Будущее России не зависит от санкций. Будущее России зависит от нас В.В. Путин
Севастополь 13o

К-129. Версия ее гибели и противостояния двух сверхдержав

29 мая севастопольские ветераны-подводники в 20-й раз придут к рубке подводной лодки «Камбала», ставшей трагическим символом памяти погибших моряков (акция проводится ежегодно). В 10 часов утра пройдет панихида по членам экипажа подводной лодки К-129....

29 мая севастопольские ветераны-подводники в 20-й раз придут к рубке подводной лодки «Камбала», ставшей трагическим символом памяти погибших моряков (акция проводится ежегодно). В 10 часов утра пройдет панихида по членам экипажа подводной лодки К-129. Среди севастопольских ветеранов ВМФ СССР есть те, кто имел к этой лодке непосредственное отношение — до ее гибели. Об этом редакции рассказал бывший подводник В.П. Миколинский, проходивший на К-129 преддипломную практику. Он должен был вернуться на нее как к основному месту службы, но в 1968 году К-129 затонула при невыясненных обстоятельствах. Трагическое событие, как и его последствия, до сих пор будоражат не только память моряков, но и воображение киносценаристов. Мы же предлагаем читателям «Славы Севастополя» версию А.Т. Штырова, служившего в разведывательных структурах флота того времени. Материал приводится в сокращении.

АМЕРИКАНЦЫ "ЛЮБЕЗНО" ОБРАТИЛИ ВНИМАНИЕ РУССКИХ НА МАСЛЯНОЕ ПЯТНО В ОКЕАНЕ

24 февраля 1968 года из пункта базирования на Камчатке на внеплановое боевое патрулирование в восточной части Тихого океана вышла дизельная ракетная ПЛ К-129. Подводный крейсер имел на борту 3 баллистические ракеты Р-13 с подводным стартом и ядерными головными частями большой мощности, кроме того — две торпеды с ядерными зарядами. Командир подводного крейсера — капитан 1 ранга Владимир Иванович Кобзарь, один из опытнейших подводников того времени. 8 марта, в поворотной точке маршрута, подводная лодка не дала обусловленный боевым распоряжением короткий сигнал о проходе контрольного рубежа.

Спустя некоторое время силами Камчатской флотилии, а в последующем и флота, с переброской авиации даже с Северного флота были организованы поисковые действия с центром в расчетной точке маршрута К-129. Однако поиск результатов не дал. Слабая надежда, что ПЛ дрейфует в надводном положении, лишенная хода и радиосвязи, иссякла через две недели поиска. Шум и гам в эфире привлек внимание американцев, которые "любезно" обратили внимание русских на масляное пятно в океане. Анализ собранной с поверхности пленки показал, что пятно — соляровое и присущее подводным лодкам ВМФ СССР.

Лодка погибла по не установленным тогда причинам. Со временем поисковые действия были свернуты. А в штабах и соединениях об этом предпочитали, стараниями особых политотделов, помалкивать.

По нашей (разведки ТОФ) версии, с выходом ПЛ К-129 в обусловленный графиком боевых служб срок за ней было установлено скрытое слежение "дежурившей" в Авачинском заливе американской атомной подводной лодки "Суордфиш".

Известно, что 11-12 марта, предположительно через 3-4 суток после времени невыхода К-129 на связь, ПЛА "Суордфиш" прибыла ночью в ВМБ Японии Йокосука со смятым ограждением боевой рубки. В течение ночи был выполнен "косметический" ремонт лодки (наложение заплат, подкраска). С рассветом ПЛА "Суордфиш" покинула ВМБ Йокосука и убыла в неизвестном направлении. Во всяком случае, ПЛА "Суордфиш" не отмечалась в море впоследствии около 1,5 лет.

ОПЕРАЦИЯ "ДЖЕНИФЕР"

…Впервые я занялся проблемой К-129, когда в середине 1970 года перешел на должность заместителя начальника разведки ТОФ и начал заново создавать направление "разведка подводных сред".

Разведке флота уже тогда было (на основе многочисленных признаков) известно, что американцы пытались установить сопроводительное слежение за всеми выходящими на патрулирование в океан советскими подводными лодками.

Предположительно ПЛА "Суордфиш" вела скрытое слежение за ПЛ К-129, удерживаясь в ее кормовых "теневых" секторах 150-180-150 на малошумных скоростях малых ходов. Но с присущей командирам американских ПЛА наглостью периодически сближаясь на критические дистанции и с подныриванием.

