Есть убеждение, что легче всего создавать объединения совладельцев многоквартирных домов и жилищно-строительные кооперативы в только что сданных в эксплуатацию домах, потому что их содержание и обслуживание обходятся дешевле, чем старых жилых комплексов. Это действительно так, но при создании ОСМД и ЖСК в новостройках возникают непредвиденные проблемы. О путях их решения, а также о необходимости ускорения реформирования жилищно-коммунальной сферы шла речь на расширенном совещании в госадминистрации Гагаринского района.В совещании участвовали представители местных органов власти, коммунальных предприятий, председатель городской ассоциации ОСМД А. Коваленко и его заместитель Е. Брагин, председатели ОСМД и ЖСК. Они говорили о том, что сразу же после сдачи в эксплуатацию нового дома застройщик убеждает новоселов согласиться на заключение договора на обслуживание их жилого комплекса с предлагаемой управляющей компанией. Новоселы, находясь в состоянии эйфории от только что полученного ими права собственности на свою квартиру, не задумываются о последствиях такого предложения. Через некоторое время эта подставная управляющая компания исчезает, а жильцы оказываются перед необходимостью либо искать другую управляющую компанию, либо идти на поклон в свой рэп.
Дальше — больше. Выясняется, что застройщик не передал на обслуживание внутриплощадочные инженерные сети ни газовщикам, ни водоканалу, ни тепловикам, ни электрикам, объясняя это тем, что они остаются в его собственности, а сети за пределами придомовой территории жилого комплекса как бы идут в качестве вклада застройщика в развитие инфраструктуры города. В итоге все инженерные коммуникации остаются на балансе ОСМД, и оно обязано оплачивать все расходы по их ремонту. В такой ситуации оказались, в частности, жильцы так называемого "круглого" дома в микрорайоне "Омега-2А", которые несколько лет не могут передать сети на баланс коммунальным предприятиям. Участники совещания пришли к выводу, что этот вопрос надо решать в масштабах города с участием местных органов власти.
До 2011 года существовал отлаженный механизм сдачи дома в эксплуатацию. Сейчас государственной комиссии по приемке новостроек, в сущности, нет, поэтому стали возможны случаи, когда начинают эксплуатироваться жилые комплексы с инженерными сетями, имеющими существенные дефекты, и жильцам приходится устранять их за свой счет. По мнению участников совещания, чтобы положить этому конец, необходимо на уровне города принять соответствующие нормативно-правовые акты. Разве это нормально, если застройщику для сдачи дома в эксплуатацию достаточно лишь в течение 7 дней уведомить о завершении строительных работ? Во многих городах ОСМД и ЖСК сами рассчитывают свои затраты и только согласовывают тарифы на обслуживание жилого комплекса в исполнительном органе власти. У нас же ОСМД и ЖСК вынуждены работать по тарифам, сложившимся в городе, и таким образом лишаются важных своих преимуществ.
Когда-то в городе была единая аварийная служба. С ней заключался договор на обслуживание инженерных коммуникаций, и в этом деле не возникало никаких проблем. Сейчас у каждого предприятия ЖКХ, являющегося монополистом, своя аварийка, которая требует заключения договора на текущее содержание внутридомовых сетей и всячески отказывается от их аварийного обслуживания или заламывает за свои услуги непомерно высокие цены. Все это делает актуальным обеспечение прав членов ОСМД и ЖСК, находящихся на частичном обслуживании коммунальных предприятий, с которыми заключались бы типовые договоры, рекомендованные центральным органом исполнительной власти в сфере ЖКХ и региональным отделением Антимонопольного комитета Украины.
Участники совещания считают необходимым организовать курсы по профессиональному обучению председателей ОСМД и ЖСК основам планирования своей работы, экономического анализа, составления плановых смет, учета расходов и доходов, а также решить вопрос о финансировании таких курсов из районного бюджета. Все это будет способствовать тому, чтобы придать процессу реформирования жилищно-коммунального хозяйства динамику.