Юрий Карпов: «Мы меняем модель работы налоговой службы и готовы доверять, но незаконных методов ведения бизнеса не допустим!»

Вступление в силу Налогового кодекса и реформирование ГНА в ГНС призваны усовершенствовать ведомство. О том, как работает обновленная налоговая служба города, о некоторых итогах, новых сервисах для плательщиков и перспективах на будущее наши читатели узнают из публикации наиболее интересных моментов беседы главного госналогового инспектора отдела взаимодействия со СМИ и общественностью О. Кучеренко с председателем ГНС в Севастополе Ю. Карповым.

— Юрий Сергеевич, мы знаем, что в Севастополе практически завершена реорганизация налоговых органов. Как вы оцениваете произошедшие изменения?

— В ходе реформы не просто изменилось название: была "налоговая администрация", а стала "налоговая служба". Изменилась сама модель работы, произошло сокращение кадров, переформатирование и укрупнение некоторых отделов и управлений. При создании новых структурных подразделений определялась объективная численность сотрудников, а все шаги были направлены исключительно на повышение эффективности работы. В ходе реорганизации службы основные сокращения кадрового состава произошли на уровне городского аппарата: количество сотрудников уменьшилось практически на 20 процентов. Мы сознательно не шли на сокращение районных специалистов, которые работают непосредственно с плательщиками, чтобы потребитель наших услуг не терял в качестве. Здесь на первом месте стояли идеология и стратегия, а не голая арифметика.

Главная наша задача — сделать так, чтобы у граждан словосочетание "государственная налоговая служба" ассоциировалось с хорошим сервисом и высоким профессионализмом. Только так можно обеспечить добросовестное выполнение обязанностей перед государством. И кто бы что ни говорил, налоговая культура повышается, а статистика поступлений говорит сама за себя. Так, по итогам 2011 г. сбор в общий фонд сводного бюджета составил 1 миллиард 418 миллионов гривен — рекорд для нашего региона. И в этом году сохраняется положительная тенденция: с начала года поступило порядка 242 миллионов гривен налогов, а это на 35 миллионов больше показателей того же периода прошлого года.

— В прошлом году новаторские изменения в налоговом законодательстве коснулись и такого бюджетообразующего источника, как налог на прибыль: и снижение ставки, и упрощение порядка начисления амортизации, и введение в действие значительного количества льгот. Как это повлияло на поступления?

— Действительно, налог на прибыль стал, пожалуй, одним из самых "измененных" в Налоговом кодексе. Но, несмотря на то, что ставка была снижена с 25 до 23 процентов, итоговая статистика результатов администрирования этого налога за 2011 г. выглядит довольно позитивно. Пессимистические прогнозы некоторых скептиков по уменьшению поступлений в бюджет за счет снижения ставки налогообложения не сбылись. Общая сумма годового сбора налога является рекордной для региона — 232 миллиона грн. По сравнению с 2010-м это больше на 69%, или на 95 миллионов. В целом за 2011 год плательщики нашего региона задекларировали налоговых обязательств по прибыли в сводный бюджет на 245 миллионов гривен, что выше уровня 2010-го на 33%, а в абсолютном выражении эта сумма составила 61 миллион.

Я считаю, что положительные результаты достигнуты прежде всего за счет того, что новые правила налогообложения разрушили некоторые схемы "уклонистов" и сблизили налоговый и бухгалтерский учет. Отмечу, что с 1 января 2012 г. — очередной этап снижения ставки налога на прибыль на 2% (с 23 до 21). Поэтому на этот год главным резервом наполнения бюджета по налогу на прибыль будет работа с предприятиями, которые систематически декларируют убытки. Кроме объективных причин, нередки случаи, когда такое декларирование является своеобразной минимизацией налоговых обязательств.

