Голубка моя

В Севастопольском академическом русском драматическом театре им. А.В. Луначарского состоялась премьера спектакля «Голубка». Похоже, что новая работа Владимира Магара пришлась по вкусу севастопольцам. Зрители аплодировали, подпевали, а на премьере долго не отпускали артистов, которым пришлось многократно повторять ностальгический хит «А я — рыба…», которым заканчивается эта музыкальная комедия.Интересно, что вслед за классическими постановками последнего времени — "Дон Жуаном", "Городничим", "Отелло" — вышла такая умопомрачительно бесшабашная и в то же время такая мудрая и добрая комедия. Как будто Владимир Магар решил тряхнуть стариной и превзойти свои легендарные спектакли, шедшие на аншлагах по сотне раз, — "Подруга жизни" и "Темная история, или Фантазии на тему "Черного квадрата" Казимира Малевича".

В "Голубке", хотя и объявленной бенефисом заслуженной артистки Украины Людмилы Шестаковой (исполнительницы роли тети Тони), нет главных или второстепенных действующих лиц. Здесь мастерски работают все артисты, и у каждого из них — по нескольку вокальных номеров, исполняемых вживую. Спектакль похож на часовой механизм, где каждое зубчатое колесико цепляется за соседнее, и эти "сцепления" важны для сюжета и понимания характеров персонажей. На первом плане стоит микрофон на стойке, и мизансцены спектакля строятся так, что каким-то совершенно естественным образом перед ним оказываются то девушка Вика, то чета Сидоркиных, то сразу несколько артистов, исполняющих дуэт или даже трио. Этот прием взят из мюзикла, но, в отличие от него, драматические артисты способны рассказать свою историю более объемно и, я бы сказала, проникновенно. Ведь семейные истории не могут не трогать. Они близки нам, как воспоминания юности.

Герои "Голубки" живут в 70-е годы. Пьеса Миклоша Дьярфаша "Проснись и пой" была изрядно адаптирована. Кроме измененных имен, в нее были добавлены советские реалии, да и место действия стало похоже на наш родной город. Севастопольские черты спектаклю придала главный художник театра Ирина Сайковская, создав двухэтажную декорацию в виде старого дома и дворика с традиционной для юга виноградной беседкой, подсвечиваемой гирляндой лампочек. Табличка с номером дома, скамейка с надписью "Галя+Петя=…", какие-то полузабытые мелочи трогают сердце севастопольского зрителя. Хочется отметить работу художника по свету Дмитрия Жаркова, которую понимает лишь искушенный зритель. А ведь без качественного театрального света видны доски и картон, заметны грим и бутафория… Благодаря стараниям художника по свету иллюзорный мир, выстроенный на сцене, становится реальным для нас.

Но царят на сцене все-таки артисты! Первый выход Людмилы Шестаковой зрители встретили аплодисментами. Ее героиня, немолодая дама, получающая шесть пенсий от такого же числа бывших возлюбленных, ведет совсем не советский образ жизни. Нет, она не из борцов за социальную справедливость, она живет и наслаждается текущей вокруг жизнью, по ходу дела отпускает остроумные замечания, дает разумные советы и никого не осуждает. В ней есть здравый смысл, шик, огонь, который нравится молодежи и импонирует соседям — Сидоркиным. Знаете, я поймала себя на мысли о том, что наши соседские отношения потеряли ту искреннюю доверительность, которая не давала нам, прежним, оставаться одинокими. Нет, мы не стали хуже, мы стали жестче и, может быть, ушли в себя…

Но вернемся к спектаклю. Людмила Марковна давно не выходила на сцену в больших ролях, за исключением комедий про "слишком женатого таксиста", где она играет одну из жен главного героя — Барбару. И мы почти забыли, что в нашем театре есть дарование такой величины. Образ, созданный ею, пленителен, хотя и несколько фантастичен (попробуй-ка в советское время из-за границы получать пенсии), но органичен и правдив настолько, что песни, исполняемые актрисой, кажутся продолжением ее монологов.

Колоритными получились и супруги Сидоркины, роли которых, даже не хочется говорить "исполняют", лучше сказать — проживают заслуженные артисты Украины Нателла Абелева и Виталий Таганов. Глядя на них, трудно поверить, что перед тобой артисты, лишь изображающие семейную пару. В спектакле есть эпизод, когда Галина выходит из дома с чемоданом, ведь она уверена, что муж больше не любит ее. Он пытается ее, свою Голубку, остановить, отнимает чемодан, она упорствует… и тут происходит обыкновенное чудо — поцелуй. Этой безмолвной сцены, конечно, нет в пьесе. Она придумана режиссером и виртуозно исполняется артистами.

Настоящим открытием спектакля стали молодые артисты театра Мария Кондратенко и Александр Аккуратов, сыгравшие Вику и Диму. Очень приличный уровень вокала (спасибо завмузу театра Екатерине Троценко) и достойное исполнение больших ролей впечатляют. Акробатические этюды, выполняемые молодым артистом так бесшабашно-естественно, соседствуют с дурашливыми диалогами с Викой, по ходу действия переходят в настоящую влюбленность, которую артист играет на полутонах и которую, тем не менее, улавливает зритель. Есть еще один исполнитель роли Димы — Владимир Крючков, который играет не так остро, зато более мягко и лирично. Кто лучше — судить зрителю.

Виктория — девушка, оказывающаяся всегда на высоте положения. У Марии Кондратенко она озорная и серьезная одновременно. Она изрекает умные мысли, но всегда готова рассмеяться и участвовать в общем веселье. Самоирония и легкость у актрисы, как видно, наследственные, ведь она — дочь народного артиста Украины Михаила Кондратенко. А еще говорят, что талант не передается по наследству!

Вначале я допустила неточность: маленькие роли в спектакле все же есть. Их две: буфетчица Мария в исполнении двух актрис, Валентины Огданской и Лоры Земляникиной, и водолаз Вася (заслуженный артист Украины Андрей Бронников). У каждого из этих персонажей лишь по одной сцене. Но по какой! Когда на премьере Валентина-Мария вышла на сцену и подошла к микрофону, чтобы спеть свою глупенькую песенку про "я тебя люблю, но замуж не пойду", казалось, зал затаил дыхание. Сцена — комическая, а сопереживание с девушкой, не нашедшей взаимности возлюбленного, — стопроцентное, без скидок на пол и возраст.

Что касается водолаза, появляющегося в финале со связкой вяленой тараньки в одной руке, букетом, завернутым в газету, — в другой, да еще и в водолазном шлеме, то здесь он — наш Вася, несомненно, современная замена принцу на белом коне, — фирменный магаровский театральный десерт.

Что ж, приходите и наслаждайтесь!

Другие статьи этого номера