По нашей версии, подводная лодка с бортовым номером "574" (К-129) была непреднамеренно протаранена при повороте нашей ПЛ на новый курс следящей за ней в кормовом "теневом" секторе на критически малых дистанциях и прозевавшей поворот американской подводной лодкой. Мы утверждаем — непреднамеренно, ибо дураков рисковать и тогда не было. Наша подводная лодка, наиболее вероятно, следовала на перископной глубине в режиме РДП в условиях повышенной шумности.

Как нам представляется, американская ПЛА обычно следовала за нашей субмариной на дальности скрытного слежения и резко сближалась именно при постановке ПЛ под РДП, не рискуя быть контробнаруженной. При этом опасно маневрировала, вплоть до подныривания под корпус нашей ПЛ.

В последующем, когда тайное стало явным, представители ВМС США на брифингах упорно отрицали факт столкновения и удара своей ПЛА в корпус К-129. В позиции командования ТОФ США четко выявлялись три характерных аспекта: намеренное сокрытие факта и выгораживание командира ПЛА, которого специалисты и пресса могли обвинить в неоправданной лихости и безграмотном маневрировании; опасение обвинения мировой общественностью командования ВМС США в преднамеренном уничтожении нашей ПЛ в мирное время, что могло привести к очередному резкому обострению военно-политической обстановки; своеобразная реклама технических возможностей донных станций гидроакустического наблюдения.

Бесспорен факт, что американцы знали о месте нашей погибшей ПЛ с точностью от 1 до 3 миль, что могла установить только ПЛА (каких-либо кораблей или судов в районе гибели ПЛ не было, что известно совершенно точно).

В последующем, в период между 1968-м и 1973 г., американцы обследовали место, положение и состояние корпуса К-129 глубоководным управляемым батискафом, что позволило авторитетам ЦРУ сделать вывод о возможности подъема ПЛ, и это легло в основу замысла скрытной операции, получившей кодовое название "Дженифер".

Главное целью операции "Дженифер" было проникнуть в "святая святых" ВМФ СССР — в шифрованную радиосвязь. На морском жаргоне — "расколоть" шифры радиообмена, в частности в радионаправлении "берег — подводные лодки", которые считались "абсолютно стойкими".

Гибель нашей ПЛ соблазнила скорым решением этой задачи. Возникла идея — поднять ПЛ и извлечь шифрдокументы, боевые пакеты и аппаратуру радиосвязи. С помощью шифров "прочитать" весь радиообмен ВМФ СССР нескольких лет того периода, что позволяло вскрыть систему развертывания и управления Военно-Морского Флота Советского Союза.

А главное — найти ключевые основы разработки новых шифров с помощью логических ЭВМ и… найти "закон" и вскрыть систему разработки шифров середины 70-х годов. Что достигается этим, ясно и ребенку. Следует иметь в виду, что описываемый период характеризовался жестким противостоянием двух систем (а в океане — ВМС США и быстро развивающегося ВМФ СССР). Ну и конечно, американцы, безусловно, интересовались ракетным и торпедным ядерным оружием ПЛ.

ВРЕМЯ ПОДГОТОВКИ ОПЕРАЦИИ — 7 ЛЕТ. ЗАТРАТЫ — 350 МИЛЛИОНОВ ДОЛЛАРОВ

Операция "Дженифер" носила глубоко секретный характер. Впоследствии стало известно, что в полном объеме с ее замыслом были осведомлены лишь три высокопоставленных лица: президент США Ричард Никсон, директор ЦРУ Уильям Колби, миллиардер Говард Хьюз, финансировавший операцию.

Время подготовки и проведения операции заняло почти 7 лет. Затраты на операцию составили… около 350 миллионов долларов. Для подъема корпуса ПЛ К-129 технические исполнители спроектировали два специальных судна — "Эксплорер" и док-камеру НСС-1 с раздвигающимся днищем, на котором были расположены гигантские клещи-захваты по форме корпуса ПЛ. Оба судна изготовлялись по частям на разных судоверфях Западного и Восточного побережий США. Характерно, что даже при окончательной сборке инженеры не могли понять назначение столь странных судов. Для этих судов по специальному найму с подпиской о полном молчании (в Америке, как известно, и молчание оплачивается) были скомплектованы команды. Специальное судно "Гломар Эксплорер" представляло собой плавучую платформу водоизмещением свыше 36000 тонн.

Скрытая судоподъемная операция предположительно проводилась в три этапа.

