Наша песня хороша, начинай сначала…

В большом зале городской госадминистрации состоялась презентация проекта автоматизированного учета коммунальных платежей. Данная программа — плод совместной работы специалистов из Севастополя и Кривого Рога. Инновационной эту систему можно назвать лишь отчасти — в некоторых городах Украины она действует более десятка лет. Наш регион в этом плане пока остается в числе отстающих.Один из главных разработчиков проекта, Лидия Стороженко, представляя свою работу, пояснила: "Главная цель, которую мы преследовали, разрабатывая данную систему, — максимально упростить процессы начисления и оплаты всех видов коммунальных услуг. Проще говоря, хотелось избавить горожан от бесчисленных квитанций, платежных книжек, от необходимости выстаивать бесконечные очереди в отделениях почты и Сбербанка. С другой стороны, проект очень выгоден для предприятий коммунальной сферы. Он позволяет снизить погрешность при начислении платы за предоставленные услуги".

В Кривом Роге данная система работает с 1999 года. Этот город стал пионером по внедрению современных технологий в отрасль жилищно-коммунального хозяйства. Сегодня в общий реестр включены все предприятия, предоставляющие услуги населению. "Это газовщики, ремонтно-эксплуатационные предприятия, энергетические компании, водоканал, интернет-провайдеры и фирмы, занимающиеся телефонией и домофонией, и многие другие. Самое интересное, что как только на городском рынке коммунальных услуг появляется новое предприятие, его руководство стремится незамедлительно подключиться к нашему проекту", — пояснила Лидия Стороженко.

Еще одно звено, без которого проект работать не сможет, — банки. В идеале в автоматизированную систему должны быть включены все существующие на территории города банковские структуры. Задача не из простых, однако властям Кривого Рога удалось ее решить.

Разработчики рассказывают: "Все банки подключаются к единой базе данных, в которой содержится информация о каждом ответственном квартиросъемщике: кто является поставщиком тех или иных услуг, имеет ли право семья на льготы и субсидии, какова задолженность по тем или иным параметрам на сегодняшний день. То есть, приходя в банковское отделение, гражданин должен только назвать свой адрес и коммунальный код (зафиксированный в базе), чтобы получить исчерпывающую информацию. Здесь же осуществляется прием всех видов коммунальных платежей. Примечательно, что для потребителей услуги банка абсолютно бесплатны".

Следующая часть цепочки — информирование коммунальных предприятий о перечисленных деньгах. "Например, человек оплатил в банке работу ремонтно-эксплуатационного предприятия. Система мгновенно сообщает рэпу о том, что в таком-то банке в такое-то время таким-то гражданином внесена определенная сумма. Это позволяет поставщикам услуг установить жесткий контроль за перемещением средств. Появляется уверенность, что ни одна копейка не затеряется", — констатирует Лидия Стороженко.

У данных, поступающих в автоматизированную систему учета платежей, нет срока давности. Любой пользователь может получить информацию о своих задолженностях и проплатах, начиная с момента запуска проекта в данном регионе.

Есть у программы и еще некоторые особенности, упрощающие жизнь потребителям. Разработчики приводят пример: "Работающие граждане могут написать заявление об удержании платы за коммунальные услуги из заработной платы. В таком случае из информационного центра данные поступают в бухгалтерию предприятия, и уже она высчитывает соответствующие суммы на начальном этапе".

В базе данных указано, кто из горожан имеет право на льготы и субсидии. Эти моменты автоматически учитываются при начислении коммунальных платежей. "Каждое предприятие самостоятельно составляет списки своих льготников и направляет в так называемое единое информационное окно. Таким образом, мы получаем сводную картину. Вероятность ошибки минимальна", — говорит Лидия Стороженко.

Руководство Севастопольской городской администрации приняло представленный проект на ура. Как говорится, бери да внедряй. Но не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Дело в том, что криворожская программа на самом деле для нашего региона не такая уж новинка. Данная система (не аналогичная, а именно эта) однажды уже была презентована в нашем городе. Те же самые разработчики представили ее на суд чиновников еще в середине 2010 года. С тех пор дело с мертвой точки не сдвинулось…

В чем же основная загвоздка? Сама разработчица проекта Лидия Стороженко отвечает на этот вопрос следующим образом: "Главная трудность — это организация. Очень сложно договориться со всеми поставщиками услуг, со всеми банками, скоординировать их деятельность. Это безумно трудоемкая работа, но результат оправдывает затраченные усилия. Срок окупаемости программы минимален. К слову, в Кривом Роге уровень проплат со времени внедрения системы учета возрос с 50 до 98 процентов".

Глава городской администрации Владимир Яцуба предвидит возможные препоны, однако опускать руки не намерен. "Я понимаю, что многие поставщики, такие как "Горгаз" и "Севастопольэнерго", а также все наши ремонтно-эксплуатационные предприятия не будут в восторге от этой идеи. Им… "чем темнее небо, тем ярче звезды". Но ничего не поделаешь. Придется им смириться. В большинстве городов такая система уже выстроена. Главное ее достоинство — это прозрачность. Мы сможем реально оценить, какие услуги предоставляются и какие деньги за это получают предприятия".

Председатель СГГА поручил двум своим заместителям (Сергею Живодуеву и Владимиру Арабаджи), а также начальнику главного управления ЖКХ Александру Панасюку выработать стратегию реализации криворожского проекта в Севастополе. "Пока коммунальная сфера только тянет деньги из бюджета, а должна приносить доход", — заключил руководитель исполнительной власти Севастополя.

Другие статьи этого номера