В школах города дети будут учиться экономить энергию

Агентство регионального развития и привлечения инвестиций «Фонд «Севастополь» при поддержке фонда «Восточная Европа» и Севастопольской горгосадминистрации реализует в нашем городе новый проект «Энергия солнца — выбор Севастополя», основная цель которого — содействовать распространению возобновляемой энергии.Одна из задач проекта — разработать и внедрить факультативный курс для учащихся 5-6-х и 9-10-х классов и ПТУ "Теория и практика бытового применения возобновляемых источников энергии". Его будут вести учителя природоведения и физики после получения дополнительных теоретических знаний. Практические задания для учащихся будут организованы в демонстрационном классе учебного заведения, в котором в рамках проекта планируется установить реально действующую гелиоустановку для приготовления горячей воды.

Если обратиться к опыту других стран, то в этой связи можно говорить о школах США. Там введены в курс учебной программы уроки по изучению солнечной энергии. Образовательная программа может внедряться по шаблону или по индивидуальным планам, в зависимости от желания педагогов. Четыре курса уроков включают разделы: "Ввод в использование солнечной энергии и ее характеристики"; "Суть работы солнечных батарей"; "Панели солнечных батарей — жизненный цикл"; "Солнечная энергия и я".

Может быть, громко сказано, но наш город не отстает от развитых стран в этом направлении. Это наглядно демонстрируют последние мероприятия. В Севастополе уже прошел тренинговый семинар-практикум для преподавателей физики и природоведения. Разработка курса началась с проведения переговоров с Центром повышения квалификации учителей. Были достигнуты договоренности об активном участии в работе по разработке и согласованию курса методистов по физике и природоведению.

Курс обучения, совместно разработанный экспертами фонда "Севастополь" и методистами, предназначен для школьников младших и старших классов общеобразовательных школ и учащихся ПТУ. Материал базируется на знаниях, предварительно полученных учениками на уроках природоведения и физики.

Учитель высшей квалификационной категории гимназии

24 Ольга Нестеренко рассказала о своем вкладе в разработку факультативных занятий по изучению возобновляемой и альтернативной энергии.

— Ольга Викторовна, в американских школах сделали акцент на солнечную энергию. На ваш взгляд, не слишком ли это узкое направление в изучении вопроса нетрадиционной энергии и вообще вопроса энергосбережения?

— Смотреть на эту проблему надо шире. Дети должны понимать такие вещи: откуда приходит энергия, когда они включают свет и свои компьютеры; что именно сохраняет их холодильники холодными; как экономить в быту электричество и тепло. Я предложила интегрировать в курс природоведения и физики для учащихся 5-х классов раздел "Солнце как источник света и тепла на Земле".

Здесь же необходимо показать привлекательность солнечной энергии. В курсе "Природоведение" для 6-го класса в разделе "Рукотворные системы" я рекомендую ознакомить учащихся более подробно с энергосбережением после изучения темы об энергии. Цели этого урока — расширение знаний учащихся о видах энергии, превращении энергии и ознакомление с новыми технологиями в областях энергетики и энергосбережения с использованием альтернативных источников энергии.

В курсе физики 8-10-х классов после изучения темы "Работа. Мощность. Энергия", а в 9-м — после изучения работы и мощности электрического тока имеет смысл ознакомить учащихся с экономией электроэнергии и рассказать об источниках энергии и технологиях использования альтернативных источников энергии. Необходимо вместе с учащимися (например, в рамках общешкольного проекта) рассмотреть вопросы экономической выгоды и экологической пользы использования солнечной энергии для нужд человека. Обучение учащихся на практических занятиях (расчет гелиосистем) способствует профориентации учащихся и позволяет сориентироваться на рынке услуг по поставке гелиосистем для частного использования людьми.

Например, во время урока учащихся старших классов можно знакомить с темами: солнечная энергия, понятия и определения, интенсивность, волновая сущность и т.п.; использование солнечной энергии в жизни человека, исторические примеры; современное состояние солнечной энергии; альтернативная или возобновляемая энергия, виды и способы применения в жизни человека, потенциал и пути развития; термины и определения, используемые в гелиотехнике (теплопроводность и теплопередача, абсолютно "черное" тело, теплопотери и их виды, парниковый эффект, абсорбционная способность, теплоноситель, теплоемкость, аккумуляция тепла, гидравлическое сопротивление и т.п.); виды гелиосистем и их классификация: фотоэлектрические и тепловые гелиоколлекторы, двухконтурные и одноконтурные гелиосистемы, типы гелиоколлекторов (плоские, трубчатые, вакуумные, воздушные и т.п.), баки-аккумуляторы, насосы, трубы, применяемые в гелиосистемах, мембранные расширительные баки, автоматика и т.п.; расчет гелиосистем (подбор площади и типа гелиосистемы).

— Но это все теория. Будет ли она интересна учащимся? Восприятие ведь более живо и притягательно, когда можно увидеть, потрогать.

— Да, вы правы. Кабинеты физики необходимо оборудовать современно. Нужны макеты солнечных батарей, причем трубопроводы, в которых находится жидкость, могут быть для наглядности прозрачными. Чтобы дети видели, наблюдали, сравнивали, считали. В Малой академии наук, например, учащиеся сами делают такие модели. Во 2-й гимназии и в интернате для одаренных детей в Танковом дети также активно работают по этой теме.

— На семинаре многие учителя физики жаловались, что кабинеты не оборудованы для подобного рода факультативных занятий, да и настроение у них было далеко не оптимистичным. Найдет ли поддержку столь нужное начинание у родителей, учителей, управления образования?

— Руководители проекта "Энергия солнца — выбор Севастополя" нашли поддержку и понимание со стороны управления образования и науки СГГА. Главное, что наши дети готовы к новой дисциплине. Они много читают, интересуются последними достижениями в области науки и техники. Я вижу, с каким интересом школьники выполняют домашние задания. Например, подсчитать, сколько за неделю их семьи расходуют электроэнергии. Дети увлеченно подходят к этому. Считают, анализируют. А выводы делаем вместе на наших уроках. Будущее — за юным поколением.

— Спасибо, Ольга Викторовна, за беседу.

Записала С. Малахатко.

Сообщаем нашим читателям, что в настоящее время ведутся работы по реализации проекта установки гелиосистемы на одном из севастопольских объектов (школа, больница, детский сад и т.п.), где должен проявиться значительный энергосберегающий и экологический эффект, а также заявлены возможность софинансирования работ со стороны города и возможность организации школьных экскурсий.

В этом заведении будет открыт специальный класс, где ученикам города можно будет познакомиться с основными возобновляемыми источниками энергии, а учителям — на практике применить знания, полученные на семинаре-практикуме. В настоящее время ОО "Фонд "Севастополь" проводит отбор поставщика для демонстрационного оборудования класса, а также комплектующих для гелиосистемы производительностью до 2 м3/сут. для обеспечения здания детского сада горячей водой.

1. Конкурс на определение поставщика стендов.

Подробные условия конкурса для поставщика демонстрационных стендов опубликованы на сайте фонда "Севастополь":

http://investinsevastopol.org/index.php?option = com_content&task=view&id=147&Itemid=91

2. Конкурс на определение поставщика оборудования для гелиосистемы.

Целью проведения тендера на поставщика оборудования для гелиосистемы является конкурсный отбор постащика с наиболее выгодной ценой и условиями поставки.

Место выполнения заказа: Севастополь, ул. Корсунская, 22.

Место и конечный срок принятия тендерных предложений: оригинал предложения, подписанный и скрепленный печатью участника, подается на почтовый адрес заказчика: ОО "Фонд "Севастополь", проспект Нахимова, 15/6, Севастополь 99011 или лично до 12 марта 2012 года.

Сроки выполнения заказа: не более 30 дней с момента заключения договора.

Срок действия тендерного предложения: не менее 60 дней с момента срока подачи.

Наименование закупаемого оборудования и количество:

Коллектор солнечный KS 2000 TP или эквивалент 20 шт.

Комплект присоединительных фитингов для 5 коллекторов 4 шт.

Комплект установочный для монтажа 5 коллекторов 4 шт.

Бак-аккумулятор, 720 л SGW(S) с ТЭНом или эквивалент 2 шт.

Насосная группа 1 шт.

Контроллер гелиосистемы 1 шт.

Мембранный расширительный сосуд ЕРСЕ, 50 л или эквивалент 1 шт.

Мембранный расширительный сосуд LSLT.100 или эквивалент 1 шт.

Насос рециркуляционный Wilo Star-Z 25/2 EM или эквивалент 1 шт.

Информация, дополнительные вопросы или разъяснения по адресу: fund.sevastopol@gmail.com или по тел./факс: +38 0692-55-78-92.

Проект "Энергия солнца — выбор Севастополя" реализуется фондом "Севастополь" совместно с фондом "Восточная Европа" и Севастопольской городской государственной администрацией при финансовой поддержке координатора проектов ОБСЕ в Украине и Посольства Финляндии в Украине.

Содержание и взгляды, которые отображаются в этом документе, являются исключительной ответственностью фонда "Севастополь" и могут не совпадать с точкой зрения доноров программы.

Другие статьи этого номера