Чтоб без окон, без дверей не остаться…

В последнее время в городе увеличилось число нарушений предпринимателями условий договоров по изготовлению и своевременному монтажу металлопластиковых изделий, спрос на которые остается высоким. В связи с этим управление по делам защиты прав потребителей в Севастополе активизировало внеплановые проверки субъектов хозяйствования, занимающихся производством и установкой стеклопакетов. Наш корреспондент обратился к начальнику этого управления Е.М. Пушко-Цибуляк с просьбой проинформировать читателей «Славы Севастополя» о результатах проверок и причинах, по которым чаще всего нарушаются законные права потребителей. Вот что сказала Елизавета Михайловна, отвечая на вопросы журналиста:

— В ходе нашей инспекционной деятельности по жалобам граждан было выявлено множество фактов обмана заказчиков, нарушений правил реализации товаров и сроков выполнения субъектами хозяйствования договорных обязательств. В целом мы проверили товаров, работ и услуг на сумму 4737 тысяч гривен. За 9 месяцев этого года на 417 предприятиях было зафиксировано и предупреждено 1146 нарушений прав потребителей, забраковано и снято с реализации товаров и услуг на 654 тысячи гривен.

Достаточно сказать, что лишь на предпринимателя А. Бельмаса в управление поступило 15 жалоб. По четырем из них потребителям возвращены деньги, уплаченные предпринимателю за металлопластиковые изделия. Материалы по другим жалобам, число которых продолжает расти, отправлены в правоохранительные органы для решения вопроса о возвращении денег потребителям.

— Давайте предостережем потребителей от ошибок, которые они чаще всего допускают при заключении договоров на работы, услуги и попадают в зависимость от предпринимателя.

— Уловок с целью ввести в заблуждение заказчика довольно много, поэтому наше управление решило разработать специальные памятки. В них будут отражены главные вопросы, которые необходимо знать потребителю, чтобы он мог оградить себя от недобросовестного исполнителя и был способен самостоятельно защитить свои права. В городе распространяется жуткое обилие рекламы, порой с недостоверной информацией, побуждающей человека совершить немедленную и полную предоплату работ и услуг, не особенно вникая в содержание договора на их изготовление и установку. Прежде всего заказчик должен потребовать от предпринимателя свидетельство о его государственной регистрации, назвать полную стоимость всех работ до внесения аванса. В письменном договоре должен быть указан точный срок выполнения работ или услуг.

Участились и случаи заключения договоров на дому у заказчиков. В данной ситуации при выявлении недостатков во время гарантийного срока, а также при несвоевременном выполнении условий договора управлению довольно сложно провести проверку субъекта хозяйствования в связи с тем, что в таких договорах обычно называется лишь его юридический адрес, а месторасположение офиса, где осуществляется торговая деятельность, не указывается.

Переговоры в таких случаях между заказчиком и исполнителем обычно осуществляются лишь в телефонном режиме. Часто субъект хозяйствования не отмечает в договоре такую операцию, как монтаж изделий, а только их изготовление и продажу. При этом он сам направляет монтажников, вследствие чего они выполняют работы без заключения дополнительного соглашения. Это приводит к невозможности предъявления претензий, касающихся некачественного монтажа стеклопакетов и защиты прав потребителей.

Надо иметь в виду, что цены на окна, двери и другие товары на выставочных образцах на рынках, остановках и в других людных местах, где принято заманивать потребителя, могут существенно отличаться от цен в офисе, куда вы придете оформлять заказ. Вас могут ввести в заблуждение также объявления, которые публикуются в бесплатных рекламных газетах.

Приемо-передачу изделий необходимо проводить с составлением акта о качестве выполненных работ, в котором в случае выявления недостатков они должны быть полностью зафиксированы с указанием сроков их устранения. Хотелось бы еще раз предупредить потребителей о том, что прежде чем заключить какой-либо сомнительный договор, подумайте о последствиях, которые могут возникнуть после его подписания. Чтобы исключить эти негативные последствия, сотрудники нашего управления будут готовить для средств массовой информации материалы, имеющие целью повышение правовой грамотности потребителей.

— Елизавета Михайловна, что делать, если, несмотря на принятые меры, условия договора были нарушены?

— Прежде всего потребителю необходимо обратиться к субъекту хозяйствования, у которого была заказана услуга, с письменным заявлением, в котором необходимо указать свои требования. В случае отказа субъекта хозяйствования удовлетворить законные требования потребителя ему надо написать письменное заявление в наше управление с приложением копий документов, удостоверяющих факт заказа услуги, на основании которых нашими специалистами будет проведена внеплановая проверка субъекта хозяйственной деятельности. По ее результатам будут приняты меры к нерадивому субъекту хозяйствования.

Беседовал Лев БЛЕСКИН.

* * *

Управление по делам защиты прав потребителей находится по адресу: 99008 улица 6-я Бастионная, 32, кабинет 106.

Получить устную консультацию можно по телефонам: (0692)54-51-57; 54-35-63; факс (0692)54-02-09.

Режим работы специалистов управления с потребителями: понедельник — четверг с 8.00 до 16.00. Перерыв с 12.00 до 12.30.

Прием потребителей начальником управления: понедельник — четверг с 9.00 до 12.00.

Другие статьи этого номера