Исполнилось сто лет со дня создания на месте исторических событий полнометражного фильма «Оборона Севастополя». По этому поводу в кинопавильоне Национального музея героической обороны и освобождения Севастополя прошли торжественные мероприятия, посвященные юбилею.Официальной датой рождения кино в России принято считать 15 октября 1908 года. В этот день на экраны империи вышел первый отечественный игровой фильм "Понизовая вольница" о Стеньке Разине — 444 метра отснятой ленты. Чтобы осуществить замысел отставного есаула, продюсера и сорежиссера Александра Ханжонкова и его команды, едва хватило два километра светочувствительной ленты. Для ее просмотра потребовалось почти два часа.
В истории киноискусства "Обороне Севастополя" отведено особое место. Это, как пишут в наши дни, "первый российский исторический боевик, первый российский полнометражный фильм". Год нынешний отмечен шлейфом круглых дат, минувших и предстоящих, связанных со съемками и показом "Обороны Севастополя".
Так, первые кадры фильма-юбиляра оператором Л.П. Форестье были сняты 25 мая (5 июня по старому стилю) 1911 года на 4-м бастионе и Малаховом кургане. А 13 ноября картина была показана в Ливадийском дворце Николаю II, его семье и свите.
Об охватившем в тот момент Александра Ханжонкова чувстве рассказано им в воспоминаниях: "По окончании увертюры, когда зал погрузился во тьму… я чувствовал себя очень взволнованным: вот сейчас перед всеми этими зрителями должны будут пройти одна за другой все сцены, каждая из них имеет те или иные недостатки. Эти недостатки я уже десятки раз видел на рабочем просмотре и уже не мог ни вырезать, ни исправить. Поэтому для меня было приятной неожиданностью, когда в зале раздались аплодисменты, и царь, уходя с показа, остановился около меня и поблагодарил за труды".
22 ноября 1911 года фильм демонстрировали в Большом зале Московской консерватории. При этом написанную для картины композитором Г.А. Козаченко музыку исполнял не тапер, а симфонический оркестр и хор певчих.
Наконец 28 декабря 1911 года состоялся премьерный показ "Обороны Севастополя" в нашем городе, в иллюзион-театре "Лотос" на проспекте Нахимова, которым управлял Т.С. Данильченко. Фильм вызвал интерес у публики, пришлось даже многократно увеличить количество сеансов и дней показа ленты.
Александр Ханжонков умер в Ялте, дождавшись победы Родины в Великой Отечественной войне, 26 сентября 1945 года, в возрасте 68 лет. Незадолго перед кончиной сделан снимок. На нем Александр Алексеевич погружен в мысли о прожитых годах. Главными в них были снятые им в течение 12 лет (до 1920 года) 370 коротко- и полнометражных фильмов. Похоронили мэтра на Ливадийском кладбище. И лишь в августе 1985 года, в День советского кино, останки Александра Ханжонкова были перенесены на Поликуровский мемориал Ялты. А 26 августа сего года на Пушкинском бульваре курортной столицы Александру Алексеевичу открыт памятник. Такова жизнь пионера российского кино после смерти.
Неизмеримо раньше дух Александра Ханжонкова поселился в Севастополе. Этому способствовала вторая жена мэтра Вера Ханжонкова (Попова). В прошлом столетии она работала в Госфильмофонде СССР. По фрагментам Вера Дмитриевна восстановила добрую часть "Обороны Севастополя". Правда, некоторые сцены фильма остались безвозвратно утраченными. Не без помощи Веры Ханжонковой и ее активного участия нынешний Национальный музей героической обороны и освобождения Севастополя стал счастливым обладателем поистине научной копии "Обороны Севастополя". Его демонстрация в кинопавильоне музея началась в 1967 году. За прошедшее с тех пор время фильм посмотрели десятки тысяч учащихся, военнослужащих, жителей и многочисленных гостей города-героя.
Во время одного из сеансов в начале 70-х годов прошлого века зал огласился пронзительным возгласом: "Господи, да это же мой дед!" Так было установлено имя ветерана Крымской кампании Григория Грибкова — рядового матроса 19-го рабочего экипажа. Он запечатлен на пленке создателями "Обороны Севастополя" вместе с другими дожившими в городе до 1911 года воинами-ветеранами.
Так началась и продолжается до сих пор кропотливая работа по установлению их славных имен. Некоторые из них уже известны: это Григорий Андреевич Федотов — унтер-офицер, Илья Титович Лопоть — кантонист 19-го рабочего экипажа, Елизавета Яковлевна Сержпутовская — добровольная сестра милосердия…
Вторым справа в третьем ряду на известном снимке увековечен Сергей Афанасьевич Миронов — унтер-офицер 10-го рабочего экипажа. На 4-м бастионе он находился с 5 октября 1854 года по 27 августа 1855 года. Был ранен в ногу и контужен. Тем не менее ему было отмерено свыше ста лет жизни в кругу 16 детей и других близких.
На юбилей "Обороны Севастополя" в кинопавильон Национального музея героической обороны и освобождения Севастополя были приглашены проживающие в настоящее время в Любимовке правнучка героя первой обороны Севастополя Л.К. Солдатова (Миронова), ее муж Л.А. Солдатов, их сын В.Л. Солдатов и внучка Виктория Солдатова.
6 августа сего года старшеклассница Вика Солдатова в рамках конкурса ученических работ опубликовала на страницах нашей газеты очерк о своем прапрадедушке и некоторых представителях этого рода. Под аплодисменты зала прямые потомки С.А. Миронова подходили к установленному в зале микрофону.
Уже изложенные в этом газетном отчете факты прозвучали в выступлении на мероприятии ведущего научного сотрудника музея Людмилы Голиковой и в написанной ею по решению научно-методического совета родного учреждения культуры к юбилею фильма книге "Первый российский полнометражный". Она тоже была представлена в минувшую пятницу участникам замечательного и интересного мероприятия.
Людмила Васильевна — автор первого научного комментария к фильму "Оборона Севастополя", составленного в 1993 году. Приступая к работе над книгой, Людмила Голикова, как она сообщила собравшимся в зале, поставила перед собой цель "собрать все то, что происходило в нашем городе, что связано именно с Севастополем".
Книга удалась. Она содержит сведения о зарождении кинематографа в Европе и России, малоизвестные факты, проливающие свет на работу над картиной "Оборона Севастополя", имена ее создателей, текст научного комментария к ней. Нашлось в книге место и публикациям в "Крымском вестнике" о ходе съемок и событиях, им сопутствовавших. Любопытно, например, что костюмы для персонажей были привезены из Московского исторического музея. Они хранились в Панораме. Актеров гримировали, глядя на доставленные на место работы киноэкспедиции из Музея Черноморского флота портреты Корнилова, Нахимова, Тотлебена, Хрулева, Меншикова и других руководителей обороны. Любопытны также найденные Людмилой Васильевной отклики российских газет о детище Александра Ханжонкова. Рассказ автора дополняют иллюстрации.
Людмила Голикова выразила сердечную благодарность генеральному директору Национального музея героической обороны и освобождения Севастополя А.А. Рудометову, сотрудникам музея, лично В.В. Крестьянникову, работникам городского архива, Музею Черноморского флота за помощь в работе над книгой.
Украшением мероприятия явилась реконструкция на сцене кинопавильона рабочего момента съемок батального эпизода. Его поставили энтузиасты, увлеченные воссозданием исторического военного костюма.
Из Москвы в адрес организаторов и участников мероприятия пришло приветствие от А.П. Нахимова — потомка прославленного адмирала.