Заплачу по «прокачу»

Власти Севастополя решили разработать дифференцированную систему оплаты проезда в маршрутках
В понедельник на аппаратном совещании глава Севастопольской городской госадминистрации Владимир Яцуба вновь вернулся к теме «конвертной» заработной платы в системе городских перевозчиков, в народе — на «топиках». А между тем юное поколение уже порой и не знает, откуда взялось слово «топик», которым лишь севастопольцы (к недоумению всех своих гостей!) привыкли называть маршрутки. У нас в редакции сохранился снимок одного из первых южнокорейских микроавтобусов марки Topic, которых с благословения СГГА числом более сотни одновременно выпустили на наши дороги в период транспортного кризиса конца 90-х. Так в конце прошлого века началась история сети «маршрутных такси» Севастополя.С самого начала и в разные годы она вызывала массу нареканий и предложений, совершенствовалась и распадалась, пока, наконец, не сложилась в более-менее удобоваримую схему, о которой, как о передовом опыте, даже писал несколько лет назад на все СНГ авторитетный журнал "Автоперевозчик". Но ничего нет постоянного, особенно в таком живом деле, как автоперевозки пассажиров. Схемы маршрутов устаревают, автобусы — тоже, время и пассажиры требуют все больше комфорта и безопасности, а перевозчики — денег… Так что борьба за то, кто, какой транспорт и по каким тарифам будет водить на наших улицах, продолжается. И особенно больным в условиях всеобщего финансового кризиса стал вопрос о цене на билет в этих самых маршрутках.

И вот в нем наметилась определенность на ближайшее будущее: стоимость проезда в маршрутках Севастополя будет зависеть от расстояния, заявлено в СГГА на расширенном совещании с перевозчиками. В горгосадминистрацию, как и к нам в редакцию, поступает много жалоб на высокую стоимость проезда от людей, пользующихся маршрутами на Качу, в Любимовку, Полюшко, "Голландию". С этих маршрутов исполнительная власть и планирует начать отработку дифференцированного подхода к формированию стоимости проезда. "Если человек едет 2-3 остановки, то, может быть, не брать с него полную стоимость? Поэтому нужно применять на длинных маршрутах дифференцированный подход, и брать плату в зависимости от длины маршрута. Если сами перевозчики не урегулируют этот вопрос, то мы привлечем Антимонопольный комитет, — сказал первый зампредседателя СГГА Сергей Савенков.

Также, по утверждению первого зама, с целью уменьшения количества пересадок при переезде севастопольцев из одной части города в другую будет найдена новая схема маршрутов. "Эта схема должна как минимум вдвое сократить расходы горожан на переездах", — считает С. Савенков.

Для этого, по словам первого заместителя главы СГГА, в профильном институте уже готовятся рекомендации по организации маршрутной сети города, при этом троллейбусы "Севэлектроавтотранса" будут в приоритете и ходить по бюджетообразующим маршрутам.

"Только когда вы будете помогать городу обслуживать население — город будет помогать вам, чтобы у вас было меньше проверок и забот", — обратился к перевозчикам Сергей Савенков.

Чтобы сравнить, как решают проблемы маршрутной сети в разных регионах страны, мы обратились к опыту других крупных городов Украины. И выяснили, например, такую интересную вещь: в Киеве, несмотря на пресловутый кризис, частные маршрутки снижают цены на проезд. Как считает руководитель Института медиа-моделирования и политико-экономического анализа "Перспектива" Евгений Черненко, "недавнее снижение тарифов за проезд отдельными частными перевозчиками — только начало процесса. В дальнейшем большинство маршрутчиков, если не все, будут вынуждены либо снижать цены на проезд, либо серьезно улучшать качество обслуживания киевлян. Иначе им не устоять в конкурентной борьбе с коммунальным транспортом".

