В майские праздничные дни в галерее «Южный Эрмитаж» работает выставка произведений севастопольских художников — прошлого и настоящего. О ее тематической направленности говорит название — «День Победы».На суд зрителя предложено около полусотни работ. Каждая из них заслуживает упоминания в газетном отчете. Невозможно пройти мимо полотен участника боевых действий Василия Толочко. Ему удалось справиться с поставленной задачей: достоверно отразить в искусстве свои впечатления о пережитой войне. Где-то на полной опасностей фронтовой дороге он встретил паренька ростом ниже вверенной ему винтовки. Так родился запоминающийся образ картины "Часовой. Детство, отмеченное войной".
Уже нет среди нас Василия Толочко, как нет и Валентины Цветковой. Три полотна Валентины Петровны датированы 1945 годом. Им, как и Великой Победе, 67 лет. Это видно и по потемневшим от времени краскам. Но навсегда останутся молодыми ее персонажи. Кажется, они не остыли от вчерашних жарких сражений.
Художница Варвара Грищенко известна многим севастопольским любителям живописи своими сочными цветочными натюрмортами. Но, оказывается, был в ее творчестве период увлечения портретом. Сесть за лист плотного ватмана с карандашом в руке побуждали встречи, на которые были богаты те дни.
Так, жизнь свела художницу с комсоргом бронепоезда "Железняков" Н.И. Александровым. Николай Иванович делился воспоминаниями об испытаниях, которые выпали на долю защитников Севастополя, а в это время Варвара Павловна старалась уловить и передать не только самые характерные черты внешнего облика героя, но и его характер, настроение.
С особым трепетом Варвара Грищенко взялась увековечить на бумаге образ отца, Павла Антоновича. Он воевал на участке 2-го Белорусского фронта. В бою получил тяжелое ранение. Оно повлекло утрату нескольких ребер. "Сколько помню отца, — говорит художница, — столько он ходил в бинтах". Тем не менее всю жизнь он трудился. С особой любовью косил траву. С косой в руке Варвара Павловна и запечатлела отца.
Время от времени Павел Антонович навещал осевшую в Севастополе дочь. Видимо, бывший фронтовик настолько располагал к себе людей, что за кисти и краски взялся муж художницы, Иван Грищенко. Портрет ветерана он назвал коротко, но емко — "9 Мая". На нем пожилой уже человек сидит за столом грубой работы. Перед ним — включенный транзисторный приемник, откуда наверняка звучат щемящие мелодии военных лет. Фон портрета — одна из узнаваемых севастопольских бухт. Персонаж на полотне и листе ватмана — один, авторов — двое, дочь и зять.
Их герой, Павел Антонович, уходил от воспоминаний о войне. Не был расположен к рассказам о ней и Федор Васильевич Шорохов. Ему казалось, что он, как мы сегодня сказали бы, напрягает окружающих грузом тяжелых воспоминаний. "Он прошел две войны — финскую и Великую Отечественную", — говорит его сын Анатолий Шорохов, чье творчество любимо севастопольцами. Одна из представленных на выставке картин — "Подвиг" — создана Анатолием Федоровичем еще в 1965 году, почти полвека назад. И она не первая в творчестве художника.
Из почти полусотни работ экспозиции выставки 18 принадлежат кисти Анатолия Шорохова. Это и портреты, и жанровые полотна. В одном из них нашел отражение личный опыт живописца, одного из детей войны. Это масштабное полотно.
"На нем мастерски запечатленная группа изможденных недоеданием младших школьников с учительницей. Они расположены мастером таким образом, что сами напоминают колосок. Картина так и называется — "Колоски". "В годы Великой Отечественной, — вспоминает Анатолий Федорович, — нас посылали на жнивье собирать колоски. Взять хоть один из них домой категорически запрещалось. "Все для фронта, все для победы", — такой был лозунг.
Военная тема в искусстве, считает художник, это выражение самых высоких человеческих чувств — патриотизма и любви к героям.
На выставке в "Южном Эрмитаже", посвященной Дню Победы, мы видим и акварели Наталии Шишкиной, и графику В. Шороганова, и, опять же, полотна, выполненные масляной краской, Виктора Коваленко. Вернисаж получился разнообразным по тематике, по жанрам, методам творчества и по другим показателям. Но он — дань восхищения героизмом солдат Победы, коллективный портрет героев.