Малый, да удалый

В 1932 году был поднят затонувший в Черном море плавучий маяк. Его переоборудовали в спасательное судно, получившее название «Шахтер», и ввели в состав Экспедиции подводных работ особого назначения. Из всех судов ЭПРОНА, выполнявшего тогда много судоподъемных операций, он был самым малым по водоизмещению, но благодаря высокой выучке экипажа не раз успешно выполнял поистине боевые задачи. В августе 1941 года на «Шахтер» поступил приказ срочно выйти к мысу Тарханкут для оказания помощи теплоходу «Кубань», получившему повреждения корпуса в результате бомбовых ударов авиации противника.Обследовав теплоход, водолазы обнаружили в его борту пробоину 6 на 8 метров. Пластыря такого большого размера на "Шахтере" не было, поэтому спасатели приняли решение наложить на пробоину брезентовый чехол и прижать его к борту теплохода стальными тросами. Вода в трюм продолжала просачиваться, но ее откачивали за борт насосами. Это позволило "Кубани" своим ходом дойти до Севастополя, где ее отремонтировали, и она продолжила перевозить в Новороссийск личный состав и боевую технику.

Вскоре экипажу "Шахтера" выпало новое испытание на мужество и мастерство. На этот раз на рейде Евпатории он оказывал помощь минному заградителю "Сызрань", напоровшемуся на мину. Едва водолазы заделали пробоину, осушили затопленные отсеки "Сызрани" и она дала ход, как в небе появились "юнкерсы".

Спасатель, отстреливаясь из пушек и поставив дымовую завесу, сумел уклониться от прицельного бомбометания, но от пулеметного огня самолетов на нем погибли командир "Шахтера" старший лейтенант П. Крысюк и пятеро краснофлотцев, а еще пятеро моряков получили ранения. На судне вышел из строя компас, возник пожар, в машинное отделение стала поступать вода.

Командование спасателем принял штурман младший лейтенант И. Романенко. Без навигационных приборов, рискуя наскочить на минное поле, он привел "Шахтер" в Балаклаву. Там погибшие в бою упокоились в братской могиле. По стечению обстоятельств похороны совпали с бомбежкой, которую немцы с присущей им идиотской педантичностью осуществляли регулярно.

После ремонта "Шахтер", получивший множество пробоин, до самого окончания войны продолжал выполнять судоподъемные и аварийно-спасательные работы на кораблях и судах Черноморского флота, терпящих бедствие. Экипажу не раз приходилось проявлять самоотверженность и действовать по принципу: сам погибай, а боевых товарищей выручай.

В 1947 году экипаж "Шахтера" установил на братской могиле памятник. С тех пор ветераны аварийно-спасательной службы Черноморского флота, экипаж нового спасательного судна, унаследовавшего имя "Шахтера" времен Великой Отечественной, а также ученики школы N 33, шефствующие над захоронением, ежегодно накануне Дня Победы приходят к братской могиле, чтобы отдать воинские почести тем, кто ценой своей жизни одержал победу в бою. На этот раз мемориальный ритуал сопровождался открытием нового памятника спасателям.

Другие статьи этого номера