Первый (1973 г.) — базовая подготовка специальных судов и направлений в район условной точки судна "Гломар Челленджер" фирмы "Гломар", имеющей международный статус, по-видимому, для имитации океанологических работ. Предположительно, судно "Гломар Челленджер" (а фирма имела 9 таких судов), специализировавшееся на бурениях морского дна в пределах прибрежных шельфов, использовалась "втемную", с целью "приучить" службы наблюдения нашего флота и никакого отношения к скрытной операции ЦРУ не имело. Следующий (вторая половина 1973 г.) — подмена "Челленджера" "Эксплорером" и производство тренировочно-подготовительных мероприятий к скрытому судоподъему. Третий (1974 г.) — судоподъем в кратчайшие сроки (и обязательно при отсутствии следящих сил нашего флота).

В середине 1973 года я лично (тогда первый заместитель начальника разведки Тихоокеанского флота, непосредственно курировавший направление "подводной разведки" на ТВД), анализируя обстановку на обширном пространстве Тихого океана, обратил внимание на необычное появление "Челленджера" и продолжительное его "топтание" в центре северной части океана, выделив его из огромного потока судов. Судно устойчиво пеленговалось в указанном районе, а по истечении 1,5 месяца убыло из района и занялось своими специфическими делами.

Спустя примерно два месяца в этом же районе появилось судно с радиопозывными "Гломар Эксплорер" и вело устойчивый "производственный" радиообмен в радиосети фирмы "Гломар". Как бывший командир ПЛ, я сразу ассоциировал два разновременных события, первым из которых являлась гибель ПЛ

К-129 в северной части Тихого океана. По моей просьбе командный пункт флота затребовал из архива материалы поисковой операции по К-129 1968 года. Раскрыл карту и… сразу понял: район действий "Челленджера" и сменившего его "Эксплорера" и центр района поиска ПЛ К-129 силами флота совпали.

Ситуация была доложена командующему ТОФ адмиралу Н.И. Смирнову. В район вышел быстроходный разведывательный корабль, который ежесуточно доносил: "Действия американцев непонятны, но все признаки на поиск нефти". Таким образом, мы истинный смысл действий "Эксплорера" тогда не вскрыли.

В целях продолжения слежения за "Эксплорером" мы добились у командования ТОФ решения направить в район точки "К" океанский спасательный буксир Камчатской флотилии МБ-136 с группой наблюдения. МБ вел наблюдение в течение 10 суток, не выявив ничего нового. Вскоре по расходу запасов МБ также был возвращен в базу.

На этом наши возможности были исчерпаны. В течение марта-июня 1974 года удалось "выбить" у командования ТОФ три парных вылета самолетов дальней разведавиации Ту-95РЦ, которые могли достигнуть района по радиусу только на "укол". В условиях сплошной облачности самолеты могли подтвердить присутствие в точке только крупной радиолокационной засветки и… в базу.

Одновременно приходилось обращаться к начальнику Дальневосточного пароходства А.Бянкину с просьбой "довернуть в район точки "К" проходящие мимо суда-контейнеровозы ". Однако контейнеровозы, действовавшие на линии Лос-Анджелес — Йокогама, — штуки валютные (каждая лишняя миля — в копеечку). Капитаны судов приказания начальника пароходства выполняли со скрежетом зубов, но выполняли: "Прошел точку, обнаружил, да, стоит какая-то сволочь и что-то там делает", а уж вести слежение — извините, и далее по маршруту.

МИД СССР НАПРАВИЛ НОТУ МИДУ США

И вдруг! Сенсационный взрыв в иностранной прессе: "Соединенными Штатами поднята со дня Тихого океана затонувшая советская подводная лодка". С немыслимой оперативностью все ведущие агентства мира начали выбрасывать гейзеры сенсационной информации, так что наши телетайпы вошли в перегрев. Советская же печать хранила гробовое молчание.

Как стало известно, специалисты ЦРУ США подняли не всю подводную лодку: то ли из-за трещины в одной из клешней, то ли из-за недостаточной "центровки груза" при подъеме корпус ПЛ разломился по линии трещины в центральном посту. Кормовая часть ПЛ, включая 4-8-й отсеки, вывернулась из клешней и опустилась на дно океана. Однако, учитывая, что интересующие спецслужбы США вещи — шифрдокументы, аппаратура ЗАС-связи, боевые пакеты и пр. находятся, как на всех подводных лодках, в командирском (втором) отсеке, руководители операции, по-видимому, сочли главную часть работы выполненной.

