13 (26) ноября 2011 года исполняется 100 лет со дня выхода на экран кинофильма «Оборона Севастополя», который навсегда останется уникальным явлением мирового киноискусства, первым историческим боевиком, первым российским полнометражным фильмом. И это был первый фильм, который снимали на подлинных местах боевых действий периода первой обороны Севастополя 1854-1855 гг.Продюсером и сорежиссером фильма "Оборона Севастополя" стал А.А. Ханжонков, выдающийся российский кинодеятель, режиссер и крупнейший кинопродюсер. Но идея постановки фильма принадлежала Гончарову Василию Михайловичу — одному из первых российских сценаристов и режиссеров. Он добился у военного министра разрешения на съемки в военном городе, привлечения военных консультантов, выделения для съемок войск Севастопольского гарнизона и даже подводной лодки!
В основу фильма "Оборона Севастополя", посвященного легендарным защитникам Севастополя 1854-1855 гг., легли героические события 349-дневной обороны города в период Восточной (Крымской) войны 1853-1856 гг. Фильм перевернул сознание людей, он заставил думать и спорить. В сюжете кинофильма "Оборона Севастополя" были соблюдены как хронология основных событий войны 1853-1856 гг. и обороны Севастополя 1854-1855 гг., так и рассказ об основных защитниках города.
Съемки начались 25 мая/5 июня 1911 г., оператор Л.П. Форестье снял первые кадры фильма во рву на 4-м бастионе и Малаховом кургане, запечатлел все памятники героям Севастопольской эпопеи, возведенные к 50-летию обороны. Далее съемки проходили на 3-м бастионе, на Приморском бульваре, на пристани РОПиТ (Русское общество пароходства и торговли, ныне — Морвокзал), на Северной стороне (на старом стрельбище, слева от городского пляжа "Учкуевка"), на борту линейного корабля ЧФ "Ростислав". В них участвовали до 400 нижних чинов — матросов и солдат Севастопольского гарнизона начала ХХ в. Для эпизода "Сооружение батареи" В.М. Гончаров собрал до 50 севастопольских женщин, а для сцены "Дети собирают ядра" были взяты севастопольские мальчики, воспитанники приюта "Корабль-школа "Псезуапсе".
Из Музея Севастопольской обороны (ныне — Музей ЧФ РФ) взяли портреты известных участников обороны для гримирования актеров Императорского Малого и других театров. Знамена и оружие были доставлены из Исторического музея (ГИМ, г. Москва), оттуда же привезли военные костюмы и бутафорские предметы. Газета "Крымский вестник" писала, что все атрибуты "помещены в здании Панорамы". Любопытно, что во время съемок фильма в здании севастопольской панорамы экспонировалась первая панорама Ф.А. Рубо "Штурм аула Ахульго", а наша панорама "Штурм 6 июня 1855 г." была на Марсовом поле в С.-Петербурга.
Военный инженер Севастополя Ф.О.И. Энберг, автор проекта здания Панорамы и строитель комплекса исторических памятников к 50-летию первой обороны Севастополя, оказал помощь в выборе мест для съемок. Музыку для сопровождения фильма написал петербургский композитор, хормейстер Мариинского театра Г.А. Казаченко. В роли вице-адмирала В.А. Корнилова снимался И.И. Мозжухин, выдающийся актер немого кино, в роли адмирала П.С. Нахимова — А.А. Громов, матроса П. Кошки — Н.Т. Семенов.
В документальных кадрах представлены 14 участников обороны Севастополя 1854-1855 гг., которые проживали в городе в 1911 г., и участники осады Севастополя из Великобритании и Франции. В конце фильма показаны памятники, возведенные благодарными потомками в 1904-1905 гг., — к 50-летию обороны Севастополя 1854-1855 гг. Продолжительность сеанса была свыше полутора часов, метраж — до 2000 м.
Первыми увидели фильм российский император Николай II, его семья и свита в курортном зале Ливадии 13 (26) ноября 1911 г. "…картина "Оборона Севастополя", — писал А.А. Ханжонков, — теперь получила право официальной демонстрации в России. Фирму нашу буквально осаждали требованиями".
В Севастополе, в биоскопе (иллюзион, театр) "Лотос" фильм "Оборона Севастополя" демонстрировали с 28 декабря 1911 г. (10 января 1912-го) по 6 (19) января 1912 г. "Лотос" находился справа от Художественного музея им. М.П. Крошицкого. Ввиду того, что фильм был немой, его показ сопровождался игрой оркестра, хоровым пением или игрой тапера на фортепиано. Фильм демонстрировали по России до 1917 г., потом о нем забыли… на полвека.
Вернула его к жизни Вера Дмитриевна Ханжонкова-Попова, вторая жена А.А. Ханжонкова, сотрудница архива Госфильмофонда СССР. Вместе с ветеранами кинопроизводства она смотрела разрозненные куски кинолент и определяла их, узнавая актеров, режиссерские работы. Она вела переписку с потомками владельцев кинотеатров, актерами, краеведами. Именно таким образом и был спасен, собран "по кадрам" легендарный фильм начала ХХ века — "Оборона Севастополя". Благодаря подвижнической деятельности Веры Дмитриевны он вернулся к потомкам из небытия, потрясая наше предсталение о начале отечественного кинематографа.
В 60-е годы XX в. завязалась переписка от лица директора Музея героической обороны и освобождения Севастополя П.М. Рогачева с архивом Госфильмофонда СССР. Велась переписка с В.Д. Ханжонковой-Поповой. В 1967 г. музею сделали архивную копию фильма, и долгие десятилетия, до начала ХХI века, кинозал Панорамы был единственным залом СССР, в котором проходили уникальные киносеансы. А научные сотрудники музея продолжали кропотливую поисковую работа по определению исторических персоналий, запечатленных на кадрах, вели переписку с В.Д. Ханжонковой Вскоре были установлены некоторые лица, эпизоды, исторические факты в кинофильме. Однажды во время очередного сеанса в начале 70-х гг. один из зрителей воскликнул: "Так это же мой дед!" Так мы узнали о герое обороны 1854-1855 гг. С.А. Миронове; потом узнали о Г.П. Грибкове, в фонды музея поступили их семейные фотографии.
Да, до наших дней фильм полностью не сохранился, сейчас длительность киносеанса — 42 мин. Национальный музей героической обороны и освобождения Севастополя бережно относится к отечественной истории. С 1993 г. киносеансы архивной копии фильма "Оборона Севастополя" проводятся в кинозале музея с научным комментарием, благодаря которому "оживают" герои и события легендарной обороны города. За это время фильм посмотрели более двадцати тысяч школьников, студентов, военнослужащих и жителей Севастополя.
Не случайно участник обороны Л. Толстой писал: "…я благодарю за то, что я видел этих людей и живу в это славное время".
К слову, к 100-летию фильма автор статьи написала небольшую книгу о съемках фильма в Севастополе, о поисках и находках при определении героев в кадрах.