Квалифицированный подбор кадров как важный элемент модернизации государственной службы

В контексте реализации административной реформы, начатой в 2010 году президентом Украины, приоритетное значение приобретают вопросы модернизации государственной службы и подбора кадров для работы в органах государственной власти.Уровень профессионализации института государственной службы во многом зависит от грамотного и квалифицированного подбора кадров, повышения уровня их профессиональной компетентности, в том числе с учетом новых задач и приоритетов.

Принимая во внимание новые современные тенденции развития государственной службы и службы в органах местного самоуправления (в условиях реализации административной реформы), организация работы с кадровым резервом должна быть кардинально пересмотрена, в частности путем совершенствования учебных программ, разработки и внедрения новых инновационных форм повышения уровня профессиональной компетентности как самих государственных служащих, так и лиц, зачисленных в кадровый резерв. В законе Украины "О государственной службе" формирование системы кадрового резерва определено как последовательная работа, направленная на развитие кадрового потенциала, реализацию возможностей каждого сотрудника, что позволяет осуществить подбор, развитие, оценку и продвижение кадров в соответствии с настоящим законом.

В кадровый резерв зачисляются профессионально подготовленные сотрудники, которые успешно справляются с выполнением служебных обязанностей, проявляют инициативу, имеют организаторские способности, необходимый опыт работы и успехи в обучении.

На каждую должность государственного служащего — руководителя формируется кадровый резерв в количестве двух человек, по должностям специалистов составляются списки лиц, которые включаются в резерв с учетом фактической потребности.

Основными этапами формирования кадрового резерва в сфере государственной службе должны быть: планирование кадрового резерва на ближайшее время (до 1-3 лет) и более далекую перспективу (до 5 лет); определение обязательных и желательных критериев к кандидатам, изучение и отбор кандидатов кадрового резерва; формирование, составление списка резерва кадров и согласование его с вышестоящим руководителем; определение и применение кадровых технологий к специалистам, которые зачислены в кадровый резерв (стажировки, временное исполнение обязанностей отсутствующего работника, привлечение к проведению проверок, служебных расследований, повышение квалификации, обучения и т.п.); определение готовности лиц, зачисленных в кадровый резерв, к назначению на государственные должности.

Особое внимание следует уделять вопросам формирования кадрового резерва на должности высшего корпуса государственной службы. В связи с этим и с целью привлечения наиболее одаренных граждан к внедрению реформ в сферах государственного управления президентом Украины 5 апреля 2012 года был издан указ N 246/2012 "О президентском кадровом резерве "Новая элита нации".

Упомянутым указом определено, что президентский кадровый резерв формируется на принципах общедоступности, объективности и прозрачности. Отбор кандидатов в президентский кадровый резерв и внесение соответствующих предложений президенту Украины осуществляются Комиссией по вопросам президентского кадрового резерва "Новая элита нации" на основании рекомендаций Национального агентства Украины по вопросам государственной службы (Нацгосслужба Украины). Предельная численность президентского кадрового резерва составляет 500 человек. Формирование президентского кадрового резерва осуществляется поэтапно, путем зачисления в течение пяти лет по 100 человек ежегодно. В случае возникновения в президентском кадровом резерве вакансий количество лиц для зачисления, соответственно, увеличивается.

Список лиц, зачисленных в президентский кадровый резерв, утверждается президентом Украины. Срок пребывания лица в президентском кадровом резерве составляет пять лет, кроме случаев досрочного прекращения пребывания лица в президентском кадровом резерве. Лицо может находиться в президентском кадровом резерве лишь один срок. Финансирование мероприятий по формированию президентского кадрового резерва и организации работы с ним осуществляется за счет и в пределах расходов, предусмотренных в Государственном бюджете Украины на соответствующий год. Президентский кадровый резерв формируется с учетом квот по соответствующим приоритетным сферам государственного управления, которые определяются, исходя из потребностей этих сфер в кадрах, и утверждаются Комитетом по экономическим реформам до 1 марта каждого года, а отбор кандидатов в президентский кадровый резерв осуществляется на конкурсной основе.

В положении о президентском кадровом резерве "Новая элита нации", утвержденном названным указом, определены этапы и сроки проведения конкурса, требования к конкурсантам. В частности, к участию в конкурсе допускаются граждане Украины, которые: соответствуют установленным законом требованиям для поступления на государственную службу, а также свободно владеют государственным языком и одним из языков Европейского Союза; имеют полное высшее образование согласно приоритетным сферам государственного управления; имеют стаж работы не менее десяти лет (в том числе не менее пяти лет стажа государственной службы и/или службы в органах местного самоуправления, из них не менее трех лет — на руководящих должностях, не менее пяти лет стажа работы на руководящих должностях в соответствующих сферах социально-экономического развития). Организация подготовки, проведения конкурса и проверка сведений, содержащихся в представленных документах лиц, которые могут быть рекомендованы для зачисления в президентский кадровый резерв, возложены на Нацгосслужбу Украины и ее территориальные органы.

Оценивание участников конкурса будут проводить интервью-центры, которые определяют структурные подразделения институтов государственного управления Национальной академии государственного управления при президенте Украины, осуществляющих переподготовку и повышение квалификации работников органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных предприятий, учреждений и организаций, и центры переподготовки и повышения квалификации работников органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных предприятий, учреждений и организаций. Порядок оценивания участников конкурса определяется Нацгосслужбой Украины по согласованию с Национальной академией государственного управления при президенте Украины.

Методическое обеспечение деятельности интервью-центров осуществляется Национальной академией государственного управления при президенте Украины. Лицо считается зачисленным в президентский кадровый резерв с даты вступления в силу распоряжения президента Украины об утверждении списка лиц, зачисленных в президентский кадровый резерв. Для организационного обеспечения формирования и сопровождения президентского кадрового резерва Нацгосслужба Украины обеспечит ведение учета лиц, зачисленных в президентский кадровый резерв, и вакансий в президентском кадровом резерве.

Также в положении о президентском кадровом резерве "Новая элита нации" определены права и обязанности, условия прекращения пребывания лиц, зачисленных в президентский кадровый резерв.

На территориальные органы Нацгосслужбы Украины возложена задача проведения с лицами, зачисленными в президентский кадровый резерв, координационной работы по профессиональному развитию, который будет осуществляться путем: повышения уровня профессиональной компетентности, в частности в форме профессиональных программ, специальных курсов, тематических семинаров, тренингов, организуемых Академией государственного управления при президенте Украины; повышения квалификации в ведущих высших учебных заведениях Украины и за рубежом; стажировки в государственных органах, а также на государственных предприятиях, в учреждениях и организациях; участия в конференциях, совещаниях, семинарах, "круглых столах", тренингах, рабочих группах по подготовке проектов программ, нормативно-правовых актов и т.д.

Национальным агентством Украины по вопросам государственной службы осуществляется работа по разработке новых инновационных подходов работы с кадрами и лицами, зачисленными в кадровый резерв, которые должны включать, в частности, комплекс мер по повышению уровня их профессиональной компетентности, с учетом того, что наиболее эффективными являются те учебные программы, которые предполагают сочетание различных форм и методов подачи материала. Их выбор зависит от специфики работы слушателей, существующих индивидуальных и корпоративных нужд, оснащения рабочих мест техническими средствами и многих других факторов.

Другие статьи этого номера