Умеющий улавливать время

Галерея «Арт-Бульвар» при участии искусствоведа Елены Самойловой продолжает публикацию статей о севастопольских художниках. «Слава Севастополя» представляет очередной материал, только что опубликованный в четвертом номере престижного украинского журнала «Антиквар». Его герой — Анатолий Сухоруких.Анатолий Иванович Сухоруких родился в семье военнослужащего в г. Новочеркасске в декабре 1935 года. Как и всем детям этого поколения, ему выпало трудное детство: война, потеря отца, многочисленные переезды. Только в 1944-м мама привозит троих детей в освобождённый Севастополь, где семья обретает вторую родину. Анатолий Иванович живёт в нашем белокаменном приморском городе до сих пор.

После окончания школы (в 1952 г.) молодой человек решает стать художником и поступает в Симферопольское художественное училище им Н.С. Самокиша. В этот период здесь работают по распределению выпускники Московского государственного художественного института им. В.И. Сурикова — Н. Бортников, Ф. Захаров, Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина — В. Апанович, В. Бернадский, Киевского государственного художественного института — Ю. Коновалов. Сухоруких попадает на курс Валентина Бернадского, но и остальные педагоги оказывают на начинающего живописца колоссальное влияние.

После перерыва в учёбе из-за службы в армии Анатолий Иванович возвращается в училище и в 1960 г. успешно оканчивает его. В том же году он поступает в Харьковский художественный институт на живописный факультет, где снова учится у сильнейших педагогов — А.А. Хмельницкого и А.М. Константинопольского. Дипломная работа А И. Сухоруких "Матери Севастополя" была отмечена в центральной прессе и экспонировалась на всесоюзной выставке в Москве. Художник Николай Дудченко, который в то время только поступал в Харьковский институт, до сих пор вспоминает этот холст — впечатление было очень сильным.

В 1966 г., после окончания института, Анатолий Иванович возвращается в Севастополь. 15-летнее ученичество завершено, и он начинает работать самостоятельно. Получивший прекрасную профессиональную подготовку художник уверенно чувствует себя в самых разных жанрах живописи. Ему удаются тематические картины, особенно на военную тематику, портреты, пейзажи, ню. В конце 60-х им созданы многочисленные рисунки с изображением моряков, рыбаков, видами любимого города и Крыма. Анатолий Иванович пишет портреты — характерные и запоминающиеся, такие, например, как "Юный художник" (1967). Появляются и большие выставочные картины — "Севастополь. Праздничный вечер" (1970, Севастопольский художественный музей) и пр. В 1968 г. произведения Сухоруких представляют Крым на республиканской художественной выставке, посвящённой 50-летию ВЛКСМ.

Наиболее активный и плодотворный период творчества мастера приходится на 70-80.е годы Молодой талантливый живописец находится в постоянном творческом поиске, много ездит по Крыму и по стране, участвует в республиканских и всесоюзных выставках, одна из которых — "Художники Крыма" (Ленинград, 1972) — становится особенно важной.

В 1971 г. А. И. Сухоруких совершает творческую поездку по Дагестану, где создаёт великолепные по колориту пейзажи сурового горного края. Цикл дагестанских работ стоит особняком в обширном наследии художника: тут можно уловить влияние П. Кузнецова, М. Сарьяна, Р. Фалька, почувствовать живую связь с искусством мастеров старшего поколения. В этих пейзажах есть свет, солнце, знойный струящийся воздух, в них блестяще переданы величественная красота Большого Кавказа, свое-образие горных селений и культовой архитектуры. Несмотря на небольшой формат, в дагестанских работах ощущается некая монументальность, они отличаются композиционной завершённостью, очень точно найденными цветовыми отношениями, лаконичностью изобразительного языка — в общем, всем тем, в чём проявляется истинный талант художника.

Говоря об этом периоде, стоит упомянуть и о госзаказах, с которыми Анатолий Иванович превосходно справлялся. Его работы приобретались Министерством культуры УССР, севастопольскими военными училищами. Случались и форс-мажорные ситуации. Анатолий Иванович с улыбкой вспоминает, как ему с двумя коллегами-художниками пришлось однажды за три дня (к приезду проверяющих из Москвы) написать несколько больших многофигурных холстов для Севастопольского высшего военно-морского инженерного училища.

В качестве аванса и "ускорителя" руководство учебного заведения выдало живописцам трёхлитровую банку спирта. Трое сотрудников художественно-производственных мастерских — сам Сухоруких, Виктор Коваленко и Михаил Афанасьев — трудились не покладая рук и украсили к назначенному сроку холлы училища картинами.

А.И. Сухоруких принадлежит к числу художников, которые в советские годы были весьма востребованны. Причин тому много, но главные — его потрясающая работоспособность и большой творческий потенциал. К сожалению, военных полотен Анатолия Ивановича сохранилось мало, но мы имеем возможность видеть его жанровые и пейзажные работы в Севастопольском и Симферопольском музеях, галерейных и частных коллекциях ("Рыбачий посёлок",1972; "Белокаменный город", 1978, Севастопольский художественный музей; "Клуб КЧФ. Водная станция",1968).

