Чтоб ИМЕНЕМ стала фамилия

Сияющий золотым блеском, с изящными, словно у античной амфоры, ручками кубок с надписью «Чемпионат Украины-2012, 1-е место, профессионалы, секвей, латина» — этот престижный трофей солисты Севастопольского академического театра танца заслуженные артисты Украины Александр Елизаров и Наталья Иванова привезли с Национального чемпионата Украины, состоявшегося в Киевском дворце спорта в конце марта.Латиноамериканский секвей — одна из сложных и престижных номинаций танцоров-профессионалов. Ибо здесь наряду с высочайшим спортивно-техническим мастерством надо столь же впечатляюще продемонстрировать и артистизм, а главное — идею номера: сделать считанные минуты танцевального действа эффектным и насыщенным содержанием мини-спектаклем.

Латиноамериканский секвей — приоритет Севастопольского театра танца, но артисты все равно волновались. Ведь за Кубок страны боролись сильнейшие пары, в том числе киевляне — чемпионы Украины в латиноамериканских танцах Александр Скарлато и Юлия Лисохина.

— В 2011 году на чемпионате Европы, — рассказывает Александр Елизаров, — они были бронзовыми призерами, а мы — девятыми. На чемпионате мира в том же году разделили с ними восьмое место.

И вот — впечатляющая победа, заслуженная заявка на новые чемпионаты Европы и мира. Кстати, какая эта победа по счету?

Александр улыбается: разве вспомнишь, если за плечами 21 год танцев…

21 год творчества у актера, которому чуть за тридцать?

А впрочем, отсчет творческого вдохновения начался, когда родители вечерами брали малыша в культурный комплекс "Корабел" на вечерние репетиции созданного ими спортивно-танцевального клуба "Виктория": "Еще не танцевал, но все репетиции впитывал глазами и ушами…"

Трехлетнего Сашу заворожила магия танца. А с девяти лет он уже выступал в детской группе "Виктории", в десять выиграл чемпионат Севастополя в своей возрастной категории, затем стал участвовать в соревнованиях за пределами города.

Как-то само собой сформировался дуэт с изумительной Натальей Ивановой, тоже успешной финалисткой международных соревнований. Присмотревшись к Александру Елизарову, руководители Наташи прозорливо увидели будущую звездную пару — обаятельную, талантливую и целеустремленную. В 2000 году Наташа переехала из Одессы в Севастополь, став актрисой Театра танца. А спустя шесть лет творческий союз стал семейным.

Первых побед на престижных конкурсах пара Елизаров — Иванова добились в 19 лет. В категории "Любители" стали трехкратными чемпионами Украины по десяти танцам и обладателями Кубка мира по версии IDU (Международного танцевального союза). Затем последовали триумфы и в профессиональных категориях.

В 21 год Александр получил звание заслуженного артиста Украины: "Надо же, еще при президенте Кучме — вот время идет…"

Но звездная пара не почивает на лаврах. Каждая награда становится стимулом к дальнейшей работе. Иначе нельзя: в танцевальном искусстве, как в балете, время идет плотнее, чем в шекспировской драме, как справедливо заметил кто-то из великих. Поэтому Александр совершенно справедливо полагает, что регалии в танцевальном виде искусства надо завоевывать, будучи молодыми, потому что, если получить звание к сорока годам, реализовать его будет уже некогда…

Четыре года назад Александр сменил отца у руля "Виктории". Он и Наталья стали там балетмейстерами-постановщиками. И "Виктория" уже дважды выиграла чемпионат Украины и один раз заняла второе призовое место. Надо отметить, что среди команд страны "Виктория" представлена фактически юниорским составом — в возрасте до 16 лет. А состязается со взрослыми командами, неизменно лидируя в коронном номере командных выступлений — формейшн (синхронном танце восьми пар).

Кстати, Александр с Натальей в формейшн тоже уже 15-кратные чемпионы Украины.

Талантливым танцорам "Виктории" — "зеленая улица" в Театр танца, к более глубокому сценическому постижению мира танца как сценического искусства.

А Александр Елизаров и Наталья Иванова в театре давно уже ведущие солисты наряду с другими талантливыми парами: Федором Пилипенко — Яной Тихенко, Денисом Соловьевым — Евгенией Гордиенко, Владимиром Косенко — Ириной Гладких и другими.

