Какому бизнесу в Украине жить хорошо?

С этого вопроса и началась наша беседа с главой госналоговой администрации в Севастополе Ю.С. КАРПОВЫМ. — Юрий Сергеевич, почти год прошел с момента принятия Налогового кодекса. Как по-вашему, кому в Украине стало жить хорошо?

— Сразу отмечу, что мы с вами беседуем в те дни, когда стало ясно: грядут очередные изменения в этом документе. Не зря сказал на днях наш президент: "Налоговый кодекс — это не догма". И подчеркнул, что вопросы усовершенствования Налогового кодекса обсудят эксперты в конце этого года. И это совпало с назначением нового председателя Государственной налоговой службы Украины. Им стал Александр Викторович Клименко. Я познакомился с ним, когда он возглавлял Донецкую ГНС, и уже тогда был очень подготовленным специалистом. Поэтому считаю, что именно этот молодой энергичный человек (ему завтра, 16 ноября, исполнится 31 год) способен провести эти усовершенствования НКУ. Он прошел практически все ступени налоговой службы, прекрасно знает, как работают все категории бизнеса, все тенденции и перспективы. Думаю, у нас будет хорошая работа.

С государственной точки зрения, хороший Налоговый кодекс — это такой, который обеспечивает общий положительный эффект для социально-экономического развития страны. Оценивая прогрессивность документа сегодня, необходимо исходить из того, позволяет он решить такие ключевые задачи, как наполнение бюджета и стимулирование экономической активности, или нет. И главным положительным результатом принятия кодекса стало сокращение общего количества налогов и сборов. Вместо 29 общегосударственных и 14 местных обязательных платежей в Налоговом кодексе их стало 18 и 5 соответственно.

— Естественно, возникает закономерный вопрос: а не пострадал ли бюджет? Ведь количество налогов уменьшилось. И что конкретно выиграл (получил) от НКУ наш Севастополь?

— Вот именно, рассматривая эффективность действия Налогового кодекса применительно к Севастополю, можно с уверенностью сказать, что бюджетные поступления значительно выросли: только за 10 месяцев работы этого года поступления в бюджет в общий фонд увеличились почти на 196 миллионов гривен. При этом госбюджет получил на 115 миллионов больше — 475 (+32% к показателю 2010 г.), а сборы в местную казну возросли на 81 миллион и составили 643 миллиона гривен. Всего за 10 месяцев севастопольские налогоплательщики уплатили в бюджеты всех уровней более 1 миллиарда гривен. Это довольно объемный ресурс налоговых поступлений.

— Бюджет-то, конечно, выиграл, но насколько новый кодекс лучше предыдущего налогового законодательства? Многие говорили, мол, этот НКУ предпринимателей задушит. Так ли это?

— Нет конечно! На деле, например, в Севастополе в этом году мы фиксируем рост объемов производства в основном за счет всплеска в строительстве и перевалке грузов — примерно на 20%, а поступлений в казну — даже на 24%. По Украине объемы поступлений в бюджет увеличились почти в полтора раза. Ну и где здесь "удушение"?.. Отметьте: и это при том, что экономический кризис не закончился. Так что, по моему убеждению, кодекс выполняет свою миссию. Для сравнения: в Германии и Англии рост производства всего на уровне 5-7%. Вот где повод для беспокойства…

Кроме того, в нашей стране, чтобы работа по новым правилам прошла безболезненно для субъектов предпринимательства, переходными положениями кодекса предусматривались отдельные меры: это и смягчение штрафных санкций, и мораторий на проверки субъектов малого предпринимательства, и другие новации.

И на данном этапе, с моей точки зрения, нельзя рассматривать кодекс как доскональный документ, который навеки определяет отношения налогоплательщика и государства. Нет, сегодня он несёт в основном воспитательную функцию. И в процессе своей модернизации этот свод налоговых законов призван приучить-таки всех наших граждан, что налоги, по известной фразе, так же неизбежны, как и, увы, смерть. Иначе государство не сможет выполнять свои функции. А исполнять их, как показывают последние события в стране, становится все труднее. Каждый хочет получать не только повышенные пенсии, но и льготы. Порой необоснованные. На какие деньги, спрашивается?..

— В некоторых СМИ постоянно муссируется мнение, что Налоговый кодекс загнал часть экономики "в тень". Что вы думаете по этому поводу?

— Я бы сделал совершенно противоположные выводы. Кодекс определил четкие правила игры на "налоговом поле" и решил многолетние проблемы. Я имею в виду ситуацию с возмещением налога на добавленную стоимость. По расчетам экспертов Национального института стратегических исследований, только из-за применения схем минимизации налогообложения НДС бюджет теряет более 17% объема потенциально возможных поступлений.

