«ТЕАТР ЖИЗНИ» О НАРКОМАНИИ, АЛКОГОЛИЗМЕ И… ТОТАЛЬНОМ ОДИНОЧЕСТВЕ.
Когда идет спектакль, обычно гасят свет. Вот и здесь темнота — это непременное условие. В руках актеров (в жизни они — обычные старшеклассники, члены Союза детских организаций Севастополя) — зажженные свечи. Снизу-вверх пламя освещает их лица, придавая специфический колорит. Поначалу все это напоминает какую-то детскую игру, эдакую «страшилку». По мере того как до осмысления доходят слова актеров, становится не смешно… Спектакли проходят в центре военно-патриотического воспитания управления образования и науки и будут продолжены во время зимних каникул.Среди украинских городов Севастополь лидирует по количеству распространения наркотиков, числу ВИЧ-инфицированных. Эти "голые факты" молодые люди осмысливают по-своему. Самое важное здесь — захотеть их услышать, и тогда многое проясняется. Ведь авторами спектакля, состоящего из монологов-исповедей, являются сами подростки. Здесь нет никакой ретуши. Все максимально искренне и проникновенно. В какой-то момент начинает казаться, что это и не выступления вовсе, а мольба о помощи, крик. Паузы, когда для выражения чувств не хватает слов, заполняет музыка…
Отдельные монологи поданы как дневники. Но не те, в которых родители смотрят оценки и оставляют свои росписи. В этих дневниках — самое сокровенное, спрятанное от посторонних глаз: мысли об окружающих, оценка событий, тут же признания о первой любви и о первых ошибках; переживания, страхи, сомнения и неуверенность, нереализованные желания и мечты. А еще — одиночество… как ни странно. Ведь практически у всех "героев" монологов есть семьи, родственники, близкие люди.
Но что-то "надтреснуло" или вовсе не сложилось во взаимоотношениях. Конфликт поколений, проблема отцов и детей, как известно, были всегда. Но в наше время, как никогда прежде, опасными стали последствия. Наркомания, детская проституция и алкоголизм пусть не во всех, но во многих случаях стали результатом не нелепой случайности, а равнодушия взрослых. Это как своеобразный вызов, попытка привлечь внимание к себе, пусть даже таким разрушительным способом. В то время когда родители лезут из кожи вон, чтобы у их детей все было, последним, оказывается, не хватает времени, проведенного в кругу семьи, внимания, душевной теплоты.
Папа снова играет в машинки.
Ему снятся чужие зарплаты.
А когда его кто-то обгонит,
То все вокруг виноваты.
Мама снова играет в куклы:
Клеит волосы, ногти, ресницы.
И похожи мамины руки
На лапы хищной какой-то птицы…
Неужели люди забыли,
Что они крылатыми были?
Спектакль длится полчаса. Но этого достаточно, чтобы между зрителями и актерами установилась доверительная атмосфера. По окончании старшеклассники, приглашенные в необычный "театр", оставляют положительные отзывы и хотят прийти снова. Иные же взрослые не сразу находят, что и сказать: настолько оглушительными оказываются совсем не детские "откровения". "Театр жизни" — это как некий мост, по которому еще не поздно начать идти навстречу друг другу.