Мы меняем модель работы налоговой службы и готовы доверять, но незаконных методов ведения бизнеса не допустим! Сегодня работа ведомства планируется по принципу максимального невмешательства в деятельность добросовестных налогоплательщиков, сама идеология отношений с представителями бизнес-среды направлена прежде всего на то, чтобы они не ощущали никакого давления со стороны налоговой службы.

— А как на практике плательщики Севастополя ощутили уменьшение фискальной составляющей работы налоговиков?

— За прошлый год количество фактических проверок снижено на 76% (с 2334 в 2010 г. до 555 в 2011 г.). Количество фактических проверок снижается и в этом году. По сравнению с показателями 2011 г. по итогам января-февраля текущего года этот показатель снижен на 88%. Кроме того, для малого бизнеса вообще введен мораторий на проверки — налоговая служба планирует продлить его и на второй квартал 2012-го. Никто не будет беспокоить добросовестного налогоплательщика, если он не дает повода для проверки. Как в банках есть клиенты с положительной кредитной историей, так и в налоговой те, кто честно ведет свой бизнес, имеют особый статус. К сожалению, бывают случаи, когда предпринимательская деятельность осуществляется с использованием различных схем уклонения от уплаты налогов. Вот тут, конечно, не обходится без контрольно-проверочной работы. Но проверки для нас не самоцель — это способ вернуть в бюджет недоплаченные налоги.

Немало полемики и вокруг налога на добавленную стоимость. На незаконном возмещении из бюджета построено немало криминальных схем. В 2011 г. впервые в Украине внедрена практика автоматического возмещения НДС, которая также может быть применена только к добросовестному налогоплательщику. В Севастополе за 2011 г. в авторежиме возмещено практически 35% от общей суммы, а всего за прошлый год — практически 80 миллионов гривен. В идеале автоматическое возмещение НДС — путь к исключению влияния человеческого фактора во взаимоотношениях налоговой и плательщика. Мы осознаем всю меру ответственности и понимаем, что сервисная составляющая ГНС должна стать ключевым моментом в этих взаимоотношениях.

— Не могли бы поподробнее рассказать о новых сервисах?

— Прежде всего я говорю о создании сервисных центров для налогоплательщиков. До конца этого года такие центры будут открыты при каждой налоговой инспекции города. Руководители ГНС Украины очень серьезно подошли к этому вопросу: центры создаются по единому стандарту. Они будут иметь в своей структуре три обязательные секции: приема и выдачи справок и разрешительных документов, приема отчетности и корреспонденции, а также обслуживания плательщиков. Кроме того, все центры будут оборудованы залами ожидания с Wi-Fi и плазменными экранами, на которых предусмотрена трансляция важной информации. Для удобства тут же разместят платежные терминалы, где можно будет сразу оплатить налоги и другие обязательные платежи. Каждый сервисный центр, помимо обычного подключения к сети Интернет, будет обеспечен доступом к единой базе налоговых знаний. Уже реализованным проектом для плательщиков в 2012 г. стало введение нового сервиса "Пульс налоговой". По телефону (044) 284-00-07 каждый может рассказать о любых противоправных действиях налоговиков на местах. Человек, который хочет обозначить проблему, должен назвать свое имя, телефон для обратной связи, чтобы ему могли сообщить о принятых мерах.

Еще одной сервисной услугой является сдача отчетности в электронном виде — удобство и экономия при таком способе имеют неоспоримые преимущества. А в самом ближайшем будущем планируется внедрение собственного "виртуального кабинета" с индивидуальным паролем. Практически не выходя из дома, можно будет узнать о состоянии расчетов с бюджетом — сверить начисления и оплату налогов.

— Начало года в Украине традиционно связано с проведением кампании декларирования доходов граждан. Как она проходит у нас?

— Мы начали принимать декларации по подоходному налогу (так он тогда назывался) впервые в 1993-м, и нынешняя кампания, уже 19-я по счету, продлится до 1 мая. В обязательном порядке подать декларацию должны лица, сдающие недвижимость, получающие иностранные доходы, получившие имущество по договору дарения, наследство и другое. Разумеется, могут задекларировать доходы и те, кто планирует воспользоваться налоговой скидкой.

