поборах, о коррупции в школах. И надо было идти, разъяснять, говорить и просить родителей: мы без вас ничего не сделаем. Но благотворительные фонды могут быть созданы только по решению родительских комитетов.
— Так вы будете требовать в бюджете 2012 года средства на текущее содержание школ и детсадов?
— Я подала заявку на следующий год. На этой неделе уже начались бюджетные слушания. Вместе с городским советом мы подняли вопрос (и этот вопрос стоит на контроле у председателя СГГА) повысить до 6 гривен 18 копеек стоимость горячего питания в первых — четвертых классах. Эта норма будет обязательно прописана в проекте бюджета. Вторым вопросом я буду просить средства на текущее содержание учреждений образования, хотя бы по мелочам. Чтобы не жить только за счет родительских взносов. Также увеличим содержание ребенка по питанию в детском саду с 11 до 16 гривен.
— Вопрос опять же из области оптимизации. Много было разговоров и споров вокруг планов закрытия некоторых сельских школ как ну… совсем разорительных для бюджета в плане содержания. Ваша позиция?
— Мы не закрыли ни одной школы в селах, особенно Балаклавского района. Они перепрофилированы в учебно-воспитательные комбинаты, то есть там и детский сад, и начальная школа. Считаю, что решение сразу все сделать (закрыть школы и детей отправить учиться в Орлиное) — неправильное. Есть объекты, которые мы консервируем, но не собираемся распылять средства по 170 тысяч гривен на все учреждения в течение пяти лет, пока здание будет стоять закрытым. Кому это нужно? Лучше, и это, наверное, будет по-хозяйски, взять по очереди один объект, второй, третий. Влить в них по два-три миллиона и открыть их! На эти цели запланировано около 30 миллионов и, надеюсь, мы их получим. Ведь наша задача — вернуть детей учиться в свои села, иначе село без школы будет мертвым. Взять 51-ю школу, где мы столкнулись с такой проблемой: в первом классе было 8 человек. Четыре поехали учиться в Орлиное, четыре остались. Потому мы не закрыли эту школу, а провели сокращение кадров. Если есть четыре ребенка в первом классе и четыре — во втором, то это — класс-комплект. У них прекрасный учитель, и такая практика применяется по стране, мы ничего нового не изобретаем. А года через два мы все вернем, и дети не будут вставать ни свет ни заря и ездить в ближайшие школы.
— Одним из ваших первых решений стало скандальное — об отмене единой очереди в детские сады при управлении образования. Вы как-то проанализировали ситуацию?
— Я поступила по закону! А закон о дошкольном образовании говорит о том, что при городских управлениях никаких очередей быть не должно, очередность — это прерогатива дошкольного учреждения и его руководителя. А ведь на 1 сентября мы очень многих детей устроили. Есть же такие случаи: в Гагаринском районе в семье умерла мама, остались молодой папа и ребенок трех лет. Он не стоял ни в какой очереди. А как я не возьму его в детский сад? Или еще один случай: многодетная семья, семь человек. Отцу-матери нужно зарабатывать, а у них двое дошкольников, и стоят они в очереди 130-ми. Мы обязаны их взять! Мы же как государственная служба стоим на защите тех, кому нужна помощь.
— Еще раз о дошколятах. Где нужно готовить к школе пятилеток?
— Сейчас встал вопрос о подготовке дошкольников в первый класс на базе школ. А у нас столько развелось всяких центров… Если ребенку пора в первый класс, то пусть на подготовку идет к своему будущему учителю. На днях ждем поступления документов из Министерства образования и науки, после чего по всем школам установим одинаковые цены на подготовку. Никто не будет устанавливать отдельную республику, потому что мы не делим детей на "одних" и "других". Прием начнем уже в ноябре-декабре.
При этом хочу подчеркнуть, что дополнительные платные услуги мы в школах отменили совсем!
— А какие услуги были в школах платными?
— Взимались родительские средства на дополнительные уроки — от рисования до физики-химии. Причем во всех школах была разная цена.
Я считаю так: если учитель преподает предмет, он отвечает за качество и результат. А он в той же школе занимается за деньги с теми же самыми своими учениками. Это неправильно. Потому этот вопрос снят. Хочет заниматься учитель репетиторством — оформляй лицензию на предпринимательство и так далее…
Да и вообще, тревожит меня вопрос занятия наших детей после уроков. Я предлагаю в первую очередь укрепить сеть кружковой работы в школе. Школа должна быть открыта и после уроков! Мы задаем некоторым директорам вопрос: "Где дети?!" Их нет. А детей нужно вернуть в школу. Есть преподаватели — энтузиасты своего дела. Дайте им возможность работать. Настоящий учитель должен любить детей. Классный руководитель должен детей собирать, проводить дни самоуправления, обсуждать с ними книги, фильмы, заниматься в интернет-классах, обучая детей лучшим программам, помогая находить нужное в этом огромном потоке информации.
— Сегодня в государстве активно поднимается вопрос разросшегося количества высших учебных заведений. Абитуриентов стало меньше, чем бюджетных мест! Абсолютное нивелирование высшего образования. В Севастополе сократится количество вузов?
— К сожалению, на вузы мы не влияем. Лицензирование ведет Министерство образования и науки. В Севастополе, я думаю, только пять нормальных вузов. А если посчитать, то их 33! Ну как можно в трехкомнатной квартире организовать филиал института? Я полностью поддерживаю линию Дмитрия Владимировича Табачника: филиалы сокращать и убирать. Мы на съезде работников образования получили проект закона о высшем образовании и теперь будем его обсуждать со всеми ректорами и представителями тех самых филиалов. Вуз должен быть полноценным, а ребята должны жить в нем студенческой жизнью, даже если они заочники. Потому что это самое прекрасное, что может быть в юности и что было у нас. Я ведь из учительской семьи, сама окончила педучилище, потом — университет. Это мне близко и дорого. Я постараюсь сделать все, чтобы нашим детям было комфортно в наших учреждениях, учителя чувствовали гордость за свою профессию, а образование в Севастополе было лучшим в стране.