Мой дядя много чего повидал на свете. Недавно он подсчитал, что за всю свою жизнь участвовал по крайней мере в тридцати геологических экспедициях. Из них в десяти — за пределами бывшего Союза. Разумеется, неоднократно ему пришлось бывать в нештатных ситуациях. Как начнет, бывало, рассказывать, так и тянется рука к перу, перо — к бумаге: очень даже все интересно. Но дядя — лентяй, ничего для потомства и не думает оставлять в плане «генетической памяти». А зря…
Вот одно из его воспоминаний. В середине семидесятых годов его и еще троих его московских коллег Мингеологии СССР командировало в Монголию — на только что разведанное месторождение молибденовой руды в предгорной местности Монгольского Алтая, близ района среднего течения реки Керулен. Необходимо было оконтурить месторождение, выявить реальные объемы запасов молибдена, а заодно и меди.
Из Москвы дядя и его спутники вылетели рано утром и должны были первую промежуточную посадку сделать в Барнауле. О том, что произошло в этом полете, дядя мой рассказывал так:
— Все складывалось у нас весьма удачно. Рейс не задержали, погода в "Домодедово" стояла прекрасная. Вылетели без промедлений, правда, в самом начале полета, когда к пассажирам по радиосвязи обратилась стюардесса с разъяснением о порядке поведения на борту, в динамике почему-то раздался свист, перешедший в какое-то беспорядочное хлопанье, вроде кто-то как бы тапочками бьет по полу. Впрочем, стюардесса извинилась за технические неполадки в эфире и бодро завершила свой инструктаж.
Я с полчаса бездумно сидел в кресле, глядя в иллюминатор, затем полностью расслабился и приготовился к долгому перелету. Через час стюардесса принесла завтрак, все было мило и респектабельно. Вокруг пассажиры в салоне шутили, смеялись, а одна молодая компания даже что-то вполголоса напевала.
Я решил скрасить время и открыл взятую в полет книгу В. Кнорринга "Путешествие по Амазонии". В первой же главе автор подробно описывает, как молодая ирландская чета (кстати, тоже геологи) отправилась в экзотический вояж в Новый Свет. Спустя десять часов, когда авиалайнер снизился для промежуточной посадки в Гонолулу, самолет как бы на что-то натолкнулся в воздухе. Пассажиры заволновались…
…В тот самый момент, когда я прочел эти строки, наш Ту-154 точно так же сильно тряхнуло, и он взял крутой вираж влево. По селектору нарочито спокойный мужской голос призвал нас, пассажиров, не волноваться, соблюдать спокойствие. Но не тут-то было. Мы все понимали, что с самолетом что-то произошло по нештатной схеме.
Уже приземлившись в Барнауле, мы случайно узнали, что в правый мотор нашего лайнера попала птица, и опытный первый пилот, строго следуя инструкции, все-таки избежал неприятностей.
Но главное (во всяком случае, для меня) было впереди. Полет продолжился, и я вновь раскрыл книгу В. Кнорринга. Можете представить, каково же было мое удивление, когда я прочел примерно следующие строки: "Пассажиры стали нервно поглядывать по сторонам. Кто-то порывался встать, но вышедшая из служебного отсека стюардесса, мило улыбаясь, призвала всех к порядку, сославшись на метеорологические факторы. Однако позже, когда самолет благополучно приземлился, стало известно, что в этом рейсе произошло весьма редкое происшествие: в правый мотор… попала птица".
Как и у нас! Согласитесь, такое совпадение — по обстоятельствам и по "пересечению" во времени — может иметь место, пожалуй, раз в сто лет.