Будущее России не зависит от санкций. Будущее России зависит от нас В.В. Путин
Севастополь 13o

Как след звезды…

В последнем номере известного и престижного украинского журнала «Антиквар» (N 1-2 (60), январь-февраль 2012 г.) Севастопольская галерея «Арт-Бульвар» при участии искусствоведа Елены Самойловой начала серию публикаций о севастопольских и крымских художниках, которые по разным...

В последнем номере известного и престижного украинского журнала «Антиквар» (N 1-2 (60), январь-февраль 2012 г.) Севастопольская галерея «Арт-Бульвар» при участии искусствоведа Елены Самойловой начала серию публикаций о севастопольских и крымских художниках, которые по разным причинам не стали широко известными за пределами полуострова, но являются авторами работ коллекционного уровня. Открывается цикл рассказом о личности, пожалуй, самой легендарной — севастопольском живописце Геннадии Арефьеве.Геннадий (Энгельс) Арефьев родился в Алма-Ате в 1934 г. Художественные способности проявились у него достаточно рано, и где бы ни жила семья Арефьевых, Энгельс использует всякую возможность учиться рисованию. С 1948-го по 1952 г., работая прокатчиком в Магнитогорске, по вечерам он посещает изостудию при Дворце культуры металлургов. В 1953-м поступает в Крымское художественное училище им. Н.С. Самокиша, однако после второго курса уходит на три года в армию. Вернувшись на второй курс, Энгельс оказывается учеником Павла Скорубского, одного из ведущих педагогов училища. Желание стать художником крепнет, и уже в 1961 г. Арефьев поступает в Харьковский художественный институт. Правда, через два года семейные обстоятельства вынуждают прервать учёбу, и в 1964 г. он переезжает в Севастополь.

Очевидно, этот город сыграл в судьбе художника очень большую роль, так как наиболее значимые произведения были написаны Геннадием Александровичем именно здесь в период с 1964-го по 1977 г. Этих 14 лет хватило для того, чтобы навсегда остаться в художественной летописи Крыма. Яркий, самобытный талант мастера находит выражение в самых разных областях искусства: Арефьев — отличный рисовальщик и акварелист, интересный офортист и чеканщик, мощный живописец, скульптор.

Удивительно и в то же время закономерно, что человеку такого дарования с трудом удавалось прокладывать себе дорогу в официальном советском искусстве. Глядя на его картины сегодня, сложно поверить, что они создавались в эпоху всепобеждающего соцреализма. С 1966 г. Арефьев работает в Севастопольских художественно-промышленных мастерских и мечтает преобразить своим искусством город. Но преображать ему доверяют лишь автобусные остановки (и то изредка), да ещё в школе N 34 сохранилась его настенная роспись. Около Диорамы на Сапун-горе стоял не дошедший до нас памятник "Солдат и матрос", выполненный скульптором С.А. Арефьевой по рисункам мужа. Бoльшую часть заказов составляли тогда чеканки, в основном на флотскую тему, но и эти заказы приходилось искать. В севастопольском периоде жизни Арефьева был такой год, за который ему удалось заработать лишь 25 рублей.

Геннадий Арефьев работал практически во всех жанрах живописи: писал многочисленные натюрморты, сочные, колоритные пейзажи в Крыму, Седневе, средней полосе России, жанровые картины и портреты. Среди портретируемых — родные, соседи, студенты, коллеги-художники. Нет ни Героев Соцтруда, ни партийных работников, вообще нет никакой конъюнктурной живописи. В члены Союза художников Геннадия Александровича принимать не спешили, ведь он совершенно не вписывался в общепринятые рамки, а уж в закрытом Севастополе 60-х — и подавно. Такое положение вещей глубоко ранило Арефьева, но, быть может, именно эти обстоятельства позволили ему реализоваться в полной мере: не было нужды подстраиваться и приспосабливаться.

Наиболее ярко индивидуальность художника проявилась в жанровых композициях, посвящённых людям моря — рыбакам, морякам, севастопольским мальчишкам. В 1966 г. за картину "Сети" Арефьев получил премию ЦК ЛКСМУ. В его произведениях жанровую окраску приобретает всё — пейзаж, интерьер, натюрморт. Фигуры людей почти всегда статичны и носят обобщённый, символический характер, зато окружающие детали становятся активными выразителями смысла. В знаменитой картине "Водолаз" (1974) в изображённой фигуре — лишь усталость и задумчивость, а вот на заднем плане — сине-фиолетовое море, голубое небо, облака — грозная стихия, которая только кажется спокойной и приветливой. Картина воспринимается как риторический вопрос, будит воображение, заставляя задуматься о том, что видел и пережил этот человек, сидящий в водолазном костюме на палубе военного корабля.

Люди всегда интересовали Г. Арефьева, поэтому за 14 лет им написано большое количество портретов. Живопись, рисунок тушью и карандашом, офорты — самые разные техники использовал автор, работая в этом жанре. И если в графических портретах его в первую очередь интересует передача внешнего сходства, сиюминутного настроения, то живописные работы имеют ярко выраженный психологический характер. Особую роль приобретает в них задний план: художник окружает портретируемого наиболее важными для него предметами, которые и дают представление о характере человека. Смешные детские рисунки становятся выразительным фоном в "Портрете Ани" (1965), словно символизирующем время взросления, переход из мира детства в мир юности. На "Портрете сына" (1967) многочисленные игрушки подчёркивают образ не по годам серьёзного, погружённого в свой внутренний мир ребёнка.

