Загадочная «Щука»

Личный состав поисково-спасательной службы Черноморского флота, ветераны-подводники, воспитанники Севастопольской детской морской флотилии, представители общественных организаций города собрались на мемориальном кладбище героев Великой Отечественной войны у памятника экипажу подводной лодки «Щ-204», погибшей при загадочных обстоятельствах 70 лет назад у берегов Болгарии.22 ноября 1941 года лодка вышла из Туапсе в свой третий боевой поход. Ей ставилась задача вести разведку и всеми имеющимися средствами прерывать коммуникации противника между Варной и Бургасом. Срок автономности ее плавания истек через 20 дней, но ни 11 декабря, ни в последующие дни она в базу не вернулась и все это время на связь ни разу не выходила. Ее ждали до конца года, потом еще два месяца. Когда на возвращение "Щуки" не осталось никакой надежды, сорок два члена ее экипажа были занесены в списки безвозвратных потерь бригады подводных лодок Черноморского флота.

Предполагалось, что "Щ-204" погибла в период между 25 ноября и 8 декабря в результате подрыва на мине. Многие годы к сказанному ничего нельзя было добавить, и казалось, что судьба экипажа так и останется малоизвестной страницей войны. Но 4 июня 1983 года болгарский сейнер "Алка" во время лова рыбы в районе устья реки Камчия зацепился тралом за какой-то подводный объект. Капитан траулера, надеясь освободить снасти, дал команду совершить несколько маневров, но это не дало результата.

Аквалангисты с "Алки", погрузившись на глубину тридцать два метра, увидели, что трал подковой охватывает рубку подводной лодки. Собственно, что это подлодка типа "Щука", аквалангисты поняли не сразу. Корпус ее, обросший ракушками и наполовину погрузившийся в илистое дно, был оплетен обрывками сетей и тросов. При осмотре подводной лодки болгарские водолазы с экспедиционного судна "Созопол" ощупью отыскали на рубке пятиконечную звезду с серпом и молотов в центре, а вот установить ее бортовой номер не смогли и лишь предположили, что это "Щ-211", которая в августе 1941 года по просьбе ЦК Компартии Болгарии высаживала под Варной десант особого назначения — 14 болгарских антифашистов — с целью организации в Болгарии партизанских отрядов.

Начальнику штаба Черноморского флота было отправлено донесение об обнаружении советской подводной лодки. В Севастополе создается судоподъемный отряд во главе с начальником аварийно-спасательной службы ЧФ капитаном 1 ранга Александром Жбановым. Ему ставится задача организовать проникновение в отсеки подводной лодки, чтобы установить бортовой номер и обстоятельства ее гибели. С этой целью к берегам Болгарии вышло спасательное судно "СС-21". Спустившиеся с него водолазы увидели, что в корпусе подводной лодки большие пробоины в районе второго, пятого и седьмого отсеков, что обе крышки люков в кормовой торпедный отсек открыты.

Когда проход к центральному отсеку был очищен от сетей и тросов, в верхнем рубочном люке просверлили несколько отверстий. Через них в течение 7 часов выходил на поверхность воздух, которым дышал экипаж, погибающий в один из дней декабря 1941 года. Когда водолаз старший матрос Вадим Тетеревлев открыл верхний рубочный люк, первым в него спустился начальник аварийно-спасательной службы "СС-21" капитан-лейтенант Виктор Дон. При каждом его движении в отсеке вскипали черные вихри потревоженного ила, и лампа светильника в тысячи ватт меркла в руке водолаза, и он мог передвигаться только на ощупь.

Обследование отсека оказалось рискованным и опасным делом. В истории подводных работ еще не было случая проникновения водолаза во внутренние помещения поврежденной подводной лодки, пролежавшей на морском дне более сорока лет, да еще имеющей на борту несколько торпед, 1000 снарядов и 24 тысячи пулеметных патронов. О том, как поведет себя этот боезапас, было неизвестно. По образному выражению Александра Жбанова, чтобы он рванул, достаточно было лишь взглянуть на него. Сказано это было уже после завершения обследования "Щ-204", проведение которого потребовало от личного состава аварийно-спасательной службы немалого мужества и мастерства.

С подводной лодки было демонтировано артиллерийское орудие, подняты секретные карты, бинокль, бушлат, тельняшка, навигационные приборы, четверо часов, остановившихся в 8.35, 10.20, 12.35 и 20.45. И останки семи подводников, входивших в расчет центрального поста. На обложке журнала наблюдений за морем удалось прочесть: "Щ-204". Разбирая документы, командир судоподъемного отряда Александр Жбанов обнаружил кальку маневрирования с записью на 00.00 часов 6 декабря 1941 года.

Так стал известен бортовой номер подводной лодки, которой командовал капитан-лейтенант Иван Михайлович Гриценко. В последнем плавании "Щ-204" трижды ложилась на боевой курс, но каждый раз командир подводной лодки отменял торпедную атаку. При ближайшем рассмотрении оказывалось, что транспорты шли под турецким флагом, а Турция, хотя и активно помогала фашистской Германии, официально считалась нейтральной страной.

Поднятые документы вскрывали такую тактику действий экипажа. С 8.00 до 18.00 лодка находилась вблизи берега в подводном положении и вела гидроакустическое наблюдение за морем, чтобы при появлении противника неожиданно атаковать его со стороны берега. Этот тактический прием, рассчитанный на внезапность торпедного залпа, после атаки ставил подводников в очень сложное положение, и от экипажа требовались незаурядное мастерство и мужество. По болгарским архивным данным, 30 ноября 1941 года фашистский конвой на переходе из Варны в Констанцу был трижды атакован советской подводной лодкой. Возможно, это была именно "Щ-204", на которой в момент ее гибели уже не было двух торпед.

По результатам работы советских и болгарских водолазов, которые совершили 158 спусков и провели на глубине 237 часов, можно высказать несколько версий гибели экипажа. По одной из них, "Щ-204" в период с 6 по 9 декабря подорвалась на минных заграждениях, которые противник выставил в большом количестве, а затем подверглась удару глубинными или авиационными бомбами. По другой версии, "Щука", поврежденная глубинными бомбами, вынуждена была всплыть и была потоплена артиллерийским огнем.

Когда соприкасаешься с тем, что было 70 лет назад, бег времени как бы переходит в другое измерение и по-иному оцениваешь не только прошлое, но и то, чем наполнен сегодняшний день нашей жизни, в котором не меркнут подвиги советских подводников. Героическое прошлое не уходит бесследно. Оно переплавляется наследниками фронтовиков в дела, которые являются лучшей памятью о невернувшихся с огненных рубежей.

Свидетельство того — продолжение дела командира "Щ-204" Ивана Гриценко его сыном Анатолием Гриценко, который на первой советской атомной подводной лодке "Ленинский комсомол" участвовал в первом подледном плавании на Северный полюс, а затем командовал атомоходом. Сын комиссара "Щ-204" Зуни Мясковского Анатолий Мясковский познал романтику морских походов в качестве ракетчика атомной подводной лодки. Внуки командира и комиссара "Щ-204" тоже стали подводниками. Это дает право утверждать, что неугасим огонь вечной памяти о подвигах старшего поколения.

Еще одним подтверждением этого является участие в мемориальном мероприятии у памятника экипажу "Щ-204" тех, кто с риском для жизни обследовал ее в июне 1983 года, личного состава аварийно-спасательной службы Черноморского флота, воспитанников Севастопольской детской морской флотилии. Они возложили цветы и венки к памятнику экипажу подводной лодки, сооруженному заслуженным скульптором Украины, почетным гражданином Севастополя Станиславом Чижом.

Другие статьи этого номера