На днях мне посчастливилось увидеть "Бродвей" с участием этих звездных пар и всей труппы театра. Незабываемое феерическое заокеанское путешествие на знаменитую улицу Манхэттена в ярких разноцветных огнях многочисленных театров и мюзик-холлов. С мюзиклами, покорившими Европу. С мировыми знаменитостями и поистине интригующими поворотами их жизненных и творческих судеб-легенд.

Композиции, казалось бы, известных мюзиклов предстали в изумительном хореографическом воплощении, где каждый новый эпизод становится мини-спектаклем и одновременно логическим продолжением предыдущей композиции. Словно на машине времени действо переносит зрителя и в другие страны: на московский "Бродвей" 50-х — улицу Горького — к американизированным стилягам, а также в Индию, на побережье Бразилии…

Полтора часа буквально пролетели! Чувствовалось, что зрители, даже хорошо знакомые с этим спектаклем, открывали что-то новое в работе любимых актеров. Так и есть: многое меняется с каждой постановкой, и за всеми новациями — неустанный труд актеров. Но когда они видят озаренный улыбками зал, чувствуют искреннее восхищение зрителей, и аплодисменты долго не отпускают их со сцены — лица озаряются отнюдь не застывшими дежурными голливудскими улыбками. Оценка зрителя — самый мощный стимул для творчества.

Каждый из эпизодов "Бродвея" вполне можно развернуть в отдельную постановку. Особенно — "Копакабану", где артисты в нарядных затейливых многоцветных костюмах воспроизвели атмосферу экзотического многокилометрового пляжа в Рио-де-Жанейро — места отдыха, развлечений, незабываемых встреч и всемирно известных фестивалей, привлекающих миллионы людей со всего мира.

Да, пояснил Александр, именно "Копакабана" станет не менее фееричным, чем "Бродвей", танцевальным спектаклем, рассказывающим о событиях, происходивших на экзотическом заморском фестивале. А латиноамериканскую музыку дополнят африканские ритмы.

Эту задумку поможет воплотить на сцене хореограф из Санкт-Петербурга Андрей Бущик, судья международной категории, неоднократный чемпион России и мира среди танцоров-профессионалов на рубеже веков. Творческое содружество с именитым танцором состоялось еще в 2010 году. С тех пор Андрей Бущик с радостью откликается на предложения поработать с труппой Севастопольского театра танца.

В качестве хореографа в Театре танца работал и Дмитрий Тимохин из России — тоже экс-чемпион мира. Из Англии приезжала столь же титулованная леди Кэрол Макрейлд.

Севастопольский театр танца — пионер в области продвижения бальных танцев в сценическое искусство. А значит, единственная площадка, на которой балетмейстеры-постановщики могут создавать спектакли, развивая бальный танец как самостоятельное театральное действо.

Киевскую академию танца — филиал Харьковского международного славянского университета Александр окончил без отрыва от работы в театре, что позволяет специфика хореографических вузов. И сразу же продолжил учебу в аспирантуре. С одобрения научного руководителя, профессора, доктора искусствоведческих наук Юрия Станишевского стал готовить кандидатскую диссертацию "Театр танца — новая форма сценической хореографии" на примере создания и становления Севастопольского театра танца. К сожалению, в прошлом году Юрия Александровича Станишевского не стало…

Научную работу Александр продолжает на базе Крымского университета культуры, искусства и туризма, с которым у Севастопольского театра танца наметилось тесное творческое сотрудничество. В сентябре в Севастополе откроется кафедра бальной хореографии, которую возглавит народный артист Украины Вадим Альбертович Елизаров, а Александр Елизаров будет доцентом кафедры.

Если все сложится, Александр станет первым в стране кандидатом наук в области бальной хореографии. А значит, впишет свое имя и в науку.

Подумалось, что у слова "имя" несколько значений. Одно из них — личное название, данное человеку при рождении. Другое — известность, репутация.

"Но как тяжело перейти рубикон, чтоб Именем стала фамилия", — писал поэт-фронтовик Николай Доризо.

Тяжело, но замечательно, когда рубикон давно перейден, а впереди открыт путь к новым творческим горизонтам.

Другие статьи этого номера