Подвиг «Шахтера»

В первый же день Великой Отечественной войны суда ЭПРОНа «Меркурий», «Юпитер» и «Шахтер» были переданы в состав Черноморского флота. Им ставилась задача устранять аварии и спасать корабли и суда, которые получат повреждения в ходе предстоящих боевых действий.Самым маломощным из трех спасателей был "Шахтер", имевший водоизмещение всего 300 тонн и паровую машину в 275 лошадиных сил. Примечательно, что его переоборудовали в спасательное судно из затонувшего маяка, который в 1938 году эпроновцы подняли со дна моря. Тем не менее "Шахтер" благодаря мастерству и самоотверженности экипажа вписал немало славных страниц в историю обороны Севастополя.

В августе 1941 года в районе мыса Тарханкут военный транспорт "Кубань" в результате налета авиации противника стал тонуть. Водолазы с прибывшего по тревоге "Шахтера" выяснили, что "Кубань" получила пробоину, размер которой превышал размеры самого большого на спасателе пластыря, и полностью закрыть им пробоину невозможно.

В этой, казалось бы, безвыходной ситуации боцман "Шахтера" Павел Коняхин предложил намотать на корпус "Кубани" в районе пробоины стальной трос, имитирующий шпангоуты, скрепить витки троса еще одним тросом и на эту стальную паутину наложить пластырь, сшитый из кусков брезента, который бы сдерживал поступление воды в корпус "Кубани". Когда на ней включили помпы, вода в трюме пошла на убыль. Через двое суток теплоход своим ходом прибыл в Севастополь и был поставлен в док на ремонт. В дальнейшем "Кубань" осуществляла перевозку боевой техники, войск, эвакуировала в Новороссийск мирное население и участвовала в Керченско-Феодосийской десантной операции.

А "Шахтер" тем временем продолжал спасать корабли и суда, получившие боевые повреждения, и сам при этом подвергался авианалетам противника. В октябре 1941 года на рейде Евпатории экипаж спасателя оказывал помощь минному заградителю "Сызрань", подорвавшемуся на мине. Едва была заделана пробоина на минном заградителе и он ушел под защиту береговых батарей, как "Шахтер" атаковало несколько фашистских самолетов Ю-87. Прикрываясь дымовой завесой, спасатель уклонялся от прицельного бомбометания и вел огонь из двух своих пушек, но силы были неравны. Смертельное ранение получил командир "Шахтера" Павел Крысюк; было убито, контужено и ранено 15 краснофлотцев.

Управление судном взял на себя штурман Иван Романенко. Он вывел спасатель из-под ударов самолетов и повел его без приборов по минным полям в Балаклаву. Там выяснилось, что спасатель получил более четырехсот пулевых и осколочных пробоин, часть из которых была ниже ватерлинии, и только благодаря высокому мастерству и самоотверженности экипажа он оставался на плаву.

Погибшие в этом бою были похоронены 2 ноября 1941 года в Балаклаве в братской могиле. А "Шахтер" после ремонта вновь вошел в боевой состав флота и до конца Великой Отечественной продолжал спасательные операции и судоподъемные работы.

В 1947 году ветераны "Шахтера" установили на могиле своих боевых товарищей памятник. Каждый год накануне Дня Победы здесь проводится торжественный митинг личного состава и ветеранов аварийно-спасательной службы Черноморского флота, жителей Балаклавы, учеников школы N 33, шефствующей над братской могилой. В этот день в память о героизме экипажа "Шахтера" много лет проводится шлюпочный поход из Севастополя в Балаклаву, совершается ритуал возложения венков и цветов к памятнику.

В 1985 году в состав Черноморского флота вошло спасательное судно, построенное в Финляндии и унаследовавшее имя прославленного "Шахтера" времен Великой Отечественной. Как и его предшественник, оно занимается спасением кораблей и судов, терпящих бедствие не только в Азово-Черноморском бассейне, но и на просторах Мирового океана. Так героизм экипажа первого "Шахтера" нашел свое продолжение в международном признании мастерства и отваги спасателей Черноморского флота.

Другие статьи этого номера