Ставка налогообложения не изменилась: 15%, если сумма месячного дохода не превышает 10-кратный размер минимальной зарплаты, установленной на 1 января отчетного налогового года (9410 грн). Если доход выше указанной планки, ставка налога составит 17%, но только для суммы превышения. Многие, приняв участие в декларационной кампании, могут остаться в выигрыше, вернув часть потраченных ранее средств. В частности, это распространяется на граждан, тративших деньги, допустим, на обучение. С нашей стороны мы создали условия, чтобы представление деклараций было комфортным. Если гражданину нужна консультационная помощь, он сможет получить ее из различных источников: через СМИ, Интернет, на семинарах и других мероприятиях, которые ежемесячно проводят наши сотрудники.

В этом году налогоплательщики будут сдавать декларацию по новой форме, которая размещена на официальном сайте налоговой службы Севастополя в спецразделе "Декларирование доходов граждан". Там же — актуальные разъяснения по вопросам декларирования и видеоинструкция по заполнению бланка. Кроме того, мы готовы ответить на вопросы в консультационных пунктах, по телефону налоговой справки 1507, в ходе сеансов "Горячей линии", на интернет-семинарах и интернет-конференциях, которые налоговая служба регулярно проводит в режиме реального времени. Наконец, для удобства граждан все районные налоговые инспекции работают в режиме продленного дня, а также в выходные дни. Считаю: есть все основания утверждать, что для представления деклараций о доходах в нашем городе созданы самые благоприятные условия.

Уже свыше 1200 граждан подали декларацию о доходах, "засветив" более 42 миллионов гривен. Эти средства являются весомыми для местного бюджета, и, я надеюсь, позволят в полной мере реализовать социальные программы в нашем городе. Государственная налоговая служба приглашает всех налогоплательщиков добросовестно выполнить свой гражданский долг и подать декларацию до 1 мая 2012 г. Сдавая декларацию и уплачивая налог на доходы физлиц, граждане обеспечивают наполнение бюджетов разных уровней, что, в свою очередь, служит гарантом выполнения государством своих экономических и социальных обязательств.

— Спасибо!

Подготовил Сергей КОШКИН.

* * *

ГРАФИК ЛИЧНОГО ПРИЕМА ГРАЖДАН руководителями государственной налоговой службы в Севастополе на АПРЕЛЬ:

1. КАРПОВ Юрий Сергеевич, председатель государственной налоговой службы в Севастополе, — 4 апреля, 10.00-12.00 (ГНС в Севастополе, к. 104); 18 апреля, 10.00-12.00 (ГНИ в Балаклавском районе, к. 103).

2. ЗУМСКИЙ Ярослав Исаакович, первый заместитель председателя ГНС в Севастополе, — 2 апреля, 14.00-16.00 (ГНС в Севастополе, к. 104); 17 апреля, 14.00-16.00 (ГНИ в Нахимовском районе, к. 118).

3. АРТЕМЕНКО Валерий Николаевич, первый заместитель председателя — начальник УНМ ГНС в Севастополе, — 10 апреля, 10.00-12.00 (ГНС в Севастополе, к. 104); 24 апреля, 10.00-12.00 (ГНИ в Гагаринском районе, к. 105).

4. БОГАЧЕВСКИЙ Степан Петрович, заместитель председателя ГНС в Севастополе, — 3 апреля, 11.00-13.00 (ГНИ в Балаклавском районе, к. 109); 17 апреля, 11.00-13.00 (ГНС в Севастополе, к. 104).

5. ХЛОПИНА-КВИЧ Ольга Ивановна, заместитель председателя ГНС в Севастополе, — 12 апреля, 10.00-12.00 (ГНС в Севастополе, к. 104); 26 апреля, 10.00-12.00 (ГНИ в Ленинском районе, к. 103).

Другие статьи этого номера