Александр Сергеевич… Но художник

Читальный зал библиотеки-филиала N 21 имени А.И. Куприна коммунального учреждения «Центральная библиотечная система для взрослых» едва ли не постоянно является и выставочным залом. В настоящее время в нем организован показ почти двух десятков полотен самобытного севастопольского художника Александра Репки.Чем созданные им картины обращают на себя внимание? Они показывают, что Александр Сергеевич не подвержен часто очень губительному для творческого человека воздействию рынка конъюнктуры. Александр Репка берет в руки кисти, чтобы написать пейзаж, но только по вдохновению. На выставке в библиотеке-филиале имени А.И. Куприна можно долго любоваться, например, видом парка, который примыкает к пляжу "Учкуевка". Это единственная работа, выполненная в этом жанре. Но какая!

Не сторонится мастер и натюрморта. Хороша изображенная мастером тумбочка настолько ветхая, что ее разболтанные дверцы постоянно распахнуты. А на ней кувшины с кистями. Александр Сергеевич недоволен натюрмортом. Посетители же выставки надолго задерживаются у него.

Пейзаж — в единственном экземпляре, натюрморт — тоже. Остальные работы на выставке — жанровые. В них автор предстает перед нами как человек наблюдательный, ироничный, веселый и в то же время наделенный способностью по-философски мыслить, способностью глубоко любить людей из различных социальных слоев.

Позволю себе в качестве иллюстраций к этим строкам предложить репродукцию лишь одной картины представленной на выставке, — натюрморт. Остальные при желании можно увидеть в Балаклаве. Хочется раздвинуть рамки вернисажа, поместив на газетной полосе картины из некогда выпущенного красочного буклета, до того они, как представляется, полно выражают почерк мастера.

Был бы я искусствоведом, мне бы легче было разгадать замыслы автора. Интересно, например, почему на его полотнах, на которых изображен гуляющий народ, состав оркестра один: женщина с аккордеоном, мальчик с тарелками, мужики с барабаном и контрабасом. Почему на ряде картин присутствует совершенно неожиданный образ-скелет. Великолепен, по крайней мере мне так кажется, образ Владимира Маяковского почему-то с лорнетом. Загадки, загадки… Попытки постичь их принуждают еще раз взглянуть на картины в Балаклавской библиотеке, полистать буклет.

Все-таки и нам, журналистам, дано кое-что разглядеть. Скажем, кочующий из произведения в произведение человек в черном пиджаке, в таком же котелке. Люди рядом предаются отдыху, он же что-то либо пишет, либо делает зарисовки. Не себя ли изображает Александр Репка?

Но главное мое открытие — в ином. На полотнах Александр Сергеевич изобразил не нашу жизнь. С его легкой руки мы становимся свидетелями бытия не просто богемствующих французов, датчан, а европейцев.

Подтверждение нашей догадки мы находим в биографии Александра Репки. В январе текущего года ему исполнилось 45 лет. Его родители — художники. После окончания художественной школы он учился в Киевском художественном институте. В 1992 году Александр Репка впервые поехал в Париж, где осел надолго. Его увлекли занятия в мастерской известного на Западе живописца Клода Виала. Александр Сергеевич также задержался и в Чешской Республике.

О напряженной плодотворной работе мастера свидетельствуют прошедшие его персональные выставки в Парижской национальной академии художеств (1992 год), в Пражской галерее "Рапид" (1995 год), в Киевском специализированном центре "Дах" (1998 год), в Пражской галерее "Арт-мастер" (1999 год), коллективная выставка в Киеве "Мальовнича Україна" (1990 год). Некоторые работы, которые в настоящее время представлены в Балаклаве, привезены из Парижа с очередной выставки.

Александр Репка — член Национального союза художников Украины, член Ассоциации русских художников в Париже. Его работы покупали в Европе, в том числе во французской столице.

Это второй отчет живописца перед балаклавцами. На память о последней встрече с ними Александр Сергеевич подарил библиотеке-филиалу имени А.И. Куприна несколько своих работ.

Другие статьи этого номера