Так вот она какая…

Сегодня — День святого Валентина, или всех влюбленных. Как известно, святой Валентин был покровителем влюбленных, за что и пострадал. Не зря поэты сравнивали любовь с огнем, способным разжечь яркое, чувственное пламя, и в то же время несущим угрозу. В благо или в зло любовь, подобно волшебству, превращается в зависимости от того, какими внутренними качествами наделен ее «носитель». Испокон веков это чувство было самым манящим: и стар и млад, богачи и бедняки, знаменитости и самые обычные «человеки» мечтали хоть раз оказаться влюбленным, чтобы получить свой, ни на чей не похожий опыт.
Считается, что условно можно выделить пять основных этапов любви: младенческий — когда человек ощущает лишь собственные потребности; родительский — когда человек ощущает себя в центре постоянного внимания; приятельский — когда человек чувствует себя уверенно лишь в окружении друзей; юношеский — когда в поисках настоящих чувств происходит частая смена партнеров (этот период еще называют временем проб и ошибок); зрелый — когда человека больше беспокоит то, что он может сам привнести в отношения, нежели то, что может получить от них.

СПАСАТЕЛЬНЫЙ КРУГ

Обычно родители подростков к моменту наступления периода влюбленности своих детей относятся настороженно, с опаской. С высоты своих лет они склонны рассматривать эту "странность" как некую помеху — учебе, внутрисемейным налаженным отношениям. Увы, но частенько это так и бывает. Вместо выполнения домашних заданий юный отрок часами засматривается то в окно, то на потолок, пребывая в плену романтических фантазий. Замечено, что девочки в возрасте 10-12 лет объектом воздыханий нередко выбирают популярных актеров, певцов, спортсменов. Затем их взгляд перекидывается на того, кто поближе, — одноклассников, знакомых по двору. Но, как правило, это обязательно должен быть тот, чье расположение, внимание вызывали бы у сверстниц восхищение или зависть. Психологи утверждают, что первый любовный опыт начинается с мысли о том, какую пользу человек извлечет для себя из этих отношений, а не с того, что привнесет в них сам.

Но иногда любовь, даже школьная, способна творить чудеса. Ярким примером того — история, рассказанная одной, много повидавшей на своем веку учительницей. Она, будучи уже на пенсии, нежно хранила личный дневник своего ученика. Молодой человек сам подарил ей его после окончания школы, став успешным студентом. Это история о скромном мальчике из самой обычной семьи. Мама воспитывала его "вдвоем" — она и улица. Паренек рос хулиганистым, учиться не хотел. До той поры, пока не влюбился в самую лучшую девочку в классе — спортсменку, отличницу, красавицу. Это стало мотивацией на пути к самосовершенствованию. Желая быть достойным объекта любви, мальчик в корне пересмотрел поведение. Сокровенные мысли записывал в дневник: ставил перед собой цели, отмечал, через какие проходил трудности, какими были результаты. А все вокруг недоумевали: что же произошло?

Любовь, а точнее — ее первый опыт, стала для юноши "без перспектив" спасательным кругом. И пусть не было взаимности и у этой истории нет романтических продолжения и завершения, все-таки в ней есть что-то особенное, волнующее. "Гадкий утенок" под воздействием сильного увлечения превратился в лебедя. Он блестяще окончил школу и поступил в престижный вуз.

ФАЗА ЗРЕЛОЙ ЛЮБВИ

Ни родительская, ни приятельская любовь не способна подарить тех ощущений, которые мы испытываем по отношению к противоположному полу, будучи увлечены. Здесь целая гамма чувств и, надо признать, далеко не всегда прекрасных. Особенности этих движений души тонко показал А.П. Чехов в литературном произведении "Дама с собачкой". Дмитрий Дмитриевич Гуров, главный герой, "о женщинах отзывался почти всегда дурно — низшая раса". Он рано женился, но дома "бывать не любил". Изменять жене начал давно и изменял часто. Ему было под сорок, время шло, "он знакомился, сходился, расставался, но ни разу не любил: было все, что угодно, только не любовь".

Надо заметить, что многие взрослые люди на этой стадии "Все, что угодно…" и останавливаются. Но Гурову было суждено испытать зрелую любовь. "…И только тогда, когда голова стала седой, он полюбил так, как следует, по-настоящему, первый раз в жизни".

Какой, с точки зрения Антона Павловича Чехова, является настоящая любовь? Ответ в следующих строках. "Они любили друг друга как очень близкие, родные люди, как муж и жена, как нежные друзья. Они простили друг другу то, чего стыдились в прошлом, прощали все в настоящем и чувствовали, что эта любовь изменила их обоих…Он чувствовал глубокое сострадание, хотелось быть искренним, нежным".

Современные психологи такое состояние и называют "фазой зрелой любви" — когда человек все меньше отдает предпочтение физической красоте, в то время как эмоциональные, психологические факторы становятся для него все более важными. Но специалисты также признают: некоторым людям свойственно настолько глубоко "зависать" в своем "эмоциональном детстве", что отношения взрослых, зрелых людей им попросту недоступны.

МНОГОГРАННОЕ ЧУВСТВО

"Как вы относитесь к празднованию Дня святого Валентина?" Мы задали вопрос главному психиатру города Г.М. Кадомцеву:

— Я думаю, это хороший праздник. В этот день люди проявляют свои симпатии, стараются делать приятные сюрпризы, оказывают знаки внимания. Другое дело, что, наверное, не стоит воспринимать этот праздник слишком уже всерьез. Ведь у влюбленности и настоящей любви есть отличия.

— Можно ли рассуждать о любви как о навязчивом состоянии?

— Любовь как чувство очень многогранно. Есть высшее проявление любви — например, материнская. Нравственно-духовную основу имеет любовь к Родине, своей стране. В молодом возрасте любовь может испытываться как навязчивое состояние. Все мысли направлены на "объект". Это период идеализации, навязчивой потребности быть вместе. Но длительное время нельзя быть в таком состоянии. Рано или поздно притупляется острота или приходит разочарование. Считается, что примерно через 5-5,5 лет бурных взаимоотношений любовь как чувство перетекает в другое качество. Или исчезает совсем. В любви люди испытывают не только радость, но и горечь. Если взрослый человек потерпел фиаско в любовных отношениях и достаточно долгое время не может переключить свое внимание с этих переживаний, разумно обратиться за помощью к психологу.

— А если влюблен подросток?

— Хорошо, если в семье сложились доверительные отношения и можно об этом поговорить. Подростковый возраст характеризуется юношеским максимализмом, что может привести к крайностям. Это время, когда физически, гормонально человек может быть уже достаточно развит, а психоэмоциональное развитие отстает. Более того, способность любить закладывается в семье. Определенную культуру проявления этого чувства надо воспитывать.

Другие статьи этого номера