В 2011 году 40% погибших на наших дорогах — пешеходы

О том, какие проблемы сегодня (по итогам прошлого года) стали основными для госавтоинспекторов города и как их решать, мы попросили рассказать начальника управления ГАИ УМВД Украины в Севастополе полковника милиции И.И. БЛАЖИВСКОГО:- В первую очередь проблема в том, что пешеходы в нашем городе стали больше нарушать Правила дорожного движения. И хотя в Севастополе в 2011 году с их участием произошло 203 ДТП, что меньше по сравнению с 2010-м на 19%, вины пешеходов в этих происшествиях стало больше. И при снижении на 20% количества раненых (198 человек) погибших было 22. Каждое третье ДТП с пострадавшими — это наезд на пешехода, в т.ч. по их вине — в 42% случаев, по вине водителей — в 58% (в 2010 г. — 69%).

А ведь пешеходы — одна из самых уязвимых категорий участников дорожного движения. По сравнению с водителями они физически не защищены, и дорожно-транспортные происшествия с их участием зачастую становятся трагедией — с тяжелыми травмами, в том числе несовместимыми с жизнью.

При столкновении с машиной самой распространенной причиной травматизма пешехода являются удары: головой — о капот или лобовое стекло, тазом или животом (у ребенка — грудью) — о кромку капота, а также ногами — о бампер автомобиля. Самыми многочисленными являются травмы нижних конечностей, а самой распространенной причиной смерти — травма головы. И зачастую виновниками ДТП становятся сами пешеходы. В основном они нарушают правила перехода: идут через дорогу в неустановленном месте, неожиданно выходят на проезжую часть, бегут на запрещающий сигнал светофора. Добавлю: при этом каждый четвертый пешеход — виновник ДТП находился в состоянии алкогольного опьянения.

— И как вы их можете остановить?

— Конечно, каждого за руку не схватишь… Задачами Госавтоинспекции в данном случае становятся поиск причин таких нарушений и устранение обстоятельств, способствующих им. Например, отсутствие или неправильное применение дорожных знаков не позволяет водителю своевременно сориентироваться в дорожной ситуации, а пешеходу — правильно выбрать место для перехода дороги, что ведет к трагедии. Мы следим за этим и своевременно информируем дорожные службы, что на таком-то участке создается аварийно опасная обстановка, рекомендуем, что именно сделать.

Служба организации дорожного движения в управлении ГАИ в целях реагирования на складывающуюся дорожную обстановку регулярно проводит проверки, обследования эксплуатационного состояния пешеходных переходов. Уже обследовано более 90% существующих переходов. Практически на каждом пятом выявлены те или иные нарушения. Одними из главных являются отсутствие дорожной разметки, недостаточная освещенность или отсутствие ранее установленных знаков. Большая часть переходов уже приведена в соответствие предъявляемым требованиям. За 2011 год было направлено более 30 информаций о новом оборудовании пешеходных переходов в органы местной власти. Всего в Севастополе состоит на учете 51 светофорный объект. По информации ГАИ о необходимости принудительного снижения скорости ("лежачих полицейских"), особенно возле детских учреждений, установлено всего 55 объектов.

— А какие профилактические меры по предупреждению ДТП с пешеходами вы применяете?

— Несмотря на все механические, если можно так сказать, меры (знаки, разметку и т.п.), все же главным залогом безопасности пешеходов на дороге остаются их сознательность и культура поведения. Пешеходы обязаны знать сигналы светофоров, дорожные знаки и разметку и соблюдать Правила дорожного движения. Обучение ПДД и психологии поведения на дорогах проводится в образовательных учреждениях начиная с дошкольного возраста. Каждый инспектор ГАИ посещает закрепленную за ним школу, где доступно, на конкретных примерах рассказывает о правилах поведения на проезжей части. Профилактике детского дорожно-транспортного травматизма мы уделяем особое внимание.

Но не упускаем и каждого удобного случая, особенно с вашей помощью, лишний раз напомнить всем пешеходам, что дорога — это всегда объект повышенной опасности. Несмотря на то, что "зебра" дает пешеходу безусловное преимущество перед водителями, не всякий автомобилист притормозит, подъезжая к нерегулируемому переходу. К тому же надо помнить, что при скорости 60 км/час тормозной путь автомобиля на сухой дороге составляет 23 метра, на мокрой — 35, а при гололеде — все 60! Как показывает практика, автомобиль преодолевает за одну секунду 17 метров. Вот и судите сами, насколько надо быть внимательными на дороге.

— Какие еще проблемы волнуют ГАИ сегодня?

— Угоны… Безопасность машины — всегда под вопросом. Это аксиома. Но риски можно существенно снизить. Тем более что автомобиль — весьма дорогостоящее имущество для каждого владельца, а для кого-то — единственный источник дохода в семье. И все же есть водители, которые надеются на авось. К сожалению, "авось" присутствует и в нашем городе. Если пройти поздно вечером возле домов, можно увидеть не один автомобиль, оставленный владельцем в темное время суток без присмотра. За 2011 год в городе с дворовых территорий было совершено 43 угона, а в общем злоумышленники незаконно завладели 55 машинами. Работники милиции разыскали и возвратили владельцам 38 из них.

— А какие машины больше всего угоняют и что из мер безопасности вы можете посоветовать автовладельцам в первую очередь?

— Если говорить о времени суток, то большинство краж приходится на ночь. Нужно отметить, что с охраняемых автостоянок фактов угона транспортных средств зарегистрировано не было. Наибольшей популярностью у воров пользуются именно ВАЗы. Причем угоняют все — от "копеек" до новых моделей. Причина — вовсе не "патриотизм" угонщиков. Как правило, эти машины не оснащены никаким дополнительным противоугонным оборудованием, и зачастую их угоняют с помощью ломика и отвертки безработные граждане и хулиганы, решившие весело провести время. Иномарки становятся добычей более продвинутых в технологическом плане угонщиков, использующих различные электронные устройства для считывания кода штатной сигнализации.

Беря во внимание то, что интерес у автоворов вызывают любые машины, лучше ставить свои автомобили в гаражи или на охраняемые автостоянки. Не стоит пренебрегать сигнализацией, даже самой примитивной. Не оставляйте в автомобиле ценные вещи или в крайнем случае уберите их подальше — в бардачок или багажник. Если передняя панель магнитолы съемная, снимите и ее. Защита от угона не терпит мелочей. Ведь, кроме угонщиков, есть еще и мелкие воришки — наркоманы, способные ради добычи разгромить половину салона, что тоже, согласитесь, крайне неприятно для автовладельцев.

Если вы примете все вышеперечисленные добрые советы как аксиому и будете им следовать, уровень защиты автомобиля от угона возрастет, и угонять такой автомобиль будет гораздо труднее. Предприняв своевременные меры сохранности автомобиля, владельцы транспортных средств могут избежать значительных материальных потерь.

— Спасибо за беседу и советы!

Другие статьи этого номера