Будущее России не зависит от санкций. Будущее России зависит от нас В.В. Путин
Севастополь 17o

Ирина ЗАЕЦ: «Будущее страны — наши дети»

Городское управление образования, пожалуй, стало единственным структурным подразделением Севастопольской горгосадминистрации, перенесшим за последний год столько встрясок, потрясений и даже родительских скандалов. На этой неделе свою первую «стодневку» за рабочим столом встретила начальник управления образования...

Городское управление образования, пожалуй, стало единственным структурным подразделением Севастопольской горгосадминистрации, перенесшим за последний год столько встрясок, потрясений и даже родительских скандалов. На этой неделе свою первую «стодневку» за рабочим столом встретила начальник управления образования и науки Севастопольской городской государственной администрации Ирина Заец. О своем отношении к оптимизации, учительскому труду и свободному времени севастопольских школьников Ирина Заец рассказывает читателям «Славы Севастополя». — Ирина Михайловна, за эти 100 дней в должности какой участок работы оказался самым сложным?

— Наверное, самым сложным было знакомство абсолютно со всеми учреждениями образования. Это — высшие учебные заведения, ПТУ, школы и детсады, интернаты, детские дома и внешкольные учреждения. Хозяйство очень большое, и я хотела в большей мере познакомиться с каждым учреждением, районными отделами, особенно внимательно посмотрела нашу сельскую зону. И, конечно, свою работу начала с ознакомления с бюджетом, чтобы понять, по какому принципу финансируется сегодня образование в городе.

Самые главные проблемы, которые мне предстоит решить, первая — это нехватка мест в дошкольных учреждениях. Вторая — поднятие престижа учителя. Есть такой момент. Не буду скрывать, что все-таки за этот год было несколько перегибов. Например, были сокращены ставки внешкольной, кружковой работы в школах. Но мы же не могли оставить без кружковой работы школу N 14, где прекрасная театральная студия! Мы не могли оставить без образцовых и народных коллективов 22-ю школу. Поэтому мы все поправили, а людям пришлось фактически восстанавливаться на работу. Я вернула не только эти дополнительные ставки. До моего назначения на должность учителя украинского языка в детских садах были все сокращены. А ведь это большая кропотливая работа по изучению государственного языка, начиная с дошкольных учреждений.

— Ваши предшественники таким образом за сокращение бюджетных трат боролись?

— Да, так боролись за выполнение ненужных команд, забывая об учителях и детях. Я считаю, что понятие "оптимизация" не подходит для сферы образования. Нехорошее слово. И это не только мое мнение. Мы говорили об этом на съезде работников образования: оптимизацию не любят как форму разрушения. Нельзя оптимизировать ни образование, ни здравоохранение. На детях и здоровье нельзя "делать" оптимизацию. И когда финансовое управление предлагает нам "оптимизацию" (увеличить количество детей в школьных классах до 27), я выступаю категорически против! Максимальная наполняемость — 26 человек. Все! Потому что с первого класса в этом году начато преподавание иностранного языка, со второго — пойдет урок информатики. Нельзя научить таким предметам при большом количестве учеников. Даже 13 человек (по группам) — это уже много по сравнению с европейскими классами. Согласна, с точки зрения экономного расходования бюджетных средств, может, укрупнение классов — это и правильно, но нужно ко всему подходить разумно.

— А надежда на родительские кошельки с точки зрения содержания школ и питания детей — это, по вашему мнению, правильный подход к системе образования?

— В бюджете 2011 года нет ни одной копейки на текущее содержании детей в учреждениях. Нет денег ни на моющие средства, нет ни копейки на банку краски или лист бумаги, на ремонт выходящего из строя оборудования, особенно в детских садах. На питание детей начальной школы выделено по три гривны — это противоречит закону. Все было возложено на родителей. И потому возникают эти ненужные разговоры о поборах, о коррупции в школах. И надо было идти, разъяснять, говорить и просить родителей: мы без вас ничего не сделаем. Но благотворительные фонды могут быть созданы только по решению родительских комитетов.

— Так вы будете требовать в бюджете 2012 года средства на текущее содержание школ и детсадов?

— Я подала заявку на следующий год. На этой неделе уже начались бюджетные слушания. Вместе с городским советом мы подняли вопрос (и этот вопрос стоит на контроле у председателя СГГА) повысить до 6 гривен 18 копеек стоимость горячего питания в первых — четвертых классах. Эта норма будет обязательно прописана в проекте бюджета. Вторым вопросом я буду просить средства на текущее содержание учреждений образования, хотя бы по мелочам. Чтобы не жить только за счет родительских взносов. Также увеличим содержание ребенка по питанию в детском саду с 11 до 16 гривен.

— Вопрос опять же из области оптимизации. Много было разговоров и споров вокруг планов закрытия некоторых сельских школ как ну… совсем разорительных для бюджета в плане содержания. Ваша позиция?

— Мы не закрыли ни одной школы в селах, особенно Балаклавского района. Они перепрофилированы в учебно-воспитательные комбинаты, то есть там и детский сад, и начальная школа. Считаю, что решение сразу все сделать (закрыть школы и детей отправить учиться в Орлиное) — неправильное. Есть объекты, которые мы консервируем, но не собираемся распылять средства по 170 тысяч гривен на все учреждения в течение пяти лет, пока здание будет стоять закрытым. Кому это нужно? Лучше, и это, наверное, будет по-хозяйски, взять по очереди один объект, второй, третий. Влить в них по два-три миллиона и открыть их! На эти цели запланировано около 30 миллионов и, надеюсь, мы их получим. Ведь наша задача — вернуть детей учиться в свои села, иначе село без школы будет мертвым. Взять 51-ю школу, где мы столкнулись с такой проблемой: в первом классе было 8 человек. Четыре поехали учиться в Орлиное, четыре остались. Потому мы не закрыли эту школу, а провели сокращение кадров. Если есть четыре ребенка в первом классе и четыре — во втором, то это — класс-комплект. У них прекрасный учитель, и такая практика применяется по стране, мы ничего нового не изобретаем. А года через два мы все вернем, и дети не будут вставать ни свет ни заря и ездить в ближайшие школы.

— Одним из ваших первых решений стало скандальное — об отмене единой очереди в детские сады при управлении образования. Вы как-то проанализировали ситуацию?

— Я поступила по закону! А закон о дошкольном образовании говорит о том, что при городских управлениях никаких очередей быть не должно, очередность — это прерогатива дошкольного учреждения и его руководителя. А ведь на 1 сентября мы очень многих детей устроили. Есть же такие случаи: в Гагаринском районе в семье умерла мама, остались молодой папа и ребенок трех лет. Он не стоял ни в какой очереди. А как я не возьму его в детский сад? Или еще один случай: многодетная семья, семь человек. Отцу-матери нужно зарабатывать, а у них двое дошкольников, и стоят они в очереди 130-ми. Мы обязаны их взять! Мы же как государственная служба стоим на защите тех, кому нужна помощь.

— Еще раз о дошколятах. Где нужно готовить к школе пятилеток?

— Сейчас встал вопрос о подготовке дошкольников в первый класс на базе школ. А у нас столько развелось всяких центров… Если ребенку пора в первый класс, то пусть на подготовку идет к своему будущему учителю. На днях ждем поступления документов из Министерства образования и науки, после чего по всем школам установим одинаковые цены на подготовку. Никто не будет устанавливать отдельную республику, потому что мы не делим детей на "одних" и "других". Прием начнем уже в ноябре-декабре.

При этом хочу подчеркнуть, что дополнительные платные услуги мы в школах отменили совсем!

— А какие услуги были в школах платными?

— Взимались родительские средства на дополнительные уроки — от рисования до физики-химии. Причем во всех школах была разная цена.

Я считаю так: если учитель преподает предмет, он отвечает за качество и результат. А он в той же школе занимается за деньги с теми же самыми своими учениками. Это неправильно. Потому этот вопрос снят. Хочет заниматься учитель репетиторством — оформляй лицензию на предпринимательство и так далее…

Да и вообще, тревожит меня вопрос занятия наших детей после уроков. Я предлагаю в первую очередь укрепить сеть кружковой работы в школе. Школа должна быть открыта и после уроков! Мы задаем некоторым директорам вопрос: "Где дети?!" Их нет. А детей нужно вернуть в школу. Есть преподаватели — энтузиасты своего дела. Дайте им возможность работать. Настоящий учитель должен любить детей. Классный руководитель должен детей собирать, проводить дни самоуправления, обсуждать с ними книги, фильмы, заниматься в интернет-классах, обучая детей лучшим программам, помогая находить нужное в этом огромном потоке информации.

— Сегодня в государстве активно поднимается вопрос разросшегося количества высших учебных заведений. Абитуриентов стало меньше, чем бюджетных мест! Абсолютное нивелирование высшего образования. В Севастополе сократится количество вузов?

— К сожалению, на вузы мы не влияем. Лицензирование ведет Министерство образования и науки. В Севастополе, я думаю, только пять нормальных вузов. А если посчитать, то их 33! Ну как можно в трехкомнатной квартире организовать филиал института? Я полностью поддерживаю линию Дмитрия Владимировича Табачника: филиалы сокращать и убирать. Мы на съезде работников образования получили проект закона о высшем образовании и теперь будем его обсуждать со всеми ректорами и представителями тех самых филиалов. Вуз должен быть полноценным, а ребята должны жить в нем студенческой жизнью, даже если они заочники. Потому что это самое прекрасное, что может быть в юности и что было у нас. Я ведь из учительской семьи, сама окончила педучилище, потом — университет. Это мне близко и дорого. Я постараюсь сделать все, чтобы нашим детям было комфортно в наших учреждениях, учителя чувствовали гордость за свою профессию, а образование в Севастополе было лучшим в стране.

Губернатор Севастополя Михаил Развожаев сообщил, что власти города реконструируют улицу Капитанскую в рамках создания парка Музейно-мемориального комплекса «Защитникам Севастополя 1941 – 1942 годов» на мысе Хрустальном. На работы потратят 2 млрд рублей. «При строительстве...

И.о. директора департамента образования и науки Севастополя Лариса Сулима в ходе аппаратного совещания доложила, что межведомственная комиссия проверила готовность образовательных учреждений ко Дню знаний. По ее словам, межведомственная комиссия работала в период с 1...

В тг-каналах вызвал особый резонанс видеоролик, в котором сотрудница игровой комнаты в ТЦ «Муссон» не пустила 9-летнюю девочку с аутизмом в игровую комнату. По ее словам, данная мера принята в целях безопасности девочки и...

Губернатор Севастополя в своем тг-канале поздравил севастопольцев с Днём Государственного флага Российской Федерации. «…Наш флаг — один из важнейших символов Российской государственности. Сейчас, когда русофобия в западном мире зашкаливает, наш триколор — это ещё...

В финал регионального этапа главного педагогического конкурса «Учитель года России» 2022 года вышло 86 участников. В том числе финалисткой стала учитель «ШКОЛЫ ЭКОТЕХ+» Наталья Караулова. Она педагог с 8-летним стажем. Преподаёт английский и немецкий...

По поручению губернатора Севастополя Михаила Развожаева в городе ведётся замена газового оборудования ветеранам Великой Отечественной войны. Работы выполняются в рамках оказания дополнительных мер соцподдержки ветеранов Великой Отечественной войны.  Замена оборудования ведётся за счет средств...

Все новости рубрики АРХИВ