Неудивительно, что для налоговой службы задача ликвидации "теневых" схем — среди ключевых приоритетов. А выявление недобросовестных налогоплательщиков — не только резерв для бюджетных поступлений, но и, если хотите, настоящий воспитательный процесс. Каждый, кто решил рискнуть и воспользоваться какой-либо схемой, должен знать, что сегодня мы обладаем возможностями выявить, разрушить схему и вернуть неуплаченные средства в бюджет. Налоговая служба Украины разработала прогрессивную методику, которая позволяет выявить и классифицировать субъектов хозяйствования по категориям: "выгодоприобретатель", "транзитер", "налоговая яма".

— Уточните, пожалуйста, как работает схема уклонения. И что делает налоговая, чтобы выявить таких "уклонистов"?

— В общих чертах схема такова. Создается несколько субъектов хозяйствования, которые регистрируются в законном порядке. Цель всегда одна — получение материальной выгоды за оказание услуг по минимизации налогов. Впоследствии данные группы предприятий, так называемые "транзитеры", создают видимость участия в финансово-хозяйственной деятельности реальных субъектов предпринимательства. Заключают договоры, оформляют все необходимые документы, выписывают налоговые накладные, вуалируя тем самым проведение фактически бестоварных операций. Покупатель получает право на расходы и налоговый кредит. Выглядит все законно. Но особенность таких операций заключается в том, что "транзитер" не собирается декларировать, а тем более уплачивать налоги.

В особых случаях "налоговой ямой" или "выгодоприобретателем" может быть плательщик НДС, декларирующий налоговый кредит на основании поддельных налоговых накладных. Что же касается создания "налоговой ямы", то вариантов множество. Начиная от регистрации такого предприятия на умершего либо на человека, потерявшего паспорт. Он, замечу, и не подозревает, что документально числится учредителем или должностным лицом какого-то предприятия! Но есть и "знающие", что на бумаге они — о-го-го! Это малообеспеченные лица, получающие незначительное вознаграждение за оформление фирмы. В таком случае в подобной фирме числятся, как правило, один-два человека. Но активов нет, нет помещения, материальной базы, капитала, уставный фонд — минимальный. В налоговые органы по почте посылают "пустые" отчетные документы, в которых отражено, как правило, полное отсутствие финансовой деятельности. Таким образом легализуются "теневые" доходы, не платятся налоги, а бюджет теряет миллионы.

— Существует возможность выявить таких субъектов?

— Конечно. Сопоставляются показатели налоговой отчетности, анализируются данные из реестра выданных и полученных налоговых накладных, а также другие данные. Ежемесячно ГНС Украины составляет так называемую "карту теневого сектора экономики", в которую внесены предприятия — плательщики НДС, укрывающие свои налоговые обязательства. В этом документе учитываются все факторы и тенденции в отдельном городе или районе, в том числе и дисбаланс между уплатой налогов и размерами средств, которые вращаются в экономике.

Если говорить конкретно о Севастополе, то с начала текущего года наша служба выявила 46 преступлений в сфере налогообложения. Ликвидировано два "конвертационных центра" и целый ряд субъектов, которые занимались обналичиванием. Установлено и предотвращено 17 фактов незаконного возмещения из бюджета НДС на общую сумму 10,8 миллиона гривен.

— Если вспомнить события накануне принятия НКУ, то наибольший резонанс в предпринимательской среде вызывали вопросы, связанные с упрощенной системой налогообложения. Новая "упрощенка" все-таки принята нашими парламентариями. Каковы ее правила и с какого времени начнет действовать новый закон?

— На прошлой неделе разрешился более чем годовой конфликт между малым бизнесом и властью. После консультаций с общественностью и обсуждений с бизнесменами законодателям удалось подготовить документ, в котором учтена позиция правительства, народных депутатов, представителей малого и среднего бизнеса. На сегодняшний день документ находится на рассмотрении в Администрации президента. Как ожидают эксперты, закон может быть подписан президентом в ближайшие дни. Тогда он вступит в силу с 1 января 2012 года.

А самой ожидаемой нормой стала отмена пресловутого пункта 139.1.12 статьи 139 НК, ранее запрещавшего относить плательщикам налога на прибыль в состав своих затрат платежи по операциям с "единоналожниками". Все "упрощенцы" теперь разделены на четыре группы. К первой будут относиться предприниматели-физлица, которые не имеют наемных работников, осуществляющие торговлю на рынках или оказывающие бытовые услуги, с годовым доходом 150000 гривен. Для них устанавливается ставка налога от 1 до 10% размера минимальной зарплаты.

