Юрий ГУБИН: «Наша главная задача — предупреждение чрезвычайных ситуаций и гибели людей на них»

Реализация курса, заданного президентом Украины, на оптимизацию системы исполнительной власти привела к масштабному реформированию системы МЧС. Реорганизация этой структуры в первую очередь упорядочила систему управления: были ликвидированы дублирующие друг друга функции, уменьшено количество начальников, четко распределены задачи по организации реагирования на чрезвычайные ситуации и их профилактики.
О глобальных переменах и работе нового управления гостехногенбезопасности в Севастополе рассказал его начальник полковник службы гражданской защиты Юрий Губин. — Юрий Леонидович, расскажите, пожалуйста, о реформировании МЧС и о том, как реализуются нововведения в Севастополе?

— Указом президента Украины от 6 апреля 2011 года была определена судьба надзорных органов МЧС. Государственный департамент пожарной безопасности и Государственная инспекция гражданской защиты и техногенной безопасности выведены из структуры Министерства по чрезвычайным ситуациям, а на их базе создана Государственная инспекция техногенной безопасности — отдельный центральный орган исполнительной власти. В свою очередь, постановление Кабмина N 767 от 22 июня 2011 года обозначило управление гостехногенбезопасности в Севастополе как отдельную от городского управления МЧС организацию.

Фактически разделение наших структур уже давно произошло, а в этом году уже на высшем уровне была поставлена точка в спорах о необходимости отделения надзора от оперативной службы "101". Для многих это был предсказуемый и долгожданный шаг главы государства. Во-первых, при разделе инспекции и службы спасения произошли значительные сокращения в аппарате обеих структур, то есть чиновников убавилось. В то же время, насколько мне известно, количество спасателей в Севастополе увеличилось. Во-вторых, надзорные функции объединило одно ведомство, на государственном уровне координируемое Министром по чрезвычайным ситуациям, а территориально — независимое от региональных управлений МЧС. То есть теперь существует два автономных органа: служба спасения, в которую входят пожарные, пиротехники, химики и другие оперативные сотрудники, и государственная инспекция техногенной безопасности, объединившая госпожнадзор и техногенную инспекцию. И хотя у этих органов функции и полномочия разные, основная задача одна — предупреждение чрезвычайных ситуаций и гибели людей на них.

— Вы сказали о надзорных функциях управления гостехногенбезопасности. А что именно в них входит и какими еще полномочиями наделена эта структура?

— Нам делегированы полномочия государственного надзора в сфере пожарной и техногенной безопасности, также мы осуществляем контроль над деятельностью аварийно-спасательных служб Севастополя и всего, что связано с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В нашей компетенции — организовывать и проводить проверки исполнения требований законодательства в данной сфере органами исполнительной власти, местного самоуправления, любыми ведомствами и организациями, предприятиями, а также должностными лицами и рядовыми гражданами.

Управлением гостехногенбезопасности Севастополя выдаются разрешения на начало работ предприятий, на аренду помещений, здесь же регистрируют декларации соответствия объекта требованиям законодательства о пожарной безопасности. Проведение экспертизы проектов строительства, инвестиционных программ на соответствие государственным строительным нормам, а также требованиям техногенной и пожарной безопасности — тоже функция нашей инспекции.

— И каких проверок в этой связи стоит ждать предприятиям в ближайшем будущем?

— Еще раз подчеркну: государственная инспекция техногенной безопасности — это правопреемник государственного департамента пожарной безопасности и государственной инспекции гражданской защиты и техногенной безопасности. То есть это не новая организация с новыми функциями и полномочиями, а это значит, что все требования остаются прежними, все нормы определены законами Украины, и весь контроль с нашей стороны будет осуществляться по правилам, которые хорошо и давно всем известны. В данный момент первоочередные ревизии будут касаться мест проведения новогодних и рождественских праздников, мест продажи пиротехнических изделий. В первом полугодии следующего года — это объекты Евро-2012 (кстати, в Севастополе они также имеются). Летом — это ежегодные ревизии мест сбора, переработки и хранения урожая. Внеплановые проверки инспекции техногенной безопасности, как и раньше, будут проводиться строго в соответствии с требованиями законодательства. В основном под них попадают объекты с массовым пребыванием людей, а также объекты повышенной опасности.

Конечно, в связи со значительным сокращением инженерно-инспекторского состава количество проверок снизится, но круг вопросов, с которыми им придется столкнуться, постоянно растет. Вместе с тем я лично контролирую отбор специалистов на инспекторские должности: мы создали коллектив из сотрудников, зарекомендовавших себя на прежнем месте как ответственных, порядочных и принципиальных.

— Как вы считаете, после ухода из системы МЧС инспекторского звена, в каком направлении будет развиваться связь между двумя ведомствами?

— Я уверен, что это будут конструктивные отношения, на которых строилась и продолжает работать система МЧС. Несмотря на то, что Севастопольское управление гостехногенбезопасности отделилось от управления МЧС и в прямом, и в переносном смысле (наш коллектив переехал из помещения на ул. Олега Кошевого в здание на улице Советской, 61), мы продолжаем с ними сотрудничать, оказывать по возможности помощь, обмениваться опытом и реализовывать совместные проекты. Кстати, уже разработаны и готовятся к утверждению совместные официальные планы взаимодействия наших организаций по разным направлениям деятельности. Напомню: перед нами стоят общие приоритеты — защита жизни и здоровья людей.

— Спасибо за беседу.

Другие статьи этого номера