Будь зал театра им. А.В. Луначарского вдвое больше, вряд ли он в тот вечер вместил бы всех желающих попасть на спектакль Севастопольского академического театра танца народного артиста Украины Вадима Елизарова «Кармен». Сплошной аншлаг двенадцатый год подряд…Созданный В. Елизаровым еще в начале 80-х спортивно-танцевальный клуб "Виктория" за годы творческой деятельности блестяще оправдал пророческое имя победами на европейских и мировых чемпионатах танцевального искусства. По праву получил в декабре 1999 года статус театра танца, а на финише уходящего века, в пятницу, 13 октября 2000 года, блестяще подтвердил его премьерой "Кармен".
Хорошо помню тот день. Звуки гитары — настрой на праздник при входе в зал, где яблоку было негде упасть, и это еще мягко сказано. Занято было все под завязку — вплоть до ступенек между рядами. В такт финальным аккордам на миг погас свет и вспыхнул вновь, произведя эффект открывшегося занавеса. А дальше — восторг и изумление: и невозможное возможно! Возможно превратить сцену в городскую площадь и табачную фабрику, в приют контрабандистов и бальный зал, в арену корриды и сумрачный уголок ночного леса — без кулис и декораций, только благодаря массовому танцевальному действу, филигранному пластическому решению каждого эпизода под музыку Бизе и Щедрина. Постановка стала не танцевальным шоу, а именно театральной работой — с четко определенным сюжетом и актерами, зримо создающими истинно сценические персонажи тем же вдохновенным языком синтеза музыки и танца, когда "душой исполненный полет" красноречивее самого пламенного монолога.
От бубнов и скрипок
Вибрирует воздух.
И, взятая ритмами в плен,
Углем раскаленным,
Положенным в воду,
Вся ливень страстей,
Под ночным небосводом
Безумствует в танце
Кармен!
"Кармен" сделала юный театр Театром с большой буквы, стала стартовой площадкой феерического творческого взлета уникального коллектива, аналогов которому нигде нет и по сей день.
Уже в первый год творческая копилка пополнилась такими жемчужинами танцевального искусства, как "Весеннее путешествие", "Избранное", "История любви", "Аргентинское танго". Затем театр порадовал лиричным спектаклем "Вальс о вальсе". В полной мере оправдала свое название постановка Exhibition (выставка), виртуозно объединившая и продемонстрировавшая парад, вернисаж танцев ведущих направлений мировой хореографии. Каждый номер представал как грань бриллианта, имя которому — Танец с большой буквы.
А Notre Dame de Paris, зримо воплотивший на сцене роман классика французской литературы В. Гюго!.. Перед зрителями предстало масштабное классическое хореографическое действо, для которого, как для "Кармен", было написано эксклюзивное либретто.
А "Пигмалион" с собственной интерпретацией античного мифа и творения Бернарда Шоу: о волшебстве преображения ультрасовременной девицы, королевы молодежной дискотеки, в благородную изысканную леди благодаря урокам классического бального танца! И торжество любви — как завершающий штрих в этом чудесном перевоплощении…
Не понаслышке знаю, ибо приходилось в те годы бывать на пресс-конференциях Театра танца, что каждая постановка — словно вершина айсберга на волнах вдохновения. А под толщей волн — дискуссии, бесконечный творческий поиск сценических решений, неизменно увенчивающийся находками-озарениями, а также невидимые миру многочасовые репетиции актеров.
Театр танца явил себя миру — мир заметил его и восхитился!
Достаточно вспомнить, как на Днях русской культуры в Каннском дворце публика, заполнившая огромный 2800-местный зал, очарованная выступлением Театра танца, едва не забыла о грандиозном ночном фейерверке над набережной "французской Ривьеры", не отпуская севастопольских танцоров со сцены. Подобными триумфами завершались все зарубежные гастроли в странах Европы, в Китае, за океаном.
Десятилетие Театра танца по заслугам ознаменовалось присвоением ему звания академического — с отчетным концертом и торжественной церемонией награждения на самой престижной сцене страны — в Национальном дворце "Украина".
Так удивителен ли аншлаг на севастопольских "Пяти вечерах", куда народный артист Украины Вадим Елизаров вновь безошибочно выставил "Кармен" — талисман своего театра?..
Признаюсь, не была на спектаклях Театра танца уже несколько лет. Поэтому ожидала новой встречи с "Кармен" с большим интересом.
В этой постановке, как мне показалось, было больше новаций, грандиозных световых эффектов. Появилась декорация Севильи — словно масштабное живописное полотно. Более роскошными и многоцветными стали костюмы участников действа. Сменились исполнители, в том числе и главных ролей. Понятно, что преемственность неизбежна. Но искренне порадовало, что творческая планка осталась той же — высочайшей.
Поэтому "Кармен" и двенадцать лет спустя оказалась все-таки узнаваемой. И отточенной хореографией, и динамичностью действия, и, конечно, прежде всего душой главной героини — такой же трепетной и очаровывающей, мятежной и страстной.
Как океан меняет цвет,
Когда в нагроможденной туче
Вдруг полыхнет мигнувший свет, —
Так сердце под грозой певучей
Меняет строй, боясь вздохнуть,
И кровь бросается в ланиты,
И слезы счастья душат грудь
Перед явленьем Карменситы.
Когда любовь дороже жизни, тогда и саму жизнь не жалко с легкостью бросить в огонь этого всепоглощающего чувства. И вспыхнуть фейерверком, чтобы возродиться вновь…
Живи, "Кармен"! Браво!