Страдания от отсутствия креатива

В Севастополе состоялся круглый стол, посвященный проблемам туристической отрасли города, а именно отсутствию реализации множества перспективных направлений, которые позволили бы привлечь в белокаменный гостей не только из Украины, а также ближнего и дальнего зарубежья.Организатором подобного заседания выступил координатор программ по развитию туризма в Украине проекта USAID ЛИНК Геннадий Друзенко при поддержке городских властей. Во встрече приняли участие заместитель председателя СГГА Владимир Арабаджи, председатель постоянной комиссии горсовета по бюджету и финансам Петр Кудряшов, представители туристической сферы города, а также гости из других городов страны. Ролью последних была наглядная демонстрация (в виде презентаций и статистических данных) успехов, достигнутых отдельными регионами Украины в области привлечения туристов даже в период так называемого межсезонья. Кстати, эти данные очень четко показали присутствующей публике, насколько Севастополь, мягко говоря, отстает в движении по одному из наиболее перспективных направлений своего развития. Если помните, последние годы акценты развития города в разговорах чиновников и представителей общественности смещаются именно в сторону туризма. Однако дальше слов дело почему-то не идет.

В этом вопросе есть, конечно, и противники идеи развития Севастополя как города-курорта. Их главный аргумент — относительно непродолжительный теплый период. Мол, зимой в городе делать нечего.

Так вот, организаторы "круглого стола" постарались развеять этот миф, показав, что привлечь туристов можно в любое время года, было бы желание. Для этого достаточно организовать ряд событийных мероприятий, в частности, привлекательных фестивалей, которые были бы интересны потенциальному туристу, независимо от времени года. Именно по этому пути сегодня идут такие украинские города, как Львов, Киев, Каменец-Подольский, и другие. К примеру, Львов уже можно смело назвать фестивальной столицей Украины. В год здесь проводится более ста различных фестивалей, большая часть которых настолько полюбилась жителям и гостям города, что стала финансово самодостаточной, не нуждающейся в поддержке городских властей. Да и остальные, так сказать, дотационные мероприятия постепенно выходят на самоокупаемость. Все они с каждым годом привлекают во Львов все больше туристов, а значит, и больше денежной массы. Подобных примеров за время проведения дискуссии прозвучало немало.

По мнению координатора программ по развитию туризма в Украине проекта USAID ЛИНК Геннадия Друзенко, именно событийные мероприятия являются катализатором туристического рынка. Однако Севастополь при его уникальном географическом положении, богатой истории, традициях, замечательной винодельческой отрасли, с наличием глубоководных бухт слабо пользуется всеми этими ресурсами. И здесь дело даже не в поддержке туризма городскими властями, а в желании самих представителей туристической отрасли выйти на новый уровень развития. Складывается впечатление, что в Севастополе на туризме хотят только зарабатывать, но в его развитие вкладывать никто не хочет. Но такое возможно только в сказке.

Геннадий Друзенко также отметил, что пенять на бездействие власти турбизнесу не стоит. Задача власти — заниматься социальными вопросами. Руководители города могут стать лишь независимыми посредниками между инвестором и организатором того или иного фестиваля, помочь им сесть за стол переговоров и договориться о взаимовыгодных условиях.

Как только такое взаимодействие будет найдено и в городе начнут реализовываться конкретные проекты, выиграют все. Туризм — это в первую очередь наполнение городской казны в виде налоговых отчислений. Чем их больше, тем больше город может выделять денег на поддержку отрасли в целом, в том числе на реализацию новых проектов.

Выступая на "круглом столе", зампред СГГА Владимир Арабаджи отметил: "К сожалению, туризм в Севастополе развивается довольно слабо. Я бы сказал — хаотично. Мы не имеем пока элитного туризма. У нас есть туризм слабоплатежеспособного спроса. Людей в городе летом у нас гостит очень много, а денег это приносит гораздо меньше, чем ожидается. Конечно, тема расширения туристического сезона для нас важна. Мы видим примеры других прибрежных стран и очень хотим, чтобы данный "круглый стол" дал нам какие-то отправные точки, которые позволили бы спланировать развитие туризма в Севастополе. На сегодняшний день мы имеем недостаточно развитую инфраструктуру, но стараемся исправлять эти недочеты. Надеемся, что данный форум станет толчком к привлечению инвесторов".

