Знаменитый русский пейзажист Иван Иванович Шишкин прославился своими монументальными живописными полотнами, в которых отразил величие и мощь русской природы. В творчестве мастера ярко воплощены наиболее характерные, близкие народному сознанию представления о русской природе. Его произведения стали подлинным откровением для своего времени.Впервые простой пейзаж воплотил в себе глубокое содержание, приобрёл эпическую монументальную форму. Выдающийся художник создал обобщённый, но убедительный в своей достоверности художественный образ, полностью основанный на натурном видении, на пристальном внимании к реальности, к каждому, на первый взгляд неприметному, её проявлению. Картины Шишкина "Рожь", "На севере диком…", "Среди долины ровныя…", "Корабельная роща", "В лесу у графини Мордвиновой", "Утро в сосновом лесу" и многие другие широко известны и любимы зрителями.
Но наряду с живописным наследием ярким, значимым вкладом в сокровищницу национальной художественной культуры являются также его многочисленные рисунки и офорты, поражающие виртуозностью исполнения. И.И. Шишкин был прекрасным рисовальщиком и гравёром. Литографией и офортом он начал заниматься еще в училище живописи и ваяния. В ранних рисунках Шишкин ограничивался правдивой передачей конкретного уголка природы (чаще всего они являлись источником изучения натуры). В зрелый период он в гравюрах раскрыл более сложный, многогранный образ русской природы.
В XIX веке офорту в России не уделяли значительного внимания, хотя в этой области работали известные мастера: А. Орловский, Ф. Бруни, В. Жуковский, Т. Шевченко… и даже император Николай I напечатал несколько офортов под руководством О. Кипренского. В конце 60-х годов XIX века по инициативе знатока искусства, хранителя Эрмитажа А. Сомова был создан небольшой кружок аквафортистов. К этому кружку примкнул И.И. Шишкин, ранее занимавшийся офортом в мастерской художника Р. Коллера в Цюрихе.
Иван Иванович принимал самое деятельное участие в издававшихся кружком альбомах. Не вошедшие в них шишкинские листы были изданы Обществом поощрения художников отдельным (его называют первым) альбомом мастера — "Гравюры на меди крепкой водкой И.И. Шишкина" (СПб, 1873), который вручали как премию членам общества за 1873 год. В 1878 году при помощи художника И.В. Волковского Шишкин издал новый (2-й) альбом "25 гравюр на меди И.И. Шишкина" (СПб, 1878).
Свои занятия офортом Иван Иванович возобновил только в 1885 году. К зиме 1886 года он создал 3-й альбом — "Офорты И.И. Шишкина 1885-1886" (СПб, издание А.Е. Пальчикова, 1886). Офорты художник рассматривал "как прекрасное средство пропаганды русского реалистического искусства в самых отдаленных местах России и формирования эстетического вкуса у заинтересованных искусством людей". Этот альбом печатал в мастерской Академии художеств единственный в Петербурге печатник Келленбенц, после смерти которого последние листы печатал и многократно варьировал сам Шишкин.
Для каждого сюжета художник искал особую технику офорта, иногда сочетал различные технические приемы, умело употреблял различные подкладки (кроме бумаги — батист, бархат, шелк), достигая тем самым большого разнообразия и глубины тонов. Поэтому издание было дорогим и стоило 100 рублей (наиболее дешёвое издание альбома стоило 25 руб.). Все они быстро разошлись и стали раритетами.
Известный издатель А.Ф. Маркс признавал художественное значение этих работ и, желая дать им наибольшее распространение и известность, приобрёл офортные доски у Шишкина в полную собственность. В 1894 году Товарищество А.Ф. Маркса выпустило ретроспективный альбом "60 офортов И.И. Шишкина 1870-1892", который стал своего рода итогом творческого пути выдающегося гравера. В него вошли лучшие офорты, напечатанные с авторских досок по указаниям и под наблюдением самого художника, созданные им за двадцать лет.
Именно эти гравюры представлены в музее на юбилейной выставке, приуроченной к 180-летию со дня рождения великого мастера. В Севастопольский художественный музей альбом офортов И.И. Шишкина поступил в 1989 году из собрания известного ленинградского коллекционера, выдающегося ученого ботаника-географа, академика Е.М. Лавренко. Следует подчеркнуть, что в настоящее время сохранилось очень небольшое количество полных альбомов. В коллекциях большинства музеев, частных собраниях или собраниях аукционных домов чаще всего встречаются лишь отдельные листы этого издания. Всё это позволяет считать альбом из собрания Севастопольского художественного музея уникальным и чрезвычайно интересным.