Реклама убивает облик города

Цивилизованный мир давно осознал, что утверждение «Реклама — двигатель торговли» уже не является актуальным. Сегодня ни в одной столице Европы уже не увидишь такой агрессивной и вездесущей рекламы, как в Севастополе. Там вывески органично встроены в архитектуру зданий, не вносят в их фасады цветовой и объемной сумятицы. Этому препятствуют не только строгие государственные законы, но и высокая эстетическая культура европейцев, сохраняющих исторически сложившийся облик своих полисов. У нас же классическую архитектуру зданий в центре Севастополя вероломно попирает реклама.Вот одно из знаковых в городе зданий — кинотеатр "Победа". Этот классический образец мастерства зодчих просто поруган местечковой рекламой и какой-то чудовищной антенной, установленной на вершине фронтона. Аналогичная ситуация с Матросским клубом, башня которого стала символом Севастополя. Между колоннами главного фасада кого-то угораздило устроить рекламные растяжки, которые смещают архитектурные акценты. Подобное просто невозможно представить на колоннадах Большого театра в Москве, или "Гранд-опера" в Париже.

Идем на ул. Большую Морскую и вновь встречаемся с агрессивной фасадной рекламой, просто кричащей о том, что в здании, являющемся памятником архитектуры, расположен магазинчик. При этом броская красная вывеска магазина перекрывает аркаду витражей по всему первому этажу здания. На улице Генерала Петрова — вновь реклама магазинов. Дизайнер посчитал возможным классические колонны фасада закрыть вывесками и разместить их в недопустимой близости с мемориальной доской в честь генерала, именем которого названа улица.

Такая картина — практически по всему городскому кольцу. Торговый центр "Очаковский" — это пример нового строительства в исторической градостроительной среде, отражающий в своей архитектуре классические традиции старого Севастополя. На мой взгляд, там должно остаться лишь одно название — "Очаковский", а все остальное удалить, как раковую опухоль.

А теперь пройдем по главным магистралям города. На проспекте Генерала Острякова знаковый объект — супермаркет "Океан". Эта хорошая работа архитектора ныне, как спрут, оплетена рекламой со всех сторон. За ней уже трудно разглядеть само здание, облепленное рекламой. Проспект Октябрьской революции на всем протяжении утыкан огромными рекламными щитами. Они создают впечатление, что это не улица, а некий информационный лабиринт, в котором теряются дорожные знаки, обеспечивающие безопасность движения автотранспорта.

Когда-то было решено застроить зеленые "карманы" среди высотных домов. Реализация этой идеи пришлась на время, когда застройку начали бизнесмены первой волны, не имеющие высокой культуры и не воспитанные в эстетическом отношении. В результате реклама напрочь лишила микрорайон и без того невыразительного архитектурного облика. Разве здесь может вырасти Моцарт?

Последний пример вероломства, агрессивности рекламы и низкого профессионализма дизайнера. В Балаклаве уникальная по ландшафту набережная, создающая идеальные условия для проявления таланта архитектора. И что же мы видим сегодня? Мы видим выставленные вдоль зданий палатки, называемые "шалманами", которые обезображивают морской фасад бухты. На набережной Ялты со всем этим покончено, а у нас все это остается.

Было бы несправедливо не сказать и о высокопрофессиональном исполнении и размещении рекламы. Такие примеры в городе есть, но их немного. В частности, это кафе "1820" на площади Адмирала Лазарева. Здесь дизайнеры предельно тактично, бережно и деликатно отнеслись к архитектуре исторического здания. Открытая витрина, цветы при входе, прозрачная вывеска, кронштейн с указателем. Все это гармонирует с белокаменным великолепием города.

Вот какие выводы можно сделать, совершив экскурс по Севастополю. Реклама не должна вступать в противоречие с архитектурой исторических зданий, ее необходимо деликатно вписывать в фасады. Она не должна изменять или прикрывать архитектурные пояса и карнизы, детали и декор. Высота букв рекламы в исторической части города не должна превышать 30-40 сантиметров. При этом буквы лучше крепить к фасаду, а не к щиту.

В морском городе, построенном в классических традициях, целесообразно использовать в рекламе не яркие, а шоколадные, бронзовые, бежевые и синие цвета. Надо ликвидировать растяжки на улицах, которые искажают облик города, отвлекают внимание водителей.

Аналогично следует упорядочить размещение рекламных щитов вдоль дорог. При таких огромных размерах их предпочтительно размещать на загородных магистралях, а не в городской урбанизированной среде. С фасадов общественно-торговых центров, супермаркетов следует снять все рекламные вывески, оставив лишь название торгового комплекса.

При доброй воле городской госадминистрации, городского совета, при высокой степени их уважения к своему городу вполне возможно уже к предстоящему Дню основания Севастополя многое сделать для возрождения его величия и красоты.

Другие статьи этого номера