Извлеченные тела подводников (числом 6) были перезахоронены в море по принятому в советском ВМФ ритуалу, накрытые нашим Военно-морским флагом, под звуки гимна Советского Союза. Этот процесс был заснят на цветную кинопленку, которая была запрятана в сейфы ЦРУ. Есть предположение, что извлеченных тел было гораздо больше и до настоящего времени не ясно, куда они делись.

МИД СССР направил первую ноту США: ваши службы тайно, в нарушение норм международного морского права (то есть по-воровски) подняли наш корабль. Ответная нота Госдепартамента США гласила: "…а вы не объявляли о гибели своей ПЛ. Следовательно, по нормам международного права, это ничейное, бросовое имущество".

Тогда МИД СССР направил вторую ноту: вы-де надругались над вечным покоем наших погибших подводников, нарушили их братскую могилу. Госдепартамент США ответил: ничего подобного. Ваши моряки перезахоронены в море по всем правилам, принятым в ВМФ СССР; соблаговолите получить копию киносъемки.

Наши дипломаты замолчали, ибо крыть было больше нечем…

НО ГЛАВНОЕ: ШИФРОВ АМЕРИКАНЦЫ НЕ НАШЛИ. ПРИЧИНА ОКАЗАЛАСЬ ВЕСЬМА НЕОЖИДАННОЙ, КАК ВСЕ КУРЬЕЗЫ РУССКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Дело в том, что командир ПЛ капитан 1 ранга В. Кобзарь был высокого роста и всегда мучился в тесной и короткой каюте. В период ремонта ПЛ (1966-1967 гг.) в Дальзаводе он, в отступление от проекта, упросил главного строителя, и тот за корабельный спирт перенес шифр-рубку в четвертый (ракетный) отсек. Мы нашли этого строителя (к тому времени вышедшего на пенсию), и он клятвенно подтвердил, что перенес шифр-рубку в ракетный отсек. Это подтверждается и тем, что в последующем, несмотря на разразившийся скандал, ЦРУ США собиралось поднимать и кормовую часть ПЛ. Но, несмотря на громкие и открыто провокационные заявления, что "они поднимут, несмотря ни на что, и кормовую часть", "Эксплорер" в точке "К" более не появлялся.

Вскоре после этой скандальной истории главные действующие лица сошли с арены: Ричард Никсон был снят с президентского поста в связи с "уотергейтским делом", директор ЦРУ ушел с поста по не установленным нами мотивам, а миллиардер Говард Хьюз, сойдя с ума, отправился в "лучшие миры". Одновременно Конгресс США своим постановлением запретил ЦРУ впредь заниматься такими сомнительными операциями…

Вскоре после этого я был "выдавлен" из системы разведки, перешел в оперативное управление штаба флота и занялся вопросами боевой готовности и подготовки к боевой службе сил Тихоокеанского флота.

Губернатор Севастополя Михаил Развожаев сообщил, что власти города реконструируют улицу Капитанскую в рамках создания парка Музейно-мемориального комплекса «Защитникам Севастополя 1941 – 1942 годов» на мысе Хрустальном. На работы потратят 2 млрд рублей. «При строительстве...

И.о. директора департамента образования и науки Севастополя Лариса Сулима в ходе аппаратного совещания доложила, что межведомственная комиссия проверила готовность образовательных учреждений ко Дню знаний. По ее словам, межведомственная комиссия работала в период с 1...

В тг-каналах вызвал особый резонанс видеоролик, в котором сотрудница игровой комнаты в ТЦ «Муссон» не пустила 9-летнюю девочку с аутизмом в игровую комнату. По ее словам, данная мера принята в целях безопасности девочки и...

Губернатор Севастополя в своем тг-канале поздравил севастопольцев с Днём Государственного флага Российской Федерации. «…Наш флаг — один из важнейших символов Российской государственности. Сейчас, когда русофобия в западном мире зашкаливает, наш триколор — это ещё...

В финал регионального этапа главного педагогического конкурса «Учитель года России» 2022 года вышло 86 участников. В том числе финалисткой стала учитель «ШКОЛЫ ЭКОТЕХ+» Наталья Караулова. Она педагог с 8-летним стажем. Преподаёт английский и немецкий...

По поручению губернатора Севастополя Михаила Развожаева в городе ведётся замена газового оборудования ветеранам Великой Отечественной войны. Работы выполняются в рамках оказания дополнительных мер соцподдержки ветеранов Великой Отечественной войны.  Замена оборудования ведётся за счет средств...

Все новости рубрики АРХИВ