Пять общин в едином целом

ТАКИМ ХОЧЕТ ВИДЕТЬ СЕВАСТОПОЛЬ ГРУППА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ.
В пятницу 13-го в Верховной Раде Украины зарегистрирован очередной законопроект о статусе Севастополя. Разработчики проекта Закона Украины «О городе Севастополе — месте дислокации Военно-Морских Сил Вооруженных Сил Украины» предусмотрели компенсацию потерь города от базирования как украинского, так и российского флотов.Очередной проект на рассмотрение Верховной Рады внесли народные депутаты Украины Юрий Ганущак, Арсений Яценюк, Иван Кириленко и Юрий Триндюк. В своей пояснительной записке к документу депутаты необходимость принятия Закона обосновали тем, что в соответствии с Конституцией Украины Севастополь имеет специальный статус, и на его территории осуществляются функции государства в части размещения и функционирования командования и основной части ВМС Украины. Также, считают разработчики, особенность статуса города заключается в необходимости выполнения условий Соглашения между Украиной и Российской Федерацией "О статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины".

Отметили депутаты и то, что как административно-территориальная единица город не имеет четко установленных границ, что не способствует его развитию и усложняет решение вопросов по земельным отношениям.

Напомним, на декабрьской сессии городской совет VI созыва принял "Программу организационно — правовых мероприятий по эффективному использованию земельных ресурсов Севастополя на 2012 — 2015 годы", поставив перед собой задачу утверждения и установления в натуре границ Севастополя и разделения земель на коммунальную и государственную форму собственности. Такую же задачу ставили перед собой и госадминистрацией их предшественники — депутаты пятого созыва — шесть лет назад, однако ни то, ни другое сделано так и не было.

И вот способствовать установлению границ города, распределению земель государственной и коммунальной собственности и перераспределению полномочий по решению вопросов в сфере земельных отношений взялась очередная группа уже народных депутатов, смоделировав в Севастополе пять общин: Севастопольская городская община, Инкерманская городская община, Балаклавская городская община, Качинская поселковая община и Орлиновская сельская община. Кроме того, законодатели внесли в свой проект такие новые для Севастополя понятия, как старосты и советы старост, определили статус и полномочия председателя совета Севастополя и добавили к совету исполнительный комитет. Проектом Закона определяются особенности формирования местных бюджетов и межбюджетных отношений, способствующих, по мнению депутатов, экономической и финансовой самостоятельности общин. В заключительных и переходных положениях законопроекта учитываются особенности, связанные с дислокацией военных формирований Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины.

Специальный статус Севастополя объясняется тем, что он является административно-территориальной единицей, на территории которой осуществляются функции государства специального характера в части обеспечения размещения и функционирования командования Вооруженных Сил Украины и других военных формирований и правоохранительных органов. Пределы Севастополя определяются внешними территориальными границами общин, формирующих Севастополь. При этом на уровне административно-территориальной единицы — Севастополь депутаты видят такие органы местного самоуправления и исполнительной власти, юрисдикция которых распространяется на всю территорию города. Это — орган местного самоуправления — совет Севастополя и местный орган исполнительной власти — Севастопольская государственная администрация.

В общинах формируются соответствующие городские, поселковый и сельский совет, в которых избираются председатели. Соответственно: Севастопольский городской голова; Инкерманский городской голова; Балаклавский городской голова; Качинский поселковый голова; Орлиновский сельский председатель. Совет Севастополя избирается на основе всеобщего равного прямого избирательного права путем тайного голосования по системе, что позволяет обеспечить в совете представительство всех общин.

Севастопольскую государственную администрацию депутаты ущемлять также не стали, обозначив в проекте, что она неподотчетна и неподконтрольна совету Севастополя, а также советам общин. Председатель совета Севастополя законодательно закреплен на уровне председателей областных советов страны и не может совмещать свою должность с должностью председателя исполкома совета Севастополя.

Отдельной строкой, и это — новая тема в законопроектах о статусе Севастополя, разработчики проекта прописали норму о государственных трансфертах в бюджет Севастополя и бюджеты общин как средств на компенсацию потерь доходов этих бюджетов от размещения и функционирования командования и основной части ВМС Украины. Размер объема этих средств для местных бюджетов устанавливается на уровне средней ставки платы за землю по отчету за предыдущий бюджетный период, умноженной на площадь земельного участка, занятой частями ВМС ВС Украины. Кроме того, в государственном бюджете Украины могут предусматриваться субвенции бюджету Севастополя или / и бюджетам общин на выполнение отдельных функций, вытекающих из специального статуса Севастополя. Что касается Черноморского флота Российской Федерации, то, как сказано в проекте, на период его дислокации на территории Севастополя при расчете трансфертов в бюджет Севастополя также предусматриваются средства на компенсацию потерь доходов города в результате пребывания российского флота. Размер объема потерь определяется как для субвенции на компенсацию потерь доходов местных бюджетов от размещения и функционирования командования и основной части ВМС Украины.

Также на период дислокации Черноморского флота Российской Федерации на территории города на Севастопольскую госадминистрацию народные депутаты возлагают дополнительные функции, например, по принятию решений об использовании морской акватории Севастопольских бухт, согласованию маршрутов при передвижениях военных формирований ЧФ РФ вне мест их дислокации и за полигонами боевой подготовки, по осуществлению контроля за трудовыми отношениями граждан Украины, работающих на предприятиях российского флота, и за регистрацией паспортных документов в органах внутренних дел по местам фактического проживания военнослужащих и гражданских лиц, пребывающих в составе военных формирований и даже контроля за своевременным выездом указанных лиц по истечении срока их пребывания на территории Украины.

В случае принятия Закона Украины "О городе со специальным статусом Севастополь" его авторы надеются обеспечить соответствие украинского законодательства нормам Европейского Союза, поскольку, говорится в пояснительной записке к проекту, созданные административные единицы полностью соответствуют требованиям системы статистических единиц NUTS и это дает возможность претендовать на получение средств из структурных фондов Евросоюза. Финансирование реализации Закона должно осуществляться за счет государственного, местных бюджетов, других источников, не запрещенных действующим законодательством в размере 30 миллионов гривен.

Другие статьи этого номера