Эксперт отметил, что долгое время частные извозчики просто не ощущали серьезной конкуренции со стороны устаревшего столичного "бюджетного" транспорта. Маршрутки, конечно, не были монополистами на рынке перевозок, но особых хлопот не ощущали. "Это, конечно, расслабляет. Поэтому на маршрутки столько нареканий со стороны киевлян", — сказал Е. Черненко. Но в последнее время ситуация в городе изменилась. Мэр начал массово закупать новые автобусы, троллейбусы, которые и по качеству обслуживания, и по цене выигрывают у маршруток. У киевлян появился выбор, которого они были лишены десятилетиями. Частные перевозчики оказались в невыгодном положении. Брать пассажира своим эксклюзивным положением уже не получается, передает "Обозреватель". А к лету, когда КГГА выпустит на маршруты почти полтысячи новых автобусов, троллейбусов и трамваев, новые реалии будут очевидны для большинства частных перевозчиков. Как сообщал MIGnews.com.ua, уже в марте ездить на общественном транспорте в Киеве стало дешевле, особенно по центру. В борьбе за пассажира часть частных маршруток снизила цену на проезд на 50 копеек.

А во Львове управление транспорта горсовета решило ввести единый стандарт одежды для водителей маршруток: они должны работать в голубых рубашках и темных галстуках. Первым маршрутом, на котором будет введен стандарт, станет 3-А. "Водители, как и другие работники, должны соблюдать корпоративную этику. Впоследствии на такой стандарт работы будут переведены и другие маршруты", — сказано в сообщении Львовского горсовета.

Не менее болезненной остается проблема безопасности пассажирских перевозок, которую никак не затушуешь ценами на билеты и комфортом в салонах. Так, пока харьковские чиновники красят автобусы в зеленый цвет и устанавливают GPS-навигаторы, маршрутки завоевывают "пальму первенства" по количеству аварий, которые происходят с печальной регулярностью (впрочем, как и в нашем городе, и в целом по стране!). Маршрутки врезаются в троллейбусы, сбивают пешеходов и сталкиваются друг с другом. Не обходится и без массовых смертей: прошлым летом в ДТП под Люботином погибли сразу 7 пассажиров микроавтобуса. По данным ГАИ, только с начала этого года на дорогах Харьковской области зарегистрировано 38 ДТП с участием маршрутных такси, в которых уже погибли два человека, а 10 попали в больницу. За весь прошлый год в области произошло 92 "автобусные" аварии с пострадавшими: около 200 человек оказались на больничной койке, полтора десятка — на кладбище. По количеству ДТП маршрутки все равно остаются бесспорными рекордсменами среди всех видов общественного транспорта, даже несмотря на почтенный возраст и не всегда удовлетворительное техсостояние их конкурентов — трамваев и троллейбусов. И штрафы перевозчиков не смущают.

В то же время опасность для пассажиров кроется не только в состоянии автобуса и водителя, но и в отношении шоферов и руководителей АТП к своим клиентам. Бывали случаи, когда пассажиры даже выпадали из маршруток или "не успели" выпасть, а автобус волочил их за ногу, и т.п. Причем сами шоферы иногда признаются "не в камеру", что если ездить по правилам, то можно просто не успеть по расписанию, которое устанавливается предприятием.

Усугубляют ситуацию и некоторые из неписаных правил, например, касающиеся количества льготников в салоне. Водители маршруток не только традиционно проезжают мимо мерзнущих на остановках пенсионеров, но и периодически силой пытаются соблюсти закон асфальтовых джунглей — "нет денег, ходи пешком".

Правда, сами автоперевозчики винят во всех бедах кого угодно, только не собственных коллег. Например, председатель Харьковской облорганизации работодателей на автотранспорте Н. Шевченко уверял корреспондента "Харьков. Комментарии", что основными причинами аварий являются плохое состояние дорожного покрытия и неконтролируемые транспортные потоки. Что же касается хамства в отношении пассажиров, то, по словам Шевченко, с персоналом ведется "соответствующая работа". В последнее время и местные власти, в т.ч. и севастопольские, начали заниматься воспитанием водителей и владельцев АТП.