В свою очередь, председатель постоянной комиссии горсовета по бюджету и финансам Петр Кудряшов отметил, что "…Севастополь имеет свою особенную историю развития, начиная с его возникновения как военно-морской базы. Тем не менее в сегодняшних планах экономического развития мы видим укрепление морехозяйственного комплекса, высокотехнологической промышленности и, конечно же, рекреационно-туристической отрасли. Мы понимаем, что туристический потенциал Севастополя огромен. Наша задача — его реализовать. Хочу отметить, что в настоящее время в бюджете города туризм постепенно становится бюджетообразующей отраслью. Мы видим серьезные поступления от развития туристической деятельности. Это очень важно. Главное на сегодняшний день — это развитие инфраструктуры, которая позволила бы реализовать наш потенциал.

Все мы понимаем, что в ближайшее время ни государственный, ни городской бюджеты не будут делать серьезных финансовых вливаний в эту отрасль, поскольку перед нами стоят очень серьезные проблемы социального характера. Траты на социальные направления составили в прошлом году 85% бюджетных средств города. Мы прекрасно понимаем, что в таком положении лучше всего дать возможность частному капиталу вложить средства в туризм. Для этого, конечно, должны быть выработаны определенные правила игры, которые удовлетворяли бы все стороны".

Кстати, в ходе мероприятия от его участников прозвучали упреки в адрес городских властей касательно того, что в городе отсутствует программа развития туризма, которая учитывала бы интересы представителей отрасли. На это замечание Владимир Арабаджи предложил всем заинтересованным лицам принять участие в разработке таковой программы, поскольку именно они лучше всего знают проблемы отрасли изнутри, а также то, что в ней (в программе) должно быть прописано.

Организаторы "круглого стола" постарались убедить севастопольских представителей в том, что именно подготовка и проведение интересных, креативных фестивалей является залогом успешного продления туристического сезона в любом городе. И приведенные ими примеры — яркое тому подтверждение.

Несмотря на довольно интересные цифры и данные, продемонстрированные в ходе встречи, формат мероприятия не удовлетворил отдельных севастопольских фестивальщиков, привыкших больше делать, нежели обсуждать. Один из них, хорошо известная севастопольцам творческая личность Роман Мархолия, отметил: "Формат такой встречи контрпродуктивен. На эту тему говорили уже неоднократно. Однако дело дальше разговоров не двинулось. Всем нам интересно понять, как связать внутри социума интересы бизнеса, государства и творческих людей. Эту тему нельзя забалтывать. Нам необходимо собираться на рабочей встрече с людьми, которые действительно хотят что-то делать и обсуждать конкретные вопросы, вырабатывая план действий".

И здесь с Романом Михайловичем сложно не согласиться. О развитии туристической отрасли Севастополя за последние годы сказано предостаточно. Только вот до дела никак не доходит.

На это замечание Геннадий Друзенко ответил, что "круглый стол" для того и проводится, чтобы подтолкнуть заинтересованных лиц перейти от слов к делу. Если этого не происходит, то это проблема именно местного характера. Она заключается в инертности представителей севастопольской туристической отрасли, которые по сути и должны создавать продуктивные рабочие группы. Данное же мероприятие призвано лишь показать конкретные примеры и варианты фестивалей, которые Севастополь мог бы успешно реализовывать и на своей территории с учетом местных особенностей и исторического колорита.

Как бы там ни было, перенимать или отвергать опыт иногородних коллег — решать местным отраслевикам. Одно ясно: нынешнее положение дел мало кого устраивает. Так не пора ли действовать?

Другие статьи этого номера