Отчетность предпринимателей в Пенсионный фонд Украины

На учете в управлении ПФУ в Гагаринском районе состоит более 10 тысяч физических лиц-предпринимателей. Из них активную хозяйственную деятельность ведут только 7000 предпринимателей, причем труд наемных работников используют всего 920. Согласно действующему законодательству Украины, все предприниматели (физические лица) обязаны представить в Пенсионный фонд Украины годовую отчетность один раз в год до 1 апреля года, следующего за отчетным, и вовремя уплатить единый социальный взнос. Таким образом, годовая отчетность за 2011 год предпринимателями должна быть представлена до 1 апреля текущего, 2012 года.

Об особенностях представления годовой отчетности в Пенсионный фонд Украины мы попросили рассказать начальника отдела персонифицированного учета, информационных систем и сетей управления ПФУ в Гагаринском районе Сергея Шпика.

— Сергей Борисович, какие формы годовой отчетности должны представить в Пенсионный фонд Украины предприниматели и каковы особенности их представления?

— Следует отметить что, годовую отчетность в Пенсионный фонд юридические лица, кроме управления труда и социальной защиты населения, не представляют. Подается годовая отчетность только предпринимателями (физическими лицами) или лицами, которые обеспечивают себя работой самостоятельно — занимаются независимой профессиональной деятельностью: научной, литературной, артистической, художественной, а также медицинской или юридической практикой, в том числе адвокатской или нотариальной деятельностью. Причем представляется отчетность независимо от того, вели вышеуказанные лица хозяйственную деятельность или нет, находились они на упрощенной системе налогообложения или на общей. В соответствии с п. 2.4. ст. 6 закона Украины "О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование" от 08.07.2010 2464-VI плательщики единого социального взноса обязаны подавать отчетность территориальному органу Пенсионного фонда в сроки, в порядке и по форме, установленные Пенсионным фондом.

В соответствии с "Порядком формирования и представления страхователями отчета о суммах начисленного единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование" от 08.10.2010 22-2 (далее "Порядок…") основной формой годовой отчетности является приложение 5, состоящее из шести таблиц и титульного листа.

Предприниматели (физические лица), которые добровольно уплачивают единый социальный взнос в органы Пенсионного фонда или осуществляют доплату до минимального страхового взноса, заполняют и подают таблицу 1 приложения 6.

— А каковы основные требования к заполнению и представлению форм годовой отчетности?

— В соответствии с "Порядком…" отчетность в Пенсионный фонд Украины может представляться: в электронном виде через сеть Интернет с использованием электронной цифровой подписи (ЭЦП) без бумажного носителя; на бумажных носителях, заверенных подписью предпринимателя и главного бухгалтера (при наличии такой должности у страхователя), скрепленных печатью предпринимателя (при наличии печати).

Отчет на бумажном носителе заполняется только на украинском языке печатными буквами и только шариковой ручкой синего или черного цвета. Помарки и исправления в отчетности не допускаются. В случае незаполнения той или иной строки делается прочерк. При заполнении полей, состоящих из клеточек, каждый из символов (в т.ч. точка, апостроф, запятая, дефис и др.) вписывается в соответствующую отдельную клеточку.

Следует обратить внимание на то, что представление отчетности почтой или электронным письмом на электронный адрес Пенсионного фонда "Порядком…" не предусмотрено.

Учитывая все требования, предъявляемые к отчету на бумажном носителе, Пенсионный фонд Украины уже опробовал и отработал технологию приема электронной отчетности через сеть Интернет. На сегодня уже свыше 1000 страхователей в Гагаринском районе успешно представляют отчетность в электронном виде, используя электронную цифровую подпись и сеть Интернет.

— Что необходимо для передачи отчетности в электронном виде?

— Прежде всего необходимо освоить программное обеспечение, с помощью которого можно подготовить всю необходимую отчетность в Пенсионный фонд, и приобрести сертификаты ключей электронной цифровой подписи (ЭЦП). Программное обеспечение можно получить совершенно бесплатно в любом районном управлении Пенсионного фонда Украины в отделе персонифицированного учета, где принимается отчетность. Комплекты сертификатов ключей ЭЦП предоставляются только аккредитированными центрами сертификации ключей.

Подготовленный электронный отчет (в виде выходного файла) шифруется собственной электронной подписью предпринимателя и высылается на электронный адрес информационного центра Пенсионного фонда Украины. Сведения о получении и результатах обработки отчетности информационным центром отправитель сразу получает на свой электронный почтовый адрес. В этом случае можно оперативно увидеть допущенные в отчетности ошибки и своевременно их устранить.

Прием годовой отчетности в управлении Пенсионного фонда Украины в Гагаринском районе ведется ежедневно, с 9.00 до 17.00 (перерыв с 13.00 до 14.00) по адресу: ул. Героев Бреста, 13, каб. 8, тел. 42-23-39. Получить более подробную информацию и консультации можно также на сайте главного управления Пенсионного фонда Украины в Севастополе: www.sevpfu.gov.ua.

Обращаем внимание предпринимателей на то, что за непредставление или несвоевременное представление годовой отчетности (после 1 апреля 2012 года) предусмотрены финансовые санкции в размере 170 гривен. Поэтому просим выдерживать сроки представления отчетности.

Другие статьи этого номера