Благодаря выбираемым сюжетам и их живописному решению к жанровым картинам можно отнести даже те работы Арефьева, где люди отсутствуют вовсе. "Брошенные якоря" (1969), "Поэма о море" (1975) рассказывают о городе и его жителях, они неразрывно связаны с историей и человеческими судьбами. Драматизм ситуации усиливают контрастные цветовые сочетания, нарочито тёмные тени, "фовистские" краски, упрощённые композиционные построения.

В целом в творчестве Г. Арефьева можно выделить два взаимосвязанных периода. На раннем этапе, в 60-е годы, более выражено влияние европейского и отечественного искусства конца XIX — первой трети XX в. В отдельных работах читается увлечение Сезанном, Ван Гогом, пуантилистами и фовистами ("Натюрморт с камбалой", 1963; "Лаки и масла", 1966). Чуть позже улавливаются отголоски увлечения "русскими парижанами" П. Кончаловским и Р. Фальком — портреты сына, "Портрет Коли Ковалевского" (1972), натюрморты. К началу 70-х многообразные художественные впечатления соединяются Арефьевым в драгоценный сплав собственного творчества. Его живописная манера всегда экспрессивна — мазки густые, пастозные, будто вылепленные с помощью кистей, мастихинов, пальцев. Мощный, динамичный характер живописи в полной мере соответствует человеческому характеру Геннадия Арефьева.

В последние пять лет жизни автор часто обращается к теме ярмарки, скоморошества, к греческой мифологии. "Русский Икар" (1972), "Смерть скомороха" (1975), "Ряженые" (1976) — эти аллегоричные философские картины становятся зримым выражением размышлений Арефьева о мироздании, обществе, человеке и его пути. Всё чаще он задумывается и о жизни художника. В свой последний год пишет две картины — "Дорога" и "Поле. Начало зимы", где через всё пространство идёт дорога без начала и конца, как след летящей в небе звезды, как непостижимый путь жившего среди нас художника.

Понимание и признание стали приходить к Геннадию Арефьеву только с 1975 г. — тогда он получил медаль на республиканской выставке "Мемориал И.К. Айвазовского", после чего уже в 1976-м состоялись сразу три персональные выставки в различных крымских залах. Несмотря на это, в Союз художников его всё равно не принимали — решали, откладывали… А 13 марта 1977 года Арефьева не стало.

Спустя 35 лет после кончины художника мы отчётливо видим, сколь велико влияние его творчества на крымских, особенно севастопольских, живописцев. Оно сопоставимо с влиянием Адальберта Эрдели на развитие закарпатской художественной школы. Только жизнь Арефьева была намного короче — всего 43 года.

Сегодня значительная часть небольшого художественного наследия Геннадия Александровича находится в Севастопольском художественном музее (более 150 работ). Отдельные произведения хранятся в Музее героической обороны и освобождения Севастополя и в Симферопольском художественном музее.

В другие региональные музеи его картины не попадали, поскольку в период работы в художественно-производственных мастерских живописных заказов Арефьев не исполнял. С республиканских выставок, в которых художник участвовал дважды, отделом закупок было приобретено несколько его пейзажей Южного берега, но судьба этих работ неизвестна. Таким образом, к началу нашего века Геннадий Арефьев превратился для Украины в легенду…

В последние 10 лет благодаря активной позиции друзей, севастопольских коллекционеров, жены и сына художника, искусствоведов и галереи крымской живописи "Арт-Бульвар" имя Арефьева стало хорошо известно ценителям искусства. Его работы экспонируются на многочисленных выставках, продаются в галереях и на аукционах. Остаётся надеяться, что в ближайшее время этот автор займёт достойное место в одном ряду с такими известными крымскими мэтрами, как В. Толочко, Я. Басов, А. Сухоруких, Ю. Волков, С. Бакаев, и другими.

Губернатор Севастополя Михаил Развожаев сообщил, что власти города реконструируют улицу Капитанскую в рамках создания парка Музейно-мемориального комплекса «Защитникам Севастополя 1941 – 1942 годов» на мысе Хрустальном. На работы потратят 2 млрд рублей. «При строительстве...

И.о. директора департамента образования и науки Севастополя Лариса Сулима в ходе аппаратного совещания доложила, что межведомственная комиссия проверила готовность образовательных учреждений ко Дню знаний. По ее словам, межведомственная комиссия работала в период с 1...

В тг-каналах вызвал особый резонанс видеоролик, в котором сотрудница игровой комнаты в ТЦ «Муссон» не пустила 9-летнюю девочку с аутизмом в игровую комнату. По ее словам, данная мера принята в целях безопасности девочки и...

Губернатор Севастополя в своем тг-канале поздравил севастопольцев с Днём Государственного флага Российской Федерации. «…Наш флаг — один из важнейших символов Российской государственности. Сейчас, когда русофобия в западном мире зашкаливает, наш триколор — это ещё...

В финал регионального этапа главного педагогического конкурса «Учитель года России» 2022 года вышло 86 участников. В том числе финалисткой стала учитель «ШКОЛЫ ЭКОТЕХ+» Наталья Караулова. Она педагог с 8-летним стажем. Преподаёт английский и немецкий...

По поручению губернатора Севастополя Михаила Развожаева в городе ведётся замена газового оборудования ветеранам Великой Отечественной войны. Работы выполняются в рамках оказания дополнительных мер соцподдержки ветеранов Великой Отечественной войны.  Замена оборудования ведётся за счет средств...

Все новости рубрики АРХИВ