Партии Королевской и Кличко стали сенсацией соцопросов, демонстрируя впечатляющий рост рейтингов

Последние перемены на политических фронтах страны серьезно повлияли и на результаты социологических исследований. Поглощение Партией регионов Тигипко и его «Сильной Украины», объединение оппозиционных «Батькiвщины» и «Фронту змiн» (которое, впрочем, политологи называют таким же поглощением), а также рост популярности новых политических сил — партий «УДАР» Виталия Кличко и «Украина — Вперед!» Наталии Королевской отразили данные опросов Центра Разумкова.Данные исследований центра стоит рассматривать в следующих плоскостях. Если говорить о плоскости "власть — оппозиция", то объединенный список БЮТ и "Фронту змiн" набрал бы больше Партии регионов, если бы выборы проходили в ближайшее воскресенье. Однако тот факт, что 19,6% готовых отдать за них голоса (или 26,8% среди тех, кто намерен принять участие в выборах) — это в первую очередь является свидетельством слабых позиций ПР, которая набирает 16,6% (или 23,3% тех, кто пойдет на выборы), а не рывка оппозиции.

Если рассматривать результаты по линии "старые политические силы — политики новой волны", то зафиксирован рост партии "УДАР" Виталия Кличко, которую поддерживают 8,5% избирателей (или 10,1% готовых идти на выборы), а также сенсационный рывок партии Наталии Королевской "Украина — Вперед!" с данными 4% (или 5,4% тех, кто уверен, что пойдет голосовать) — партии, которая существует под нынешним названием всего месяц. Следом за ними идут радикальная "Свобода" Олега Тягнибока, у которой 3,9% (и, соответственно, 5,7%) и "Гражданская позиция" Анатолия Гриценко с 2,3% (2,9%).

Для сравнения: такие "партии власти", как коммунисты и Народная партия Литвина, могут похвастать только 5,5% (7,3% от идущих голосовать) и 1,1 (1,6%) соответственно.

Главный вывод результатов исследований Центра Разумкова: четко проявилась ниша "новых сил". Опросы позволяют сделать три вывода с прицелом на результаты выборов в Раду осенью 2012 года. Во-первых, стремительный рост рейтингов Кличко и Королевской, в которых избиратели видят "новых политиков" в противовес утратившим доверие персонажам старой формации.

Во-вторых, наметилась тенденция роста ниши "новых лиц" за счет активности претендентов на этот электорат и фактического ухода со сцены Тигипко и Яценюка, избиратель которых сейчас старается определиться, с кем ему по пути.

И главная тенденция — количество избирателей, которые собираются голосовать за "новые лица", растет. Впрочем, иначе и не может быть, ведь за более чем 10 лет пребывания у власти Партии регионов, БЮТ, "Нашей Украины", коммунистов и "литвиновцев" избиратель устал от бесконечного выяснения отношений, когда власть и оппозиция постоянно меняются местами, но для простого украинца в стране ничего не меняется.

В-третьих, проявились методы, с помощью которых "старые" партии власти и оппозиции рассчитывают остаться на плаву и перевалить в Верховную Раду следующего созыва. Метод прост — это вербовка перспективных политиков из среды "новых лиц", которых "покупают" либо должностями, как Тигипко, либо обещаниями выдвинуть единым кандидатом в президенты от оппозиции в 2015 году, как Яценюка.

Впрочем, испытывать головокружение от успехов никому из "новых политиков" не стоит, считают политологи. По мнению экспертов, данные опросов Центра Разумкова — логичный результат процессов, которые происходят в обществе. Но для того чтобы закрепить свой первый большой успех, "новым лицам" еще придется поработать.

"По результатам соцопроса видим несомненный успех политической силы, связанной с именем Наталии Королевской. Можно говорить, что она вплотную подошла к преодолению 5-проц. барьера, — комментирует результаты социсследований политтехнолог и руководитель центра "Третий сектор" Андрей Золотарев. — Этот результат объясняется, во-первых, наиболее мощной среди политических сил медийной кампанией и ее активной работой в плане региональных туров, которые, в отличие от других политиков, Королевская ведет очень и очень активно. По крайней мере ее сегодняшний рейтинг выглядит объективным, если смотреть с точки зрения активности затрачиваемых усилий и мощи информационной кампании, которые ведет Наталия Королевская".

Таким образом, становится очевидно, что украинский избиратель, основательно уставший от однообразного присутствия одних и тех же персоналий в украинской политике, сознательно делает свой выбор в сторону "новых лиц". А значит, запрос на новые силы, о котором давно говорят политологи, реально отображает ожидания украинского общества от грядущих парламентских выборов.

Другие статьи этого номера