Анатолий Иванович обладает удивительным творческим чутьём, он умеет улавливать суть времени, в котором живёт. Примечательно, что в наши дни его работы пользуются даже бoльшим успехом, чем в советское время. С конца 80-х гг. Сухоруких всё чаще работает на пленэре, пишет натюрморты с крымскими цветами и фруктами, создаёт тематические картины, посвящённые жизни города и севастопольцам. И кто бы ни был на них изображён — матрос с арбузами, девочка в цветочной лавке или отдыхающие у моря, все работы дают точную характеристику времени и обладают несомненными живописными достоинствами.

Наряду с радостными и солнечными работами в творчестве автора появляются напряжённые, динамичные картины, на которых запечатлены грозная морская стихия, бури и штормы. Художник осмысливает свой путь, человеческие отношения через передачу неспокойных, тревожных состояний природы, отражает свои сложные душевные переживания, прибегая к аллегориям. Работы "Старая баржа" (1995) и "Диалог" (1987) — характерные тому примеры.

В первое десятилетие XXI в. проходит несколько персональных выставок мастера в Севастопольском художественном музее, выставочном зале Крымского отделения НСХУ, галереях Киева. Особенно плодотворным оказывается для Сухоруких сотрудничество с галереей "НюАрт" и лично Н.П. Белоусовым. Благодаря большой выставке, организованной в "НюАрте" в 2010 г., произведения художника становятся хорошо известными киевским любителям искусства и коллекционерам.

Отдельной темой, идущей через всё творчество Анатолия Ивановича, была и остаётся тонкая и деликатная тема обнажённой натуры. С ней связаны серии графических работ и жанровые картины, в которых всегда присутствует некая интрига. Они воспринимаются как маленькие эпизоды каких-то обыденных, а может, и романтических сценок, действие которых развивается во времени. На одной из таких картин — женщина в наброшенном тулупе, вышедшая из бани за ведром воды, на другой — молоденькая девушка, раздевающаяся около окна… Эти произведения наполнены мягким юмором, иронией, симпатией к людям, они далеки от ученического следования красивой натуре, в них всегда присутствует жизнь! В коллекции галереи "Арт-Бульвар" хранятся работы "Натурщица (Обнажённая перед зеркалом)" (1987), "Обнажённая" (1977), "Натурщица" (1978) и др.

А.И. Сухоруких — личность разносторонне одарённая. Помимо художественного таланта, он обладает ярко выраженными организаторскими способностями. Именно поэтому в 1994 г. Анатолия Ивановича избирают председателем Севастопольского отделения НСХУ, которым он руководил около 15 лет. В Крыму, да и в Украине в целом, немного найдётся в среде творческой интеллигенции лидеров, так долго остававшихся на выборной должности.

В 1997 г. вместе с севастопольскими меценатами, контр-адмиралом Сергеем Сергеевичем Рыбаком и Светланой Антоненко, Анатолий Сухоруких организовал "Севастопольский пленэр" (теперь уже международный), который каждый сентябрь собирает именитых живописцев и графиков, а также перспективных студентов и аспирантов художественных вузов.

Много лет в нём принимали участие В. Толочко, А. Чебыкин, Н. Дудченко, Ю. Винтаев, А. Зорко, И. Шипилин, Н. Лоза, В. Козик, И. Гапьяк и другие. За 14 лет на этих пленэрах под руководством Анатолия Ивановича выросло целое поколение молодых художников, которые рассматривают этот опыт как важную школу мастерства.

За большой вклад в развитие отечественного изобразительного искусства в 1998 г. А.И. Сухоруких было присвоено звание "Заслуженный деятель искусств Украины". В 2006 г. он награждён золотой медалью президиума Академии искусств Украины. К 75-летнему юбилею за выдающиеся творческие заслуги Анатолий Иванович был удостоен звания "Народный художник Украины".

Произведения А.И. Сухоруких оказались востребованными не только в Украине, но и в других странах Европы. Уже в 1991-1993 гг. на аукционах во Франции было продано пять работ художника по цене до $1275. В 1998 г. на торги Bonhams в Лондоне было выставлено шесть его работ, из которых три обрели новых владельцев. В 2001 г. картины художника продавались в лондонском выставочном центре Barkes&Barkes вместе с работами других крымских живописцев.

С 2005 г. аукционные дома Украины тоже начинают выставлять произведения севастопольского живописца. Эстимейты доходят до $ 5000-6000, а итоговая цена даже превосходит их. Такая длительная история продаж является отличным показателем устойчивого спроса на работы этого мастера. Заметим, что для крымских художников аукционная история длиной в 25 лет — большая редкость. Будем надеяться, что и в дальнейшем работы А. Сухоруких будут интересны ценителям искусства и в нашей стране, и за рубежом.

Другие статьи этого номера