Мы часто говорим о Севастополе как о городе с великим героическим прошлым. Каждый севастополец гордится его славной историей. Но… не нужно забывать и о том, что уникальное географическое положение города предрекает ему не менее великое будущее. Мягкий климат и тихие гавани, незамерзающие даже в самые лютые морозы, открывают широкие возможности для развития целого ряда крупных отраслей промышленного производства и индустрии международного туризма.
В начале года Севастопольская городская государственная администрация презентовала масштабный бизнес-план, раскрывающий неограниченные возможности экономического потенциала Севастополя. Возрождение рыбопромышленной отрасли и судоремонта, реконструкция портовой инфраструктуры для организации круизного туризма, расширение возможностей грузовых терминалов, развитие виноделия — это далеко не все перспективы и возможности для социально-экономического прорыва Севастополя.
Об экономическом потенциале города и о том, какие перемены к лучшему ждут всех нас, мы беседуем с главой Севастопольской городской государственной администрации Владимиром Яцубой.- Владимир Григорьевич, в начале года вы озвучили несколько масштабных по объемам инвестиций бизнес-проектов. Именно из-за глобальности некоторые скептики назвали их утопическими. Скажите, насколько потенциал Севастополя позволяет воплотить ваши идеи в жизнь?
— Еще год назад новые троллейбусы и реанимобили для станции "Скорой помощи" в Севастополе тоже были утопией. А строительство современного неврологического центра в 1-й городской больнице, которое уже идет полным ходом, не значилось даже в проекте. В этом году Севастополь получит два новых парома. Сегодня шаг за шагом мы превращаем задуманное в реальность. Скажу вам, что я не берусь за проекты, в успешности которых сомневаюсь.
У Севастополя огромный потенциал и есть все шансы занять лидирующие позиции в Украине не только по темпам развития промышленного производства, но и как центра международного туризма. На сегодняшний день правительством Украины создаются все предпосылки для успешного возрождения рыбопромышленной отрасли, судостроения и судоремонта, для достижения качественно нового уровня туристической отрасли Севастополя.
Хочу отметить, что Кабмин дал высокую оценку нашим законодательным инициативам в сферах таможенного регулирования и налогообложения экспортно-импортных операций. Мы также заручились поддержкой на самых высоких государственных уровнях как Украины, так и России по реализации отдельных бизнес- и социальных проектов.
— Проекты по реконструкции морского вокзала и модернизации портовой инфраструктуры для развития международного круизного туризма, к участию в которых вы пригласили российский бизнес, вызвали широкую полемику в СМИ. В частности, некоторые российские аналитики и чиновники заявили, что это очередная попытка севастопольских властей «выудить из России деньги для латания бюджетных дыр». На ваш взгляд, есть ли реальные основания для таких предположений? — Подобные заявления говорят лишь о том, что человек, озвучивший их, далек от понимания процессов взаимоотношений между Севастополем, Москвой и Россией в целом. И для того чтобы в дальнейшем исключить всякие спекуляции на эту тему, думаю, необходимо расставить все точки над "i".
Севастополь ни у кого не просит денег. Напротив, мы предлагаем всем инвесторам, особенно российским, зарабатывать их в Севастополе. Развивать курортный бизнес, который считается одним из самых прибыльных во всем мире, развивать морские грузоперевозки, судоремонт и т.д. Это выгодно и России, и Севастополю. С одной стороны, Россия осваивает прибыльный бизнес, с другой — Севастополь получает портовую инфраструктуру, соответствующую высоким международным стандартам, новые рабочие места с социальными пакетами, значительное увеличение налоговых и других поступлений в городской бюджет. Мы всегда создаем самые благоприятные условия для российских инвесторов и готовы рассматривать различные варианты взаимовыгодного сотрудничества, включая и долевое участие в реализации проектов.
Хочу отметить, что всеми благами цивилизации в Севастополе пользуются и военнослужащие ЧФ РФ, и граждане России, обеспечивающие жизнедеятельность российского флота. А это значит, что Россия также должна быть заинтересована в развитии Севастополя и улучшении условий жизни своих граждан. Радует, что в этом отношении у нас есть полное взаимопонимание с мэром Москвы Сергеем Собяниным и правительством Москвы, с командованием Черноморского флота. А новые современные троллейбусы, подаренные Москвой Севастополю, — хороший залог нашей прочной дружбы и консолидированного подхода к развитию города.
— Владимир Григорьевич, недавно посол ЕС в Украине Жозе Мануэль Пинту Тейшейра заявил, что иностранные инвесторы боятся идти в Украину из-за несовершенства законодательства. Является ли несовершенство законодательства проблемой для улучшения инвестиционного климата в Севастополе?
— Сегодня Украина поступательно идет по пути адаптации украинского законодательства к европейскому. Мы крайне заинтересованы в том, чтобы на законодательном уровне создать все условия для улучшения инвестиционной привлекательности Украины, в том числе и Севастополя.
Именно теме законодательных инициатив регионов и был посвящен визит вице-премьер-министра Бориса Колесникова в Крым в начале февраля. Кабмин в лице Бориса Колесникова предложил региональным властям и бизнесу активно включаться в процесс совершенствования таможенного и налогового законодательства с учетом особенностей регионов.
По результатам этой встречи мы провели несколько совещаний с руководителями и ведущими специалистами стратегических для Севастополя отраслей, которые могли бы обеспечить городу серьезный экономический прорыв. Совместными усилиями выработали ряд предложений по устранению некоторых противоречий в таможенном и налоговом законодательствах. Как я уже говорил, в Кабмине одобрили наши инициативы и обещали всестороннюю поддержку. Итогом взаимодействия центральных и региональных органов власти стало то, что Таможенный кодекс был отправлен на доработку.
В то же время, на мой взгляд, инвестиционный климат в значительной степени зависит от нашего желания совершенствоваться и от способности сторон (власти и бизнеса) видеть общую положительную перспективу. И Севастополь в этом отношении всегда был в авангарде. Мы поддерживаем бизнес, который несет городу передовые инновационные технологии, проявляет социальную инициативу.
— Скажите, способно ли внедрение предложенных вами бизнес-проектов повлиять на улучшение ситуации в системе ЖКХ? Ведь людей больше беспокоят протекающие крыши, освещенность улиц, неработающие лифты, качество тепло- и водоснабжения.
— Для начала давайте определимся, из каких источников мы обеспечиваем финансирование ЖКХ, проводим его реформирование и реконструкцию. Из городского бюджета и поступлений, предусмотренных правительственными программами реформирования отрасли. Таким образом, чем больше городской бюджет, тем больше денег можно выделить на решение проблем ЖКХ. Чем успешнее будут развиваться в Севастополе бизнес и промышленное производство, тем больше будет наполняться бюджет города и тем шире будут наши возможности по улучшению качества жизни людей.
Именно поэтому мы пошли по пути внедрения масштабных бизнес-проектов, которые в короткие сроки дадут увеличение городского бюджета в разы. А это, в свою очередь, — капитальный ремонт крыш и жилого фонда в целом, сетей водоснабжения и канализации. Это горячая вода и тепло в домах севастопольцев. За десятилетия постсоветского Севастополя мы впервые разработали четкий механизм последовательной реконструкции всех систем жизнеобеспечения города через развитие бизнеса и восстановление его промышленного потенциала. Подобные идеи, конечно же, звучали и ранее, но весь вопрос упирался в отсутствие источников финансирования. В основном надежды возлагались на субсидирование из Киева. Сегодня мы предложили ряд концепций, при которых город по мере их реализации сможет самостоятельно зарабатывать деньги.