Во второй группе — физлица, осуществляющие производство, продажу товаров, деятельность в сфере ресторанного хозяйства, которые имеют до 10 наемных работников и годовой доход в миллион гривен. Ставка налога — от 2 до 20% размера минимальной зарплаты. Такую ставку может добровольно выбрать и первая группа предпринимателей, если превышен доход 150000 гривен. Ставки для плательщиков единого налога будут определяться горсоветом.

А в третью и четвертую группы попали категории, для которых ставка налога связана уже не с минимальной зарплатой, а привязана к объему дохода. К третьей относятся физлица, которые в течение календарного года соответствуют совокупности следующих критериев: количество лиц, состоящих с ними в трудовых отношениях, одновременно не превышает 20 человек, объем дохода не превышает три миллиона гривен, ставка — 5 или 3% от дохода. Такие ставки могут добровольно выбрать первая и вторая группы, если они превысили доходы (150000 или миллион гривен соответственно).

Четвертая группа — юрлица, на которых работает не более 50 человек, а объем дохода — 5 млн грн. Ставка — 5 или 3% от дохода. При ставке 5% плательщик единого налога не регистрируется плательщиком НДС. Ставка 3% избирается при условии регистрации плательщиком НДС и если за последние 12 месяцев достигнут оборот 300000 гривен.

Компромиссно разрешен вопрос аренды как вида деятельности, осуществление которого в рамках "упрощенки" ограничено. Так, плательщиками единого налога не могут быть физлица-предприниматели, сдающие в аренду земельные участки площадью от 0,2 га, жилые помещения от 100 кв. м либо нежилые — от 300 кв.м.

Для плательщиков налога законодатель предусматривает упрощенную систему отчетности и квартальный (годовой для первой группы плательщиков) налоговый период. Сохранена льгота по освобождению плательщиков единого налога — физлиц от учета расчетных операций с применением регистраторов расчетных операций.

Замечу: правила игры, изложенные в НКУ, никогда не будут одинаковы для всех налогоплательщиков. Во всем мире налоговая политика основана и развивается на едином принципе: богатые должны помогать бедным. Поэтому, заработав, к примеру, 150000 гривен на пошиве сапог, наш частник заплатит годовой налог от 1 до 10% размера минимальной зарплаты и "будет спать спокойно"! И работать ему проще: отчетности нет, бухгалтерия не нужна, как юрлицу по инстанциям ходить не нужно. Так что остается больше времени, чтобы просто зарабатывать деньги. Поэтому и налоговая служба Украины постепенно уходит от фискализации в сторону обслуживания налогоплательщиков с сохранением функций контроля.

Кстати, еще один громадный плюс заработал новый Налоговый кодекс: количество апелляций и жалоб на действия и решения налоговиков в этом году сократилось сразу почти наполовину. Мы даже в наших РНИ сократили службы, которые рассматривали апелляции. Только в ГНА ее оставили. Это косвенный, но убедительный признак правильности курса нашей налоговой политики.

— Как вообще идет реорганизация региональных органов налоговой службы, для чего? Не пострадают ли в ходе нее налогоплательщики?

— Сегодня мы говорим о коренном ребрендинге налоговой службы. Реорганизация проводится в рамках налоговой реформы, которую инициировал президент страны. И основная ее цель — создание налоговой службы европейского уровня. Ожидается принципиальное изменение ее облика, она будет работать прежде всего как сервисная служба с широким спектром услуг для плательщиков налогов, способствуя развитию бизнеса.

Другая цель реорганизации — усовершенствование структуры управления: объединение подразделений, функции которых пересекаются, и ликвидация структур, утративших актуальность после изменения в законодательстве. В результате уменьшится численность руководящего состава.

Кроме того, активное введение электронной отчетности, алгоритмов дистанционного аудита влечет за собой уменьшение общего количества сотрудников. В обновленную налоговую службу должны попасть только высокопрофессиональные сотрудники, будут оцениваться и личностные качества каждого специалиста. Что касается качественных показателей, то повышение эффективности работы службы — одна из главных задач реорганизации. Замечу: если судить по КПД работы (расходование бюджетных денег на содержание службы и др.), то он неуклонно растет.

В будущем налоговая служба должна обеспечить каждого налогоплательщика максимально современным информационно-аналитическим ресурсом. И усовершенствованный кодекс будет создавать еще более удобные условия для исполнения налоговых обязательств на добровольной основе. Верю, что обновленная налоговая служба Севастополя будет предоставлять все необходимые для плательщиков услуги. Никаких неудобств они не почувствуют.

— Спасибо!

Другие статьи этого номера