Но наиболее ощутимый результат в плане безопасности дал отказ от маленьких маршруток, вмещающих по 15-17 пассажиров. Тем не менее в развитых европейских странах, на которые мы так стремимся походить, небольших автобусов на городских маршрутах не встретить: они неэкономичны, не соответствуют требованиям доступности для инвалидов, некомфортны для пассажиров, опасны на дорогах. Маршрутки распространены в беднейших странах тропической Африки, Латинской Америки, в Юго-Восточной Азии и крупных городах Китая. И пока у нас…

В тему

Где деньги, Зин?

Как уже сообщала "Слава Севастополя", депутаты от Партии регионов зарегистрировали в Верховной Раде законопроект, ощутимо ужесточающий Правила дорожного движения. В "Пояснительной записке" к проекту закона сказано, что его "реализация приведет к дополнительным поступлениям в бюджет средств в связи с повышением штрафных санкций за совершение правонарушений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения".

В частности, предлагается предусмотреть административную ответственность водителя за превышение скорости более чем на 10 км/час, а не 20, как сейчас.

Более детально могут коснуться новации депутатов и водителей маршруток. За сбор платы за проезд с пассажиров во время движения водителей будут штрафовать на сумму до 340 грн. Законодатели считают, что при осуществлении расчетов водитель отвлекается от дорожной обстановки и управления автомобилем, что создает угрозу жизни и здоровью пассажиров, аварийные ситуации и приводит к ДТП.

Также в законопроекте предложено введение ответственности согласно действующему законодательству за безосновательный отказ от льготной перевозки пассажира и нарушение режимов труда и отдыха водителями транспортных средств.

Об этих проблемах говорилось и на расширенном совещании в СГГА. Так, начальник управления ГАИ УМВД Украины в Севастополе полковник милиции Иван Блаживский на совещании с перевозчиками остановился на проблемах переутомления водителей и гонок со скоростью 80-90 километров в час.

Кстати

«Черный ящик» для маршрутки?

Мининфраструктуры Украины создало пассажирским перевозчикам лояльные условия по установке тахографов на транспортных средствах: на маршрутах протяженностью 150 км — с 1 июня 2012 г., от 50 до 150 км — с 1 июня 2013 г. Это позволит подготовиться самим субъектам хозяйствования, которые эксплуатируют транспортные средства без тахографов, а для автопроизводителей это достаточный период для того, чтобы транспортные средства выпускались с наличием этого контрольного оборудования сразу при базовой комплектации, отметил замдиректора департамента автомобильного транспорта А. Ткаченко.

Как сообщили в департаменте информации и массовых коммуникаций Секретариата КМУ, специалисты убеждены, что оборудование транспортных средств тахографами повысит безопасность автоперевозок на междугородных и межобластных маршрутах, поскольку уменьшится количество ДТП, возникающих из-за переутомления водителей.

Тахографы призваны контролировать режим труда и отдыха водителя, а также скорость движения автобуса во время рейса. В ближайшее время будут разработаны необходимые изменения, которые помогут контролировать невыполнение (нарушения) автотранспортного законодательства. А пассажиру тахограф дает техническую возможность безопасной поездки, т.к. регламентирует остановки в обязательном порядке от 15 или 45 мин., позволяющие водителю отдохнуть, поесть и даже сделать гимнастику. Все транспортные средства нового поколения уже оборудованы тахографами.

Языком цифр

В 2011 году на автодорогах Украины каждые 18 минут происходило ДТП с пострадавшими, практически каждые 118 минут в ДТП погибал человек. В среднем за сутки в ДТП погибали 12 человек и 102 человека травмировались. Среди пострадавших немалый процент составляют дети.

Подготовили Ирина Каратаева, Сергей Кошкин.

Другие статьи этого номера