О «теневой» зарплате, пенсионной реформе, и не только

Проблема «теневой» заработной платы существует в Украине достаточно давно. Почему так важно и необходимо бороться с заработной платой «в конверте» и тенизацией трудовых ресурсов, мы уточнили у Марины КОРОТАЕВОЙ, начальника управления поступления доходов главного управления Пенсионного фонда Украины в Севастополе:- Основная задача пенсионной реформы — повышение уровня социальной защищенности граждан, что требует сбалансированности бюджета Пенсионного фонда, а следовательно, обеспечения возрастающих расходов собственными средствами — средствами, которые перечисляются предприятиями и предпринимателями в бюджет Пенсионного фонда. Если говорить о Севастополе, то за 11 месяцев т.г. в бюджет Пенсионного фонда города поступило 1,2 млрд грн (на 16% больше, чем в 2010 году), из которых более 95% — страховые взносы, начисленные на заработную плату работников.

Сегодня правительством перед Пенсионным фондом поставлена задача выйти на полное, 100-проц. самофинансирование. В то же время за 11 месяцев т.г. средствами, которые поступили от наших плательщиков, обеспечена выплата лишь 90% пенсий, остальные 10% — это дотации из государственного бюджета. Именно поэтому вопрос о легализации зарплаты и рабочих мест сегодня — один из наиболее актуальных и для руководства города, и для Пенсионного фонда, и для наемных работников.

К сожалению, в Севастополе многие работодатели декларируют зарплату на уровне минимальной или ниже минимальной. Кроме того, многие жители Севастополя не оформили свои трудовые отношения, а следовательно, участия в формировании местного бюджета и бюджета Пенсионного фонда не принимают.

Так, по данным системы персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах, почти 15 тысяч работающих (более 10%) получают заработную плату в минимальном размере и ниже. В большинстве случаев это свидетельствует о тенизации доходов граждан и нарушении работодателями трудового законодательства. Из нелегальных доходов не платятся страховые взносы в Пенсионный фонд и другие социальные фонды, а значит, не учитывается и страховой стаж работника, что со временем, бесспорно, вызовет вопросы при выходе на пенсию и при обращении за получением пособий в другие фонды социального страхования.

Главное сейчас — вывести заработную плату "из тени". Для этого необходимо, чтобы сами работники не были заинтересованы в получении денег "в конверте", поскольку такая двойная бухгалтерия не приносит пользы тем, кому необходимо выходить на заслуженный отдых. Сколько работающий уплатит в Пенсионный фонд, столько и вернется ему в старости, ведь размер пенсии зависит от трудового стажа и заработной платы, с которой идут отчисления в Пенсионный фонд, поэтому выиграет тот будущий пенсионер, который имеет большие заработок и стаж.

Для эффективного решения проблемы легализации заработной платы и занятости населения в городе действуют межведомственные рабочие группы при городской и районных администрациях, заседания которых проводятся практически еженедельно.

В зоне пристального внимания — те работодатели, которые не обеспечивают уровень заработной платы своим работникам, предусмотренный законодательством. В течение 2011 года была проведена работа с руководителями более 1,1 тысячи предприятий города — это и строительные организации, и транспортные предприятия, и стоматологические клиники, и торговые организации, и др.

Уже сегодня можно отметить положительные результаты проведенной работы: более 1 тыс. работодателей увеличили размеры заработной платы своим работникам, дополнительно начисленный фонд оплаты труда составил более 15 млн грн, дополнительные поступления в бюджет Пенсионного фонда — более 5 млн грн.

Однако борьба с "конвертными" выплатами и нелегальной занятостью не должна проводиться только административными мерами.

Сегодня каждый гражданин должен четко понять, что причина будущей мизерной пенсии — в его нынешнем нелегальном труде и "серой" заработной плате